ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОВ ПРЕПОДАВАНИЯ В ВУЗАХ

Cайфуллаева У.У.
Преподаватель, Самаркандский государственный архитектурно строительный институт

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОВ ПРЕПОДАВАНИЯ В ВУЗАХ

Аннотация

В данной статье уделяется особое внимание методам преподавания студентам старших курсов. Следует отметить, что очень большое внимание уделяется осознанию самим студентом необходимости получения знаний на последнем курсе перед началом учебного года наставник беседует с каждым студентом обсуждая ряд вопросов, которые указываются подробно в данной статье.

Ключевые слова: тенденция, мотивация, приоритет, коррективы, производственные задания, дискуссии.
Key words: Tendency, motivation, priority, amendments, production targets, discussions

Возросший интерес к обучению у студентов наблюдаемый в последнее время требует улучшения методов преподавания. Тенденция получения всесторонних знаний и навыков связана возможно с требованием времени когда в условиях рыночной экономики и конкуренции для производства необходимы квалифицированные специалисты с широким кругозором. Перед педагогами высшей школы стоит задача совершенствование методов преподавания и внедрения новых для углубленного обучения студентов. В связи с этим хотелось бы поделиться методами преподавания в Лондонском королевском колледже. Следует отметить, что очень большое внимание уделяется осознанию самим студентом необходимости получения знаний на последнем курсе перед началом учебного года наставник беседует с каждым студентом обсуждая следующие вопросы:

Потеря мотивации, растет чувство уверенности в себе, возникает боязнь недостатков, задача кажется не выполнимой. Растущая неуверенность в своих силах еще больше усугубляет потерю мотивации. Поэтому важно беседуя со студентом выяснять его состояние помочь обрести веру в свои силы и в необходимость обучения для будущей работы. Беседуя со студентами важно выяснить подход к обучению, так как студенты к последнему курсу обучения приобретают знания навыки. Необходимо развивать глубокий подход, который включает:

  • переосмысление данного курса
  • разработку новых идей
  • внедрение с позиций пользы практике производству.

Если студент четко представляет свою задачу нацелен выполнить ее, знает как это сделать, значит, учение завершится весьма успешно и после завершения курса обучения будет сформирован хороший специалист. Если студент учится по инерции, не осознает необходимости приобретения новых знаний и навыков, то ему следует помочь обрести веру в себя в свои силы и возможности, т.е. помочь ему понять мотивацию обучения. Мотивация является основным ключом эффективного и успешного обучения. Если студент на каком-то этапе обучения теряет мотивацию, то по инерции вовлекаются другие проблемы. Все это записывается в конспект либо дневник. Собранные факты идеи помогают студентам при подготовке дипломной работы.

После окончания курса студент приобретает три основных приоритета: знания, навыки и сформированная позиция. Рассмотрим несколько методов преподавания, которые используются и у нас возможно в несколько иной форме. Одним из методов преподавания являются лекции, которые содержат обширную информацию собранную лектором из различных источников. Лекции предназначены для большого количества студентов и должны быть адаптированы лектором к данной аудитории.
Если студент записывает лекцию со слов лектора, он запоминает сравнительно мало сведений. Но если основные тезисы он списывает с доски, то процесс запоминания идет более эффективно. Наряду с этим следует активно использовать в лекциях графики, диаграммы, рисунки которые очень удобны для восприятия и запоминания. После раздела лекции резюме должны сделать сами студенты. В процессе этого можно выяснить понятна ли им лекция, записана ли она.

Другая разновидность преподавания – работа в малочисленных группах, когда наряду с приобретением знания создаются условия для совершенствования практических навыков. Для совершенствования практических навыков и проведения научных исследований помогут занятия в лабораториях. Каждая группа предлагает свою версию после чего совместно обсуждают, преподаватель вносит по мере необходимости свои коррективы. Контролируемые опыты – это лабораторная работа с инструкциями, обучения тому как их выполнять. Студент проводит их самостоятельно и докладывает на конференциях и пишет научные статьи. Экспериментальное исследования требуют большей самостоятельности. Здесь студент сначала теоретически решает как провести исследования а затем проводит эксперимент. Наконец проект или дипломная работа это когда студент самостоятельно подготавливает научное исследование и защищает его результаты. Дипломная работа позволяет студенту продемонстрировать:

  • хорошие теоретические знания и умения работать с литературой.
  • высокий уровень мышления умения обсуждать полученные результаты делать выводы, давать рекомендации.
  • знания производственного процесса применение его в дипломной работе.

Дипломная работа дает возможность преподавателю оценить: знания и навыки студента, умение разрешать проблемы и выработать собственную тактику. Таким образом, дипломная работа как итог обучения в вузе позволяет увидеть зрелого специалиста, способного решать на производстве различные проблемы и работать в его коллективе.

Следующий метод обучения для выработки практических навыков – обучение на производстве. Студентам предоставлена возможность работать под контролем наставника, приобретать новые навыки и знания понимают важность обучения и необходимость получения новых знаний. Не менее важно обучение, основанное на следующий проблеме: в начале курса каждой группе по три, четыре человека раздается задание, включающее вопросы по всему циклу. Группы исследует проблему на производстве, в лаборатории, неоднократно обсуждают решение проблемы и в конце цикла представляют всей группой свой вариант.

Преподаватель оценивает работу, причем достоинства и недостатки формулируют сами студенты. Этот метод позволяет работать вместе. Вступать в дискуссии, проводить анализ работ. Приобретать новые знания, решать профессиональные проблемы. Наконец, хотелось бы уделить внимание методам оценки студентов.

В конце каждого цикла, курса, предмета проводится обязательная ревизия знаний и навыков одним либо несколькими методами. В конце семестра или учебного года экзаменационная сессия по одному предмету длится не менее недели. Не сдав текущий зачет, студент не допускается к следующему. Методы оценки, которые могут быть приемлемы и в нашей стране:
1. Тесты – с пятью вариантами ответов, которые могут быть либо все правильными, либо все неправильными, либо несколько правильных и несколько неправильных, отчего им значительно сложнее выбор одного правильного ответа
2. Представляется ситуация, сложившаяся из производстве, и определяется найти правильное решение при нескольких условиях
— «Что будет, если случилось следующее» вариант ответа
— «Что будет если это не случилось» – вариант ответа и т.д.

При этом контролируется позиция и выбор правильного решения в данной ситуации. Многие студенты предпочитают письменную работу при оценке знаний, так как создаются условия для полного осмысления вопросов и возможность дать на них детальные ответы.
Оценка навыков осуществляется предложением производственных заданий в виде чертежных схем, возможно, инструментов готовой продукции и т.д. Студент отвечает на вопрос по 5 мин и переходит к следующему. Принимают участие по 10 студентов одновременно.

Обязательна беседа с заведующим кафедрой, лектором курса, которые одновременно смогут оценить и знания и навыки и моральные качества студента.
Защита дипломной работы – это оценка сформировавшегося специалиста, его производственной практики, научно исследовательской работы, умение работать с литературой, обобщать, делать выводы и рекомендации, представлять свою работу и себя.

Представленные методы обучения и оценки студентов, можно рекомендовать и для работы в вузах с целью повышения качества подготовки кадров.

Литература

  1. Learner centered approaches in education. John A. Spencer 2013.
  2. Course guide for general practice
  3. University of technology Keith Trigwell Mike prosessor 2005.
  4. Белогрудова В.П. Об исследовательской деятельности учащихся в условиях проектного метода// Иностранные языки в школе. – 2005. – №8.