Помелов В.Б.
Доктор пед. наук, профессор
Вятский государственный университет, г. Киров
ВИДНЫЙ ВЯТСКИЙ ПЕДАГОГ-ИСТОРИК М.Г. ХУДЯКОВ
Аннотация
В статье раскрываются факты биографии некогда известного, а ныне практически забытого ученого – педагога-историка, уроженца Вятской губернии Михаила Георгиевича Худякова. Характеризуется вклад М.Г. Худякова в отечественную историческую науку.
Abstract
The article reveals the biographical facts of once the famous and now almost forgotten scientist-historian, born in the Vyatka province Mikhail Georgievich Khudyakov. The
contribution of M.G. Khudyakov in domestic historical science is characterized.
Ключевые слова: М.Г. Худяков, г. Малмыж, Вятская губерния, Казань, Кузебай Герд, «Очерки по истории Казанского ханства».
Keywords: M.G. Khudyakov, Malmyzh, Vyatka province, Kazan, Kuzebaj Gerd, «Essays on the history of the Kazan Khanate».
М.Г. Худяков – один из самых известных ученых, занимавшихся изучением истории народов Среднего Поволжья. Его книга «Очерки истории Казанского ханства», по мнению отечественных историков, опередила свое время, и до сих пор не имеет аналогов. Последующие поколения ученых, разумеется, что-то добавляли, уточняли некоторые детали, факты… При этом некоторые «исследователи» «смело» и активно использовали материалы ученого, порой не ссылаясь на имя автора, ибо хорошо знали, что автор – «враг народа» Худяков ответить не может; его уже давно нет в живых. Более того, его имя, казалось, навсегда предано забвению. Тем важнее сейчас напомнить об этом действительно крупном педагоге и ученом, уроженце Вятской земли.
Советский археолог, исследователь истории и культуры народов Поволжья Михаил Георгиевич Худяков родился 3 (15) сентября 1894 г. в уездном городе Малмыж Вятской губернии в родовитой купеческой семье. Он окончил 1-ю Казанскую мужскую гимназию с золотой медалью (1906–1913) и историко-филологический факультет Казанского университета (1913–1918). Со студенческих лет он активно интересовался историей и этнографией народов родного края, особенно удмуртов и марийцев. Будучи студентом, участвовал в экспедициях и раскопках, проводившихся обществом археологии, истории и этнографии Казанского университета.
К этому времени относятся и его первые значительные научные работы, которые он публиковал в авторитетном издании, каковыми были в дооктябрьский период «Труды Вятской ученой архивной комиссии». Все публикации начинающего ученого были посвящены историческим достопримечательностям его родного города Малмыжа и Малмыжского уезда (церквам, «древностям») [1; 2]. Им также был составлен первый исторический очерк г. Малмыжа и сделаны наброски биографий малмыжских историков [3; 4]. Обстоятельный анализ работ М.Г. Худякова этого периода дан елабужским исследователем Э.Н. Валеевым [5].
В 1918 г. М.Г. Худяков был одним из организаторов и секретарем Научного общества татароведения, участвовал в организации музея в родном городе Малмыже. Вместе с видным литератором Кузебаем Гердом (К.П. Чайниковым), – кстати, также уроженцем Вятской губернии, – он собирал в этом уезде произведения народного творчества, топонимические легенды удмуртского и марийского происхождения, которые впоследствии составили два рукописных тома «Регистрационной книги для записей о древностях, легендах и преданиях Малмыжского уезда». По-видимому, тогда же, еще студентом, Худяков взялся за работу по сбору и литературной обработке эпического цикла легенд и преданий удмуртского народа.
Однако завершить свой многолетний труд и издать его ему так и не удалось, поскольку жизнь ученого слишком рано и неожиданно оборвалась. В итоге, большая часть рукописи осталась в черновом варианте. М.Г. Худяков неплохо знал удмуртский язык, много консультировался у К. Герда. По словам сестры Худякова М.Г. Куроедовой, некоторые отрывки к эпосу создавались Михаилом Георгиевичем на удмуртском языке, но Герд посоветовал ему оформить весь текст и на русском языке, с тем, чтобы с ним могло ознакомиться значительно большее количество потенциальных читателей.
После окончания университета в 1918–1924 гг. М.Г Худяков одновременно трудился в ряде учреждений Казани школьным учителем, исследователем-учёным, организатором музейного дела, библиотекарем Общества истории, археологии и этнографии при Казанском университете. В 1919–1925 гг. он работал хранителем, а затем и заведующим историко-археологическим отделом Казанского губернского музея. Преподавал в Северо-Восточном археологическом и этнографическом институте. С 1920 г. М.Г. Худяков работал также в музейном отделе Народного комиссариата просвещения Татарской АССР.
В 1920-х гг. он опубликовал ряд историко-этнографических и археологических работ по истории тюркских и финно-угорских народов региона [6]. Новое руководство Татарской АССР во главе с Кашафом Гильфановичем Мухтаровым, пришедшее в 1921 г. на смену правительству Сахиб-Гарея Саид-Галиева, пыталось организовать своеобразный
«татарский ренессанс». Велась активная подготовка к празднованию 1000-летия ислама на Волге. Именно в контексте этих событий можно оценивать выход в 1923 г. книги М.Г. Худякова «Очерки по истории Казанского ханства» и брошюры, посвященной исламской культуре в Поволжье, получивших высокую оценку в местной прессе. Монография М.Г. Худякова была одной из первых работ российских ученых, посвященных этой проблеме. История Казанского ханства в трудах историков предшествующего поколения рассматривалась исключительно в контексте русской истории. Его подход отличался от работ некоторых других авторов тем, что автор проявлял явную симпатию татарскому народу, и стремился объективно показать дооктябрьский период развития татарского этноса. В эти годы М.Г. Худяковым были опубликованы результаты проводившихся при его участии раскопок, и другие аспекты, связанные с историей Татарии [7].
Татарский «ренессанс» был оборван в конце 1923 г. очередной сменой правительства. В этой ситуации М.Г. Худяков понял, что его научные воззрения не встречают понимания со стороны центральной власти, и переехал в Ленинград. Здесь он развернул большую научную деятельность. Вначале он работал научным сотрудником Государственной публичной библиотеки. В 1926–1929 гг. он учился в аспирантуре Государственной академии истории материальной культуры (далее – ГАИМК). В 1927 г. принимал участие в работах Средневолжской экспедиции в Чувашии. С 1929 г. преподавал в Ленинградском государственном университете. С 1931 г. он доцент Ленинградского института философии, литературы и истории (ЛИФЛИ) и научный сотрудник 1-го разряда института доклассового общества, входившего в ГАИМК. В 1933 г. он переходит в сектор феодальной формации ГАИМК. Одновременно он сотрудничал с академическими институтами сходных направлений и Эрмитажем. В 1929–1933 гг. состоял учёным секретарём и научным сотрудником Комиссии по изучению племенного состава населения СССР при АН СССР.
Им было опубликовано более 50 научных работ. Основные работы М.Г. Худякова этого периода его научной деятельности посвящены истории татар, Волжской Болгарии, археологии Казани. Наиболее плодотворно он работал в 1920-е гг. над изучением истории и этнографии народов Среднего Поволжья. Им написаны работы «Ананьинская культура», «Политическое значение Мултанского дела и его отголосков в настоящее время», «Культ коня в Прикамье», «Вотские родовые деления», «История удмуртского народа», «О романтизме народной поэзии и эпоса удмуртов» и др. [8]. Основательное изучение жизни, быта удмуртского народа и знание его языка позволило М.Г. Худякову приступить к составлению цельного свода удмуртских эпических сказаний.
Исследователем Ф.Г. Ермаковым в 1966 г. в рукописном фонде Ленинградской публичной библиотеки была обнаружена рукопись М.Г. Худякова «Из народного эпоса удмуртов. Песни и сказания и т.д.» на 107 страницах, насчитывавшую более 3000 строк. В ней значились эпические песни: о богах, о зэрпалах, о веке Кылдысина, об утраченном счастье, о воплощении Кылдысина, о Калмезских богатырях, о борьбе с черемисами, о священной книге, о будущих временах, временах Кылдысина, о богатырях Дондинского круга, о подвигах князя Можги. В сопровождающих эпические тексты записях М.Г. Худяковым отмечалось, что он использовал труды вятских историков и краеведов Н.Г. Первухина, К.Ф. Жакова, С.К. Кузнецова, К.П. Чайникова (К. Герда), А.А. Спицына, а также венгерского исследователя Берната Мункачи.
Проанализировав удмуртские сказания, М.Г. Худяков нашел, что среди них особо выделяются, как имеющие большую историческую ценность, последние три песни. Песнь о подвигах князя Можги имеет традиционный зачин, характерный, в частности, для «Калевалы» и «Песни о Гайавате». Она открывается хвалебным обращением в честь удмуртских богов Инмара, Кылдысина и Куазя. В песенных сказаниях раскрывается мысль о зависимости человека от сил природы, показано языческое преклонение перед ней. Как и во многих эпосах народов мира, в собрании Худякова важную роль играет гиперболизация образов и деяний героев. Важную художественную функцию выполняют постоянные эпитеты и сравнения. Широко используются различные формы словесных повторов.
Ритмическая структура стихов близка к коротким песням удмуртов лирико- бытового жанра. М.Г. Худяков собрал воедино ранее разрозненные отдельные элементы удмуртского фольклора (песни, поговорки, сказания, сказки и т.п.) в единый удмуртский эпос. Изложив в классических формах на русском языке разрозненные эпические сказания удмуртов, известный отечественный учёный, этнограф и фольклорист Худяков в 1920-е гг., по существу, открыл миру новый эпос. Не случайно, его труд высоко оценил известный венгерский учёный Петер Домокош в монографии «История удмуртской литературы» [9].
Приходилось М.Г. Худякову, как говорится, и наступать на горло собственной песне. В 1932–1933 гг. им были опубликованы работы «Этнография на службе у классового врага» и «Дореволюционная русская археология на службе эксплуататорских классов» [10]. Но такая приветствовавшаяся в те годы социальная «мимикрия» ему не помогла. Уже в 1930 г., а затем и в последующие два года, против М.Г. Худякова были выдвинуты обвинения в «тюркском национализме», которые, правда, пока ограничились публичными «проработками». В 1931 г. он даже принял участие в «критике» ранее арестованного археолога С.И. Руденко. Активно пропагандировал пользовавшийся некоторое время официальной поддержкой «марризм» (учение филолога Н.Я. Марра).
17 февраля 1936 г. М.Г. Худяков стал доктором исторических наук, причем без защиты диссертации, и затем был утверждён в звании действительного члена ГАИМК, в те годы одного из самых авторитетных центров гуманитарной науки в стране.
Казалось бы, жизнь и карьера складываются как нельзя лучше. Но никто не мог быть спокоен за свою жизнь тогда в нашей стране. 9 сентября 1936 г. М.Г. Худяков был арестован Управлением НКВД Ленинградской области. Ему было предъявлено обвинение по статье 58-8, 11 УК РСФСР, в соответствии с которой он был квалифицирован как «активный участник контрреволюционной троцкистско- зиновьевской террористической организации». За несколько дней до этого, 3 августа, арестовывается видный ученый, заведующий археографической секцией Института антропологии и этнографии АН СССР С.Н. Быковский, 16 августа – ведущий научный сотрудник ГАИМК Ф.В. Кипарисов, 5 ноября – научный сотрудник Института антропологии и этнографии В.С. Адрианов. Все четверо, как члены «контрреволюционно- террористической группы», были приговорены 19 декабря 1936 г. выездной сессией Верховного суда СССР к высшей мере наказания, с конфискацией всего личного имущества. Расстреляны в тот же день в Ленинграде. Место их захоронения неизвестно.
В годы хрущевской «оттепели» все они были реабилитированы (в частности, М.Г. Худяков – в 1957 г.). Имя М.Г. Худякова носит улица в Вахитовском районе г. Казани. Казалось бы, реабилитация сняла незаслуженные обвинения в адрес маститого ученого. Однако труды М.Г. Худякова были запрещены и изъяты из библиотек, и, конечно, длительное время не переиздавались. Первым шагом по возвращению его трудов из безвестности явились публикации на татарском языке некоторых его работ на страницах молодёжного журнала «Идель», начиная с 1989 г. Повторное издание «Очерков…» вышло в 1991 г. [11]. Еще раньше, с середины 1980-х гг., стали появляться публикации, раскрывающие различные стороны научного наследия М.Г. Худякова [12]. Этим были сделаны важные шаги к восстановлению доброго имени видного российского ученого и ознакомлению современной научной общественности с его научным наследием. Упоминание о Худякове содержится в 6-м томе «Энциклопедии Земли Вятской», который называется «Знатные земляки»; сюда включены наиболее известные люди, родившиеся на вятской земле, или внесшие особенно значимый вклад в ее развитие. Тем самым признается, что вятские ученые считают его одним из знатных земляков [13, с. 477–478].
Литература:
- Худяков М.Г. Хронологические сведения о церквях г. Малмыжа // Труды Вятской ученой архивной комиссии (далее – ТВУАК). – Вып.2/3. Oтд. 3. – Вятка, губ. тип., 1915. – С. 30–32.
- Худяков М.Г. Древности Малмыжского уезда // ТВУАК. – Вып. 1/2. Отд. 3. Вятка, губ. тип., 2017. – С. 3–59.
- Худяков М.Г. Исторический очерк города Малмыжа // ТВУАК. – Вып.1/2. Отд. VI. – Вятка, губ. тип., 1916. – 52 с.
- Худяков М.Г. Из биографии малмыжских историков // ТВУАК. – Вятка. 1917. — Вып. 1/2. Отд. 3. — С 65-66.
- Валеев Э.Н. М.Г. Худяков и Вятская ученая архивная комиссия // Ученые записки Казанского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2009. – Т. 151, кн. 2. – С. 118–125.
- Кузьминыx С.В. Казанские годы в жизненном и в творческом пути М.Г.Худякова // Краеведческие чтения, посвященные 135-летию Общества естествоиспытателей при КГУ и 110-летию М.Г.Худякова. – Казань, 2004. – С. 25–46.
- Худяков М.Г. Китайский фарфор из раскопок 1914 г. в Болгарах. Т. 30, вып. 1. – Казань, 1919. – С. 117–120. Худяков М.Г. Мусульманская культура в Среднем Поволжье. – Казань, 1922. – 36 с. Худяков М.Г., Виноградов З.З. Болгар // Выставка культуры народов Востока. – Казань, 1920. – С. 10–22.
- Худяков М.Г. Татарское искусство // Вестник знания. – 1926, № 2. – С. 125–130. Худяков М.Г. Каменный век в Китае // Наука и техника. – 1926, № 5. – С. 6–7.
- Худяков М.Г. Краткий отчет о раскопках в Вятской губернии. Сообщения ГАИМК. Т.2. – Л., 1929. Т. – С. 198–201.
- Худяков М.Г. К вопросу о кромлехах. Сообщения ГАИМК. Т.7. – 1931, №7. – С. 11–14.
- Худяков М.Г. Казань в XV–XVI столетиях. Материалы по истории Татарской АССР: (Писцовые книги города Казани в 1565–1568 гг. и 1646 г.). – Л., 1932. – С. VII–XXV.
- М.Г. Худяков. Культ коня в Прикамье. Сообщения ГАИМК. Вып. №100. – Л., 1933. – С. 251–279.
- Худяков М.Г. Очерк истории первобытного общества на территории Марийской области: Введение в историю народа мари. Вып. №31. – Л., 1935.
- Худяков М.Г. Археология в приволжских автономных областях и республиках за 15 лет // ПИМК. №1/2. – М., 1933. С. 15–22.