Красильникова Г.А., Белая Н.А.
ГБОУ «Истринская школа-интернат» (Московская область)
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Аннотация
В данной статье обобщен опыт использования здоровьесберегающих технологий в условиях школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, представлена одна из современных классификаций здоровьесберегающих технологий в педагогической практике рассмотрены основные аспекты применения технологий здоровьесбережения в урочной и внеурочной деятельности школы-интерната.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, дети с ограниченными возможностями здоровья.
Key words: health saving technologies, children with restricting the ability of health.
В условиях реализации стратегии развития образования РФ одним из целевых оринтиров является охрана и укрепление физического и психического здоровья подрастающего поколения, в том числе их социального и эмоционального благополучия. Это нашло отражение в федеральных государственных образовательных стандартах, в том числе, предназаченных для детей с ограниченными вломожностями здоровья (далее – ОВЗ) [3]. Вместе с тем по статистическим данным Министерства здравоохранения РФ отмечается тенденция к увеличению заболеваний среди детей в возрасте до 14 лет. При этом структуру общей заболеваемостия в большей степени составляют болезни органов дыхания, нервной системы, желудочно-кишечного трактиа, сердечно-сосудистой и костно-мишечной систем [5].
Как показывает практика, ухудшение соматического, физического здоровья, снижение уровня эмоционально-психологического благополучия детей школьного возраста с ОВЗ, в первую очередь связанно с учебной нагрузкой и высокой интенсивностью учебного процесса в условиях образовательной организации.
Понятие «здоровье» имеет достаточно большое количество определений, однако при его анализе можно констатировать, что физическое здоровье создает основу для осанки, правильного развития статики, локомоций, роста, веса. Соматическое здоровье определяет становление, развитие и функционирование всех систем организма, его внутренних органов. Психо-эмоциональное благополучие обеспечивает целостность восприятия окружающей действительности, адекватность реакций на ее предметы и явления, а также отношение человека к себе и окружающим его людям, формирует фон настроения.
В основе работы каждого педагога для обеспечения психо-эмоционального благополучия и укрепление физического здоровья школьников с ОВЗ является использование здоровьесберегающих технологий. Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка и его благополучия на всех этпах обучения в и развития. Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в нашей школе-интернате, широко используются технологии, предложенные Н.К. Смирновым [4]:
1. Медико-гигиенические технологии (МГТ). К данным технологиям относится соблюдение санитарно-гигиенических норм организации образовательного процесса и режима дня, контроль за воздействием факторов внутришкольной среды на психо-эмоциональное состояние воспитанников с ОВЗ, систематический мониторинг за состоянием их здоровья.
2. Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). Реализация данных технологий заключается в организации и осуществлении разнообразной физкультурно-оздоровительной деятельности обучающихся с ОВЗ, направленной на сохранение и укрепление здоровья с учетом индивидуальных и возрастных особенностей наших детей, а также предупреждение заболеваний и общее оздоровление, повышение сопротивляемости организма вредным воздействиям внешней среды. Физкультурно-оздоровительная технология включает в себя постановку цели и задач оздоровления, и собственно реализацию физкультурно-оздоровительной деятельности в той или иной форме (спортивные мероприятия, дни здоровья и др.). Технология включает в себя определение уровня здоровья, тестирование физической подготовленности [1].
3. Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ) в нашей образовательной организаци направлены на создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности обучающихся с ОВЗ через обустройство пришкольной территории, озеленение классных комнат, мест рекреации, участие в природоохранных мероприятиях.
4. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ) связаны с регулярным проведением инструктажей, просмотр видеороликов пропедевтического характера о соблюдении правил личной безопасности при возникновении пожара, при терростической угрозе, на железнодорожных перездах и платформах и т.п. Кроме этого периодически с воспитанниками проводится консультативно-просветительская работа сотруниками полиции и пожарной службы.
5. Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) рассматриваются как это системный подход к обучению и воспитанию обучающихся с ОВЗ, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся. Как правило, применение этих технологий связано с учетом особенностей индивидуально-возрастного развития школьников с ОВЗ при организации образовательного процесса, создание благоприятного эмоционально-психологического внутришкольного климата, а также с разработкой программы медико-психолого-педагогической поддержки каждого ребёнка с ОВЗ, соответствующей уровню развития его памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. на разных ступенях школьного образования.
В нашей образовательной организации создана экологически безопасная, здоровьесберегающая инфраструктура к которой относится оснащение рекреаций, столовой, переходов, лестничных пролетов, спального корпуса, спортивного и концертного залов информационными стендами, схемами эвакуации, информационными табло «Выход», виброзвуковой сиреной при чрезвычайных и штатных ситуаций. Стенды на стенах корридоров и кабинетов с представленным на них наглядным материалом о внутришкольных правилах поведения, правилах безопасности и т.д. Кроме этого, соблюдаются санитарные и противопожарные требования, предъявляемые к территории, зданию школы-интерната, помещению библиотеки, спортивного и концертного залов, к залу для проведения музыкально-ритмических занятий, мастерским, учебным кабинетам и кабинетам для индивидуальных занятий.
Особенно важным направлением в нашей школе-интернате является тесное сотрудничество с родителями (законными представителями), реализуемое медицинским персоналом, педагогами, психологами через консультативно-просветительскую работу в части охраны здоровья, обеспечения психо-эмоционального благополучия в семье и школе-инетрнате.
В связи с этим, особого внимания заслуживают профилактические меры, направленные на охрану и укрепление здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья. Одним из направлений профилактической работы в нашей школе-интернате является формирование представлений и навыков здорового образа жизни обучающихся с ОВЗ как в урочной, так и внеурочной деятельности.
Формирование представлений об основах экологической культуры, экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды осуществляется на общеобразовательных уроках и индивидуальных занятиях коррекционной направленности. Одним из аспектов работы в этом напралении является побуждение детей заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения. К основным, формируемым навыкам здоровьесбережения обучающихся с ОВЗ, относится становление у них умений противостоять вовлечению в табакокурение, употреблению алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ; умения соблюдать навыки личной гигиены; умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
В урочной и внеурочной деятельности организуются физкультурно-оздоровительные мероприятия, в процессе которых осуществляется формирование установок на здоровый образ жизни, включая правильное питание, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом, формирование негативного отношения к факторам риска здоровью обучающихся с ОВЗ (сниженная двигательная активность, вредные привычки, инфекционные заболевания); формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе; использование оптимальных двигательных режимов.
Реализуя здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках и во внеурочной работе, педагогами школы-интерната решаются три группы задач: диагностические, образовательные, здоровьеформирующие. При использовании традиционной технологии проведения урока (занятия) педагог обращает внимание, в основном, на соблюдении дисциплины и успешности выполнения обучающимися с ОВЗ заданий. Педагоги, которые придерживаются принципов здоровьесбережения на уроке учитывают психофизиологическое и психоэмоциональное состояние школьников, которое так или иначе может повлиять на успешность выполнения учебной задачи.
Поэтому, проводя перед уроком экспресс-оценку эмоционально-психологической атмосферы в классе, особое внимание важно уделять учащимся, которые отличаются проявлением ряда психофизиологических особенностей (повышенная возбудимость, нежелание включаться в учебный процесс, затруднения концентрации и удержание внимания, склонность к нарушению дисциплины и общепринятых норм и т.д.). В данном случае в тактике работы на первый план выступают социально- психологические аспекты работы с учащимися, им адресованы индивидуальные педагогические приемы и технологии, способствующие улучшению психологической атмосферы, созданию устойчивого положительного эмоционального фона.
При организации проведении уроков (занятий) педагоги корректно используют рекомендации в соответствии с принципами здоровьесберегающей педагогики, позволяющие учитывать как традиционные гигиенические требования к ведению учебного процесса, так и осуществлять дифференцированный подход к обучающимся с ОВЗ, с учетом их психофизиологических и возрастных особенностей. С целью самооценки и сам учитель может провести рефлексию этих аспектов своей деятельности. Кроме того, учитель должен быть внимателен к собственному здоровью, проводить необходимую коррекцию собственного образа жизни, чтобы его слова и призывы, обращенные к школьникам, соответствовали действительности [2].
В зависимости от ситуации и возраста школьников, можно начинать урок необычным способом: это может быть небольшая беседа об интересующем детей явлении, краткое обсуждение события, волнующего весь класс, небольшой приятный «сюрпризный момент» и т.д. Разумеется, затрачивается часть времени, но в классе устанавливается положительный эмоциональный фон, и учащиеся быстрее и охотнее перейдут к изучению темы предмета. И вот, наконец, урок начинается. А каким же он должен быть с позиции здоровьесохранения? И как оценить свой урок с этих позиций?
Нужно постараться учесть как можно больше: от обстановки и гигиенических условий до выбора методов, способствующих активизации учащихся на уроке. Вообще, весь учебный процесс с позиции «Не навреди здоровью». Поскольку основными «школьными заболеваниями» считаются сколиоз и нарушения зрения, следует изучить значительное количество методических пособий, статей, санитарно-гигиенических норм и требований, результатов исследований, выработать и систематически использовать ряд основных рекомендаций по охране здоровья школьников во время ведения учебного процесса, таких, как:
1. Правильная посадка учащихся во время занятий
За столом (партой):
- длина сиденья стула должна соответствуют длине бедер ребенка;
- высота ножек стула должна равна длине голеней ребенка;
- голеностопный, коленный и тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол;
- между краем стола и грудной клеткой ребенка соблюдается расстояние, равное ширине.
При письме:
- позвоночник ребенка опирается на спинку стула. Ребенок сидит с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы;
- предплечья лежат на поверхности стола симметрично и свободно;
- надплечья находятся на одном уровне кисти ребенка.
При чтении:
- поза при чтении в основном совпадает с позой при письме;
- предплечья симметрично без напряжения лежат на поверхности стола (парты);
- кисти рук ребенка поддерживают книгу с наклоном по отношению к глазам под углом 15
Кроме того, значительный ресурс для формирования здорового образа жизни видится в активном использовании так называемых занятий малых форм. Для организации деятельности детей, способствующей их физическому развитию, использую: вводную гимнастику до начала учебных занятий, физминутки, физкультпаузы, динамические упражнения на больших переменах, микросеансы отдельных упражнений, подвижные игры, зрительная и пальчиковая гмнастика во время уроков, минутка рекласации.
Вводная гимнастика (гимнастика до уроков) на протяжении 5-10 мин не заменяет, а дополняет утреннюю гимнастику. Она имеет свое назначение – подготовить ребенка к удержанию рабочей позы, углубить дыхание, сосредоточить внимание. Комплексы упражнений следует менять 1 раз в 2 месяца.
Подвижные игры организуются на малых и больших переменах. Физминутки – кратковременные серии физических упражнений, используемых, в основном, для активного отдыха учащихся. Обычно это 3-5 физических упражнений во время урока по основным предметам (2-3 мин) или урока труда (5-7 мин).
Считается, что за счет занятий малых форм физического воспитания можно удовлетворять ежемесячную потребность в движениях и реализовать около 40% суточной нормы двигательной активности. С помощью занятий малых форм реализуются частные задачи, не гарантирующие кардинальных изменений в состоянии занимающихся, но способствующие этому. Это задачи: по ускорению включения в учебный процесс; по оптимизации динамики работоспособности; по профилактике неблагоприятного воздействия выполняемой работы на состояние организма.
Незначительная продолжительность занятий, невысокий уровень функциональных нагрузок способствуют поддержанию высокого уровня работоспособности, повышают уровень двигательной активности учащихся и не перегружают режим дня школьника с ограниченными возможностями здоровья.
Организуя учебную и внеклассную деятельность учащихся с глубокой степенью умственной отсталости, педагог постоянно занят поиском здоровьесберегающих технологий, которые отвечают их способностям, а также интересам и возможностям детского коллектива, в основе которых должны быть партнерство, сотрудничество, сотворчество детей, педагогов и родителей, полезное здоровью каждого его участника. Как результат использования различных приемов и техник, способствующих укреплению здоровья школьников, в классе наблюдается стойкая положительная динамика по уменьшению количества простудных заболеваний, снижение количества пропусков учащимися учебных занятий по болезни.
Чтобы создать условия для принятия детьми здорового образа жизни, педагоги и родители учащихся не выступаем в роли менторов, а стараемся стать партнерами детям, сотрудничать с ними и тем самым признавать их право иметь свои полезные идеи, взгляды, право на здоровье и ответственность за него. А учителям, такая совместная деятельность помогает переосмыслить собственные взгляды на многие проблемы здоровья и на свой образ жизни [2].
Таким образом, здоровьесберегающие технологии предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью у обучающихся с ОВЗ как в школе-интернате, так и в семье.
Литература:
- Бабичева И.В. Физкультурно-оздоровительные технологии на занятиях по физическому воспитанию // Молодой ученый. -2014. — №18. — С. 65-67.
- Красильникова Г.А. Здоровьесберегающие образовательные технологии в школе-интернате для детей с ОВЗ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) / Г.А. Красильникова / [Электронный ресурс] // Инфоурок.
- Приказ Министерства образования и науки № 1598 от 19.12.2014 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе: Методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2002. — 121с.
- Статистическая информация Минздрава России: Заболеваемость детского населения России (0-14 лет) в 2015 году / [Электронный ресурс].