Помелов В.Б.
Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, Вятский государственный университет, г. Киров
В.М. БЕХТЕРЕВ — ГОРДОСТЬ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ (К 160-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ УЧЕНОГО)
Аннотация
В статье приводятся биографические данные выдающегося российского ученого В.М. Бехтерева. Дается оценка его научного вклада в науку. Статья может быть полезна всем интересующимся отечественной историей, а также преподавателям и студентам педагогических и психологических специальностей.
Abstract
The article deals with the biographical data of the outstanding Russian scientist V.M. Bekhterev. The characteristics of his contribution into science is given. The article may be useful for those who are interested in the native history, as well as for teachers and students of pedagogy and psychology.
Ключевые слова: Вятка, В.М. Бехтерев, В.Н. Мясищев, Н.М. Щелованов, И.П. Мержеевский.
Keywords: town of Vyatka, V.M. Bekhterev, V.N. Myassischev, N.M. Schelovanov, I.P. Merzheevsky.
Крупнейший отечественный невропатолог, физиолог, психиатр, психолог и педагог, организатор отечественной науки и медицинской практики Владимир Михайлович Бехтерев родился (предположи- тельно) 20 января (1 февраля) 1857 г. в селе Сорали Елабужского уезда Вятской губернии (с 1956 г. – село Бехтерево Елабужского района Татарской АССР, ныне Республики Татарстан) в семье мелкого служащего – коллежского секретаря. Детство будущего ученого проходило в вятском селе Уни, городах Глазове и Вятке, куда по службе переводили отца. Отец будущего ученого был большим любителем природы, поэтому в семье всегда были домашние животные и птицы. «Страсть к птицам, сдерживаемая, однако, средствами, оставалась долго-долго и у нас братьев – детей его, к которой присоединилось затем увлечение бабочками», – вспоминал впоследствии старший брат Владимира Николай [4, с. 3].
В семье были приняты длительные походы, экскурсии на природу, ночевки в поле, охота и рыбалка. Отец умер, когда Владимиру было всего 8 лет. Оставшись без кормильца с тремя сыновьями, мать, тем не менее, сумела дать высшее образование двум сыновьям. В Вятке она сдавала под жилье квартирантам ранее купленный дом, готовила для них и убирала. На полученные от квартирантов деньги, – а это составляло не более 18 рублей в месяц, – жила вся семья. Впоследствии В.М. Бехтерев, любивший поэзию не только как читатель, но и как поэт-любитель, и даже составивший большую автобиографическую поэму «Владимир», вспоминал о матери в стихах: «О, мать моя! К тебе воспоминаньем / Из детских лет я обращаюсь вновь. / Дозволь же поздним сим признаньем / Мне оценить твою любовь».
Старшего из братьев мать подготовила к вступительным экзаменам в гимназию сама, а тот уже помогал Владимиру, который решил поступать сразу во второй класс. Среди вступительных экзаменов был латинский язык.
В XIX в. в среде педагогической общественности России оживленно обсуждался вопрос о месте латинского и древнегреческого языков в общем и специальном образовании. Передовые педагоги во главе с К.Д. Ушинским справедливо полагали, что вступительные экзамены по «мертвым» языкам служат социальным барьером для детей разночинцев и малообеспеченных граждан. Напротив, представители высших сословий называли такое обучение не иначе как «классическим», и призывали к увеличению удельного веса этих предметов в общем объеме учебных часов. Эту точку зрения, к сожалению, разделял и выдающийся врач и крупный деятель в области образования Н.И. Пирогов, который судил о значимости латыни с позиции выдающегося ученого- медика. Но ведь не каждый выпускник гимназии предполагал стать врачом или филологом… На экзамене по латыни юный Бехтерев успешно справился со всеми заданиями, но не смог ответить на вопрос про спряжения глаголов; он не знал, что «и их нужно знать». Решительный мальчик упросил учителя дать ему несколько дней на подготовку, и через неделю успешно сдал каверзный экзамен.
В годы обучения в Вятской мужской гимназии (1866-1873) В.М. Бехтерев много времени уделял чтению. Был постоянным читателем губернской публичной библиотеки. При этом он увлекался не беллетристикой, – это было бы более свойственно его возрасту, – а, прежде всего, трудами передовых естествоиспытателей (Ч. Дарвин, Т. Гексли) и сочинениями «властителей дум» тогдашней молодежи, таких как Д.И. Писарев, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский, Н.В. Шелгунов. Бехтерев увлеченно изучал этнографию народов, населявших Вятскую губернию. Его первый научный труд был посвящен описанию «вотяцкого быта», и его опубликовали в журнале «Вестник Европы» в 1880 г. Спустя много лет, на юбилейном вечере, посвященном 70-летию В.М. Бехтерева, ученый добрым словом вспомнит Вятскую мужскую гимназию и ее преподавателей, таких как Алексей Ильич Редников (1824–1885), Василий Петрович Хватунов (1817–1890) и др.
После окончания гимназии В.М. Бехтерев хотел поступать на естественное отделение Казанского университета, но в дело вмешался случай: три его товарища решили учиться в Санкт- Петербургской медико-хирургической академии, и он присоединился к ним за компанию. Однако в столице он столкнулся с неожиданным препятствием: ему было всего 16 лет, то есть на год меньше разрешенного возраста для поступления в вузы. Однако благодаря своей настойчивости ему все-таки удалось добиться разрешения на поступление. Для этого ему пришлось записаться на прием к самому начальнику академии.
Медико-хирургическая академия (впоследствии военно-медицинская академия) в те годы была одним из крупнейших научных и учебных центров России. Здесь работал выдающийся химик (и не менее выдающийся композитор) А.П. Бородин, гениальные врачи С.П. Боткин, Н.И. Пирогов и Н.В. Склифосовский, Нобелевский лауреат физиолог И.М. Сеченов и др.
Из-за сильного переутомления при подготовке к вступительным экзаменам и нервного стресса, связанного со сдачей экзаменов, в сентябре В.М. Бехтерев попал на лечение в клинику нервных болезней профессора Н.Н. Сикорского. Знакомство и беседы с профессором произвели на юношу такое большое впечатление, что это определило его выбор специализации и активную позицию в овладении будущей профессией.
В студенческие годы В.М. Бехтерев помимо упорной учебы принимал участие в деятельности студенческих революционных кружков. Летом 1877 г. во главе санитарного отряда он участвовал в освободительной борьбе болгарского народа против турок. Впоследствии в журнале «Северный вестник» Бехтерев дал правдивое описание ужасных условий, в которых находились русские солдаты во время боев, особенно под Плевной, где они проливали кровь и отдавали свои жизни вдали от Родины, в сущности, за чуждые для России интересы. На Балканах он заболел малярией. Болезнь протекала в тяжелой форме, и его отправили санитарным поездом в Санкт-Петербург.
Окончив с отличием академию в 1878 г., В.М. Бехтерев был оставлен при ней, в клинике профессора И.П. Мержеевского для дальнейшего усовершенствования и подготовки диссертации. Своей специальностью он избрал невропатологию и психиатрию, поскольку эти разделы медицинской науки, по его выражению, были в то время особенно тесно связаны с глубокими философскими и общественными проблемами, к которым молодой Бехтерев проявлял глубокий интерес. Отличное окончание академии давало ему право защиты диссертации без предварительного экзамена, – аналога нынешних кандидатских экзаменов.
В 1881 г. он защитил докторскую диссертацию на тему «Опыт клинических исследований температуры тела при некоторых душевных заболеваниях». В своей работе молодой исследователь стремился увязать особенности протекания душевных и телесных заболеваний, и раскрыть вопрос о роли мозга в регуляции температуры тела. Вскоре В.М. Бехтерев был избран приват-доцентом «по курсу нервных и душевных заболеваний».
1880-е годы в европейских научных кругах характеризовались большим подъемом в области естествознания и, в частности, невропатологии и психиатрии. Поэтому В.М. Бехтерев стремился к общению с известными зарубежными учеными. В 1884 г. он выиграл по конкурсу длительную заграничную командировку, в ходе которой работал в лучших клиниках Австрии, Германии и Франции, в том числе в лаборатории самого знаменитого в то время психолога Вильгельма Вундта и невропатолога Жана Мартена Шарко («душ Шарко»). Шарко уже тогда называли «Наполеоном неврозов». Также В.М. Бехтерев использовал это время для подготовки к профессорскому званию.
Ныне на здании бывшей Вятской мужской гимназии (г. Киров, ул. Спасская, д. 12а) имеется мемориальная доска, посвященная двум ее знаменитым выпускникам, – хирургу А.Н. Бакулеву и В.М. Бехтереву.
Еще до отъезда за границу В.М. Бехтерев получил предложение возглавить кафедру психиатрии Казанского университета. Видимо, молодой ученый испытывал вполне понятное нежелание покидать столицу и поэтому, будучи вынужденным согласиться, в то же время, выставил такие значительные условия в плане приобретения оборудования, выделения средств и расширения штата сотрудников, которые, как ему казалось, вынудят руководство вуза отказаться от его приглашения. Однако к этому времени он имел уже такую известность, что все его требования были неукоснительно выполнены к его возвращению в Россию. Ему ничего не оставалось, как согласиться, и переехать-таки в Казань.
В 1885 г. В.М. Бехтерев был избран профессором Казанского университета. Здесь он поставил на новую высоту преподавание психиатрии, открыл первую в мире психофизиологическую лабораторию, организовал Казанское общество невропатологов и психиатров, стал издавать журнал «Неврологический вестник», тем самым положив начало отечественным неврологическим периодическим печатным изданиям.
Проведенные им в казанский период исследования в области физиологии головного мозга, особенностей его коры и деятельности внутренних органов легли в основу выдающегося труда
«Проводящие пути спинного и головного мозга» в двух томах (1893). Этот труд впоследствии (1900) получил золотую медаль имени академика К.М. Бэра Императорской академии наук. Он переиздавался неоднократно в расширенном и уточненном варианте. В.М. Бехтерев дал научное описание ряда проводников в мозгу, часть из которых в науке получила его имя: пучок Бехтерева, ядро Бехтерева, полоски Бехтерева. Он детально изучил ход нервных путей и исследовал те центральные мозговые образования, к которым эти пути подходят.
Исследования В.М. Бехтерева привели в порядок имеющиеся данные о структуре мозга и его функциях, дополнили ранее имевшиеся представления рядом уточнений и дополнений. Так, им было доказано, что органами восприятия являются кожа, мышцы, суставы и полукружные каналы внутреннего уха. Он проследил ход нервных раздражений от кожи, мышц и суставов в спинной мозг и от полукружных каналов – в мозг и мозжечок. В итоге, сложилась достаточно стройная система представлений о структуре мозга. В научных опытах Бехтерева принимал участие видный физиолог Н.А. Миславский.
В 1893 г. В.М. Бехтерев принял заведование кафедрой психиатрии и невропатологи Санкт- Петербургской Военно-медицинской академии (таким стало новое название медико-хирургической академии). Здесь он организовал клинику нервных болезней. Замечательным врачом-гуманистом впервые в России была на практике реализована идея гуманного отношения к психическим больным. Для них был организован содержательный досуг, использовался метод трудовой терапии, проводились лечебно-физкультурные занятия. Бехтерев добился выделения значительных средств на их лечение. Также впервые в России он создал отделение хирургической невропатологии, лабораторию по анатомии, физиологии и экспериментальной психологии, а также медицинскую библиотеку. Одновременно с работой в академии с 1897 г. Бехтерев возглавил кафедру нервных и душевных болезней в Женском медицинском институте.
Петербургский период работы В.М. Бехтерева характеризуется открытием научных обществ, проведением Пироговских съездов и съездов невропатологов и психиатров. Выходят его монографии по анатомии, физиологии, психиатрии, психологии и невропатологии. Имя Бехтерева становится широко известным зарубежным ученым. Наконец, в науке заговорили о ставшей знаменитой бехтеревской школе невропатологов и психиатров. Более того, в бурный период 1-й русской революции (1905-1907) Ученый совет Военно-медицинской академии избрал Бехтерева начальником академии.
Прогрессивные взгляды В.М. Бехтерева, демократический стиль отношений с сотрудниками и студентами, высокая эрудиция, доброжелательность и доступность профессора-новатора привлекали к нему симпатии всех, кто общался с ним по работе, но одновременно вызывали неприязнь и подозрительность со стороны военного министра В.А. Сухомлинова, в ведении которого находилась академия. Все это, в итоге, привело к отставке Бехтерева в 1913 г.
В.М. Бехтерев был не только крупным ученым и успешным практикующим врачом, но и замечательным организатором науки. В 1903 г. он задумал создать своего рода «вольнуюмедицинскую школу», которая бы отличалась от государственных учреждений отсутствием ограничений по национальному признаку и социальному положению, свободным поступлением туда женщин, бóльшим демократизмом.
Идею удалось осуществить в 1907 г., несмотря на бюрократические препоны и благодаря частным пожертвованиям. Созданная школа, а точнее Психоневрологический институт, руководимый Бехтеревым с 1908 г., объединил большой коллектив передовых ученых того времени. Реализация проекта создания института значительно превзошла первоначальный замысел. Психоневрологический институт был научно-исследовательским учреждением и одновременно вузом университетского типа с рядом факультетов: медицинским, юридическим, а также педагогическим, состоявшим из двух отделений – естественнонаучного и словесно-литературного. Имелся также так называемый общий, то есть общеобразовательный, факультет.
Средства на открытие института собирались по всей России. В.М. Бехтерев привлек к этому делу даже некоторых великих князей. Для здания института был выделен заболоченный участок около Семенниковского завода, за Невской заставой, в районе, который назывался Царским городком. Прежде чем начать строительство здания, пришлось даже осушать болото.
К работе в институте В.М. Бехтерев привлек таких видных ученых, как ботаник В.Л. Комаров, физиологи Н.Е. Введенский и А.А. Ухтомский, филолог И.А. Бодуэн де Куртенэ, социологи М.М. Ковалевский и Е.В. де-Роберти, историки И.Н. Кареев и В.И. Тарле, педагоги П.Ф. Каптерев и П.Ф. Лесгафт, литературовед С.А. Венгеров, гигиенист Т.В. Хлопин, зоологи Н.А. Холодковский и Е.П. Павловский. На базе этого института была создана сеть научно-клинических и научно- исследовательских институтов, в том числе в 1909 г. первый в России Педологический институт.1 В 1910 г. В.М. Бехтерев добился окончания строительства 4-этажного корпуса с рядом лабораторий и аудиторий. Неподалеку было построено здание, в котором разместилась клиника душевных болезней. Здесь же был расположен экспериментальный институт по изучению проблем алкоголизма.
В 1913 г. В.М. Бехтеревым была открыта нейрохирургическая клиника имени Н.И. Пирогова, что знаменовало собой новый этап в развитии хирургии и невропатологии. С этого времени скальпель хирурга стал вторгаться в сложнейший орган человека и животных – мозг.
Авторитет В.М. Бехтерева в создании хирургической невропатологии (нейрохирургии) был признан во всем мире. Знаменитый невролог Пьер Мари предложил Бехтереву написать главу для своего фундаментального труда «Руководство по общей психопатологии». В 1920–1930-х гг. большинство кафедр невропатологи, психиатрии и психологии в советских вузах было укомплектовано его учениками. Если критерием оценки ученого-педагога считать большое число талантливых учеников – продолжателей дела учителя, то по этому критерию он, несомненно, занимает выдающееся место.
В.М. Бехтерев в своих научных изысканиях уделял немалое внимание психологии и даже выдвинул идею превращения ее в объективную естественную науку. В своих первых трудах по психологии он излагал основные принципы объективной психологии, которую позднее называл рефлексологией. Теоретические и практические исследования ученого имели особенно важное значение в период формирования экспериментальной психологии в России.
Отношения между сотрудниками и студентами Психоневрологического института отличались демократизмом. Однако студенты неизменно были в числе зачинщиков разного рода политических волнений. По неблагополучию, с точки зрения полиции, институт занимал второе место после университета. Сам В.М. Бехтерев также не стоял в стороне от социальных коллизий своего времени. Достаточно вспомнить его участие в скандальном уголовном деле Бейлиса, еврея по национальности, обвиненного в ритуальном убийстве христианского ребенка. Владимир Михайлович участвовал в экспертизе и доказал невиновность Бейлиса, чем вызвал ненависть к себе со стороны черносотенной клики и царской власти.
В.М. Бехтереву приходилось постоянно защищать институт от нападок чиновничества. И если до Великой Октябрьской социалистической революции ему это еще как-то удавалось, то после октября 1917 г. институт, хотя сначала и получил статус высшего учебного заведения, но затем на его базе был создан 2-й Петроградский мединститут. Тем самым, он хотя и получил значительный стимул к развитию, но утратил ту научную специфику, которую стремился культивировать в его стенах Бехтерев. Сам же Бехтерев был смещен с поста директора и профессора еще в 1913 г.; ему не был продлен контракт. Спустя год по той же причине его удалили из Женского медицинского института. Несмотря на все протесты коллектива, поданные министру просвещения Л.А. Кассо (1910- 1914), тот не утвердил Бехтерева во вновь созданной должности президента Психоневрологического института. Отказ в его утверждении даже вызвал в сентябре 1913 г. забастовку сотрудников.
Разумеется, дело своего учителя продолжали его ученики, в частности, ставшие впоследствии известными учеными В.Н. Мясищев и Н.М. Щелованов, возглавившие лаборатории индивидуальной и генетической рефлексологии. Владимир Николаевич Мясищев, один из наиболее известных отечественных психологов 1930–1960 гг., оставил воспоминания о своем учителе [4]. Испытывать недоброе чувство в отношении Бехтерева у Кассо были все основания. Так, на 1-м съезде психиатров ученый в своем докладе на тему о самоубийствах среди учащихся представил убедительные свидетельства того, что детский суицид, во многом, есть следствие тяжелых экономических условий, в которые поставлено большинство населения России, а также полицейский режим.
Кстати, предшественник Л.А. Кассо в должности министра просвещения А.Н. Шварц (1908– 1910) пытался лишить студентов института права на отсрочку от воинской повинности. Однако этот шаг не удался, так как Министерство внутренних дел по ходатайству Бехтерева отменило это решение. Тогда Лев Аристидович Кассо, новый министр народного просвещения («народного затемнения», как выражались в народе), подал в совет министров докладную записку о закрытии института. А еще раньше император Николай II на докладной столичного градоначальника о студенческих демонстрациях наложил резолюцию: «Какая польза от этого института России? Желаю иметь обоснованный ответ» [4, с. 16].
Однако закрыть институт с восемью тысячами студентов, да еще и при острой нехватке в стране специалистов практически любого профиля, власти не решились. К тому же, такая акция, несомненно, вызвала бы волну недовольства в среде интеллигенции, чего правительство не хотело допустить. Вместо этого институт лишили «вольностей», а именно переподчинили новому уставу, соответствовавшему требованиям министерства. И все же дальнейший рост революционного движения привел правительство к решению окончательно закрыть институт. Решение о закрытии вышло всего лишь за три дня до Февральской революции 1917 г., и это обстоятельство позволило институту все-таки уцелеть.
В историко-психологической литературе утвердилось мнение, что Бехтерев «с первых дней революции оказался среди людей, которые связали свою судьбу с судьбой молодой Советской республики» [5, с. 32]. В доказательство приводятся, например, следующие слова Бехтерева: «На переломе истории нельзя стоять на перепутье и ждать, – нужна воля к действию, к строительству и созидательной работе; и для нас, научных деятелей, которые всегда отдавали свои силы на служение человечеству, не должно быть колебаний. Мы должны отдавать себе отчет, будем ли мы с народом, который, завоевав себе свободу, хочет строить свое будущее сам и зовет нас соучаствовать в этом строительстве. Может ли быть сомнение в этом вопросе?
Мы поэтому должны стремиться к тому, чтобы сократить по возможности время разрухи, отдавая всю сумму наших знаний и все умение на созидательную работу в настоящих условиях страны и на пользу народа. В этом отношении и новый институт (речь идет об институте по изучению мозга – В.П.) может дать молодой России то, чего не могли дать научные учреждения в прежнее время, и это потому, что народ, почувствовав себя свободным, проявляет необычайную жажду знаний, которая открывает широкие перспективы…» [1, с. 51]. Как видим, ничего верноподданнического по отношению к Советской власти в этом заявлении нет, а имеет место, прежде всего, забота об интересах народа, о его просвещении.
В дооктябрьский период В.М. Бехтерев был известен своими протестными высказываниями, открыто называл мировую войну антинародной бойней, видел в ней «кризис всей современной цивилизации». Еще в 1885 г. в Казани едва ли в первом своем публичном выступлении он указывал на экономические условия как на причину распространения психических заболеваний. В основе ухудшения психического здоровья населения лежит экономическое рабство, обусловленное значением капитала в жизни современного общества.
Поэтому все усилия в борьбе с вырождением населения, по мнению Бехтерева, должны быть направлены на устранение капиталистического режима. Он указывал, что не сама культура и цивилизация, не мозговое переутомление служат условиями, приводящими к развитию душевных болезней, а негативные социальные условия общества.
В послеоктябрьский период В.М. Бехтерев активно включился в работу по социалистическому строительству. Он организовал куры усовершенствования фельдшеров для Красной Армии. В своем институте организовал госпиталь для душевнобольных воинов. Был избран депутатом Ленинградского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.
Однако новая, социалистическая действительность очень скоро его разочаровала. Не случайно, смерть замечательного ученого покрыта тайной, которая, по всей вероятности, не скоро будет обнародована. По одной из распространенных версий В.М. Бехтерев, приехавший в Москву на научный симпозиум, был отравлен 24.12.1927 г. Тело было незамедлительно кремировано, и в Ленинград его вторая жена Берта Яковлевна Гуржи (1887–1937), с которой он только что оформил отношения, привезла урну с прахом.
Официальной версии об инфаркте мало кто поверил; народная молва приписала смерть ученого спецслужбам, как месть за неосторожное высказывание Владимира Михайловича, назвавшего Сталина параноиком после проведенного им обследования сановного пациента. Именно такая трактовка причины смерти выдающегося ученого чаще всего приводится в зарубежных и отечественных энциклопедических изданиях, в частности в учебнике по психологии для американских университетов, – «Истории современной психологии» Д.П. и С.Э. Шульц. Кстати, в этом объемистом издании, недавно вышедшем в русском переводе, упоминаются имена всего лишь двух российских ученых, и именно как психологов, – И.П. Павлова и В.М. Бехтерева, причем оба ученых характеризуются как предтечи бихевиоризма.
В 1918 г. Председатель СНК В.И. Ленин подписал декрет об организации института по изучению мозга и психической деятельности, в лабораториях которого изучались анатомия, строение и многообразные функции центральной нервной системы. В.М. Бехтерев был его первым директором.2 Задачи, которые ставил перед собой институт, не ограничивались лишь исследованиями мозга как такового, но и включали в себя изучение вопросов гигиены умственного труда, психической деятельности человека в условиях конкретной работы.
Показателем громадного размаха организационной деятельности В.М. Бехтерева является, в частности, реорганизация Психоневрологического института в Психоневрологическую академию, в которую помимо Психиатрического института и института по изучению мозга и психической деятельности вошли организованные учениками В.М. Бехтерева Отофонетический институт, Детский обследовательский институт, Воспитательно-клинический институт для нервнобольных детей, Невропсихиатрический диспансер и ряд других учреждений.
Из бывшего Психоневрологического института выросли 2-й Петроградский университет, впоследствии слившийся с 1-м; государственный институт медицинских знаний (впоследствии санитарно-гигиенический медицинский институт), институт социального воспитания нормального и дефективного ребенка ветеринарно-зоотехнический и химико-фармацевтический институты. В то время в среде ученых получило распространение выражение, – «неутомим, как Бехтерев».
В эти годы В.М. Бехтерев создает и редактирует журналы «Вопросы изучения и воспитания личности», «Вопросы изучения труда», «Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной рефлексологии», «Психофизиология, рефлексология и гигиена труда» и ряд других. Проводит занятия в институте медицинских знаний, в женском педагогическом институте, в пединституте имени А.И. Герцена, на курсах усовершенствования лекпомов (помощников врачей), а также читает популярные лекции для населения. Организует съезды по проблемам психоневрологии, по изучению труда, по борьбе с детской дефективностью и безнадзорностью. Особое внимание им, как ученым, уделялось проблеме изучения развития человека в раннем детском возрасте, проблеме гигиены и организации труда. В.М. Бехтеревым были организованы комиссии по изучению рабочих различных специальностей и различных отраслей промышленности, а также труда педагогов, врачей, артистов. Он разрабатывал методы изучения человека в коллективе и влияния коллектива на личность, руководил двумя клиническими институтами. В 1923–1924 гг. Бехтерева привлекали к консультациям в связи с болезнью В.И. Ленина. Свои впечатления о нем ученый изложил в очерке «Человек железной воли».
По предложению В.М. Бехтерева ученый совет психоневрологической академии 5.12.1927 г. вынес постановление, в котором призывал ученых всех стан и поборников мира поддержать предложение о всеобщем разоружении, внесенное на Женевской конференции советской делегацией. Последним научно-общественным выступлением В.М. Бехтерева была статья «В защиту науки». Она представляет собой отклик на судебный процесс над американскими учителями, излагавшими в школе учение Чарльза Дарвина.
В.М. Бехтерев разоблачал «фанатиков церкви» и «реакционный шовинизм»; указывал, что материалистические выводы и положения современной науки должны быть самым решительным образом выдвинуты на борьбу с грязной эпидемией, идущей с дальнего запада, из Америки, кичащейся своими техническими достижениями и свободами [4, с. 20].
В.М. Бехтерев охватил своим вниманием чрезвычайно широкий круг научных проблем. Прежде всего, отметим его как крупнейшего представителя науки о структуре и функциях мозга, клиники невропатологи и психиатрии. В начальный период его научной деятельности о структуре и функциях мозга было известно чрезвычайно мало. Не случайно в одном из учебников о мозге говорилось следующим образом: «Textura obscura, functiones obscurissimae» («Строение темно, функции – наитемнейшие»).
С.П. Боткин и И.М. Сеченов полагали, что все стороны деятельности организма и все болезненные нарушения этой деятельности находятся в зависимости от мозга. Следующий шаг в исследовании природы мозга предстояло сделать В.М. Бехтереву. В своих ставших классическими трудах «Проводящие пути спинного и головного мозга» (1893) и «Основы учения о функциях мозга» (выпуски 1-7, 1903-1907) им обобщены результаты его исследований по морфологии и физиологии нервной системы. Работы В.М. Бехтерева по вопросам невропатологии и психиатрии сохраняют до настоящего времени свое значение для диагностики нервных и психических болезней и методов их лечения.
Психологические исследования В.М. Бехтерева были тесно связаны с его психиатрическими и патопсихологическими работами. Его труды содержат богатый материал патопсихологических исследований, в особенности в области психической симптоматологии, где психология и психиатрия тесно сближаются. Он исследовал проблему галлюцинаций и показал роль внешних раздражителей в формировании галлюционарных явлений, изучил внушающее влияние слуховых обманов чувств. Деятельность В.М. Бехтерева и его учеников, особенно К.И. Платонова, известного своей книгой «Слово как физиологический и лечебный фактор», внесла заметный вклад в науку о психических состояниях личности больного человека, даже несмотря на стремление ученого дать рефлексологическое обоснование патопсихологии.
Еще в молодости, проходя стажировку в лаборатории В. Вундта, Бехтерев обратил внимание на несовершенство его подхода к изучению сознания. Для Вундта предметом психологии выступало сознание, а его материальному субстрату, – мозгу, – он не уделял никакого внимания. Изучение сознания велось субъективно, методом интроспекции, заключавшегося в изощренном самонаблюдении специально натренированных экспертов. В этой связи, говоря о природе психических процессов, В.М. Бехтерев справедливо указывал: «Было бы совершенно бесплодно еще раз обращаться в этом вопросе к методу самонаблюдения. Только экспериментальным путем можно достичь возможно точного и обстоятельного решения вопроса» [6, с. 45-46]. Таким образом, с самого начала своей научной деятельности В.М. Бехтерев выступал против теории и методов субъективной психологии и стремился к построению естественнонаучного психологического учения, которое было бы основано на объективных методах исследования. Объективность обеспечивалась надежной экспериментальной проверкой получаемых данных, проводившейся в руководимых им лабораториях.
Свою систему психологических воззрений В.М. Бехтерев называл объективной психологией (с 1904 г.), затем психорефлексологией (с 1910 г.) и, наконец – рефлексологией (с 1917 г.). Для проведения экспериментов, помимо известного лабораторного оборудования, применялись приборы, которые были сконструированы самим Бехтеревым и его сотрудниками: пневмограф – аппарат для записи дыхательных движений, рефлексограф – прибор для записи коленных рефлексов, рефлексометр – аппарат для измерения силы коленного рефлекса и др.
В.М. Бехтерев и его ученики пытались направить психиатрию и психологию по пути рефлексологии. Взгляды Бехтерева на роль и место психологии во многом сводятся к стремлению осуществить попытку внедрения рефлекторного принципа в понимании психических явлений.
В своей монографии «Коллективная рефлексология» (1921) он утверждал, что общество подчиняется тем же законам, что и отдельные организмы и неорганические предметы, и что законы проявлений коллектива те же, что и законы проявления отдельной личности. В.М. Бехтерев фактически отвергал психологические понятия и игнорировал те реальные психические явления, которые находили отражение в этих понятиях. Взгляд на деятельность человека как на простую совокупность рефлексов он распространил на общество в целом. Он трактовал психологию как науку о поведении, под которым понимал совокупность врожденных и индивидуально приобретенных «сочетательных рефлексов», аналогичных условным рефлексам И.П. Павлова, но при этом он не отвергал сознание и в отличие от бихевиористов включал его в предмет психологии.
Его воззрения, также как и взгляды И.П. Павлова, тем не менее, близки взглядам бихевиористов с их неизменным постулатом, выражавшимся формулой «стимул – реакция». Бехтерев выделял рефлексологию как отдельную науку, отличную от физиологии и психологии, и призванную в свое время заменить собой психологию. И в этом прогнозе взгляды И.П. Павлова и В.М. Бехтерева сходятся. Удивительно, что эти два выдающихся ученых, скептически относившиеся к возможностям психологии, современными психологами считаются корифеями этой науки. Правда, рефлексология как наука в те годы еще не сформировалась и делала свои первые (и, одновременно, последние!) шаги именно в трудах самого В.М. Бехтерева.
Еще при жизни В.М. Бехтерев подвергался научно обоснованной критике за отождествление законов физико-механических, биологических и социальных явлений, в особенности после выхода книги «Коллективная рефлексология». Даже его ближайший ученик В.Н. Мясищев в своих воспоминаниях об учителе называет ее «большой, но неудачной работой по психологии» [4, с. 33]. Однако здесь уместно вспомнить широко известные слова В.И. Ленина о том, что заслуги исторических деятелей определяются не по тому, чего они не дали по сравнению с современными требованиями, а по тому, что они дали нового сравнительно с своими предшественниками».
К концу 1920-х гг. наблюдается спад увлечения рефлексологией и все более усиливается скепсис в отношении ее реальных возможностей. Полная ликвидация психологии, к которой призывали ортодоксальные рефлексологи, представляется очевидным упрощенчеством. Научному сообществу становится ясно, что рефлексология как, по существу, биологическая дисциплина стоит уж очень далеко от учения о мозге, и тем более от социально-исторических проблем общества. В дальнейшем Бехтерев согласился с тем, что рефлексология не может собой заменить психологию.
Одной из важнейших в психологии В.М. Бехтерев считал проблему личности. Он трактовал ее как интегративное целое, по существу ввел в психологию понятия индивид, индивидуальность, личность, а также понятие структуры личности, выделив в ней пассивную и активную, сознательную и бессознательную части [3, с. 486]. В противоположность господствовавшим на тогдашнем «педагогическом Олимпе» (выражение А.С. Макаренко) мнениям о приоритете коллектива над личностью, В.М. Бехтерев неизменно отстаивал противоположную мысль. В работах «Коллективная рефлексология» (1921), «Объективное изучение личности» (1923) он выявил различные типы личностей, склонных и не склонных к коллективной работе; выявил, что происходит с личностью, когда она вливается в коллектив. Он обнаружил такие явления как конформизм, групповое давление.
Также, не подстраиваясь под существовавшие в педагогической науке шаблоны, он утверждал, что влияние коллектива не всегда благотворно, ибо любой коллектив нивелирует личность, стараясь сделать ее шаблонным выразителем своей среды. Такие воззрения противоречили не только официальной точке зрения, но также и взглядам такого «неформала» как А.С. Макаренко. Более того, Бехтерев утверждал, что обычаи и общественные стереотипы ограничивают личность, лишают ее возможности свободно проявлять свои потребности. Здесь русский ученый предвосхитил взгляды экзистенциалистов.
В.М. Бехтерев выступил одним из главных организаторов всероссийских съездов по педагогической психологии и экспериментальной педагогике. Его педагогические взгляды связаны с идеями К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафта и других отечественных педагогов второй половины XIX – начала XX вв. В основу своих педагогических взглядов им положено экспериментальное изучение рефлекторной деятельности ребенка, преимущественно раннего возраста (до 3–4 лет).
Бехтерев подчеркивал необходимость воспитания человека с самого раннего детства (воспитание «социального героизма», трудовое воспитание, половое воспитание и т.д.). Под воспитанием он понимал создание «привычек в сфере физической, нравственной и умственной». (И здесь им развивалась излюбленная тема рефлекса!). В.М. Бехтерев ратовал за гармоническое сочетания физического и психического развития, обеспечивающего совершенствование личности. Он выступал против формального обучения и основную задачу умственного воспитания видел в развитии у детей любви к знаниям и самостоятельности мышления.
К методам воспитания он относил убеждение, пример, поощрение и наказание (не телесное), игру и внушение, несколько преувеличивая при этом роль гипноза. Свои педагогические взгляды В.М. Бехтерев изложил в таких работах как «Вопросы воспитания в возрасте первого детства» (СПб., 1909), «Вопросы общественного воспитания» (М., 1910), «Значение музыки и эстетического воспитания ребенка с первых дней его детства» (М., 1916), «О социально-трудовом воспитании» (Пг., 1917), «Культура социального героизма в воспитании детей» «Вестник знания», 1926, № 24), «Внушение и воспитание» (Пг., 1923). Названия работ указывают на их содержание и показывают широту интересов ученого в области педагогики. В 1927 г. ему было присвоено звание «Заслуженный деятель науки РСФСР». В.М. Бехтерев стал, по существу, предтечей целого ряда научных направлений. Но он дорог и близок нам не только своими научными заслугами; в личности выдающегося ученого- россиянина нас привлекает, прежде всего, его гражданское мужество и патриотизм, стремление все свои силы отдать во благо народа.
В.М. Бехтерев похоронен на Волковском кладбище г. Санкт-Петербурга, на территории некрополя-музея «Литераторские мостки». В 1974 г. ему был поставлен новый «прекрасный памятник» с «широкой каменной площадкой вокруг постамента» [2, с. 110].
Десятилетия, прошедшие после смерти ученого подтвердили значимость научного наследия В.М. Бехтерева. Несомненно, вятский уроженец В.М. Бехтерев – один из самых выдающих сынов русского народа, великая и светлая личность.
Литература:
- Бехтерев В.М. Основные задачи рефлексологии физического труда // Вопросы изучения и воспитания личности. 1919. № 1. – С. 48–59.
- Любимов В.А. Вглядываясь в лица домов. Киров, 1995. – 224 с.
- Марцинковская Т.Д. История психологии. М., 2001. – 544 с.
- Мясищев В.Н. В.М. Бехтерев – замечательный ученый, врач, педагог, общественный деятель. Киров, 1956. – 56 с.
- Петровский А.В. История советской психологии. М., 1967. – 368 с.
- Степанов С.С. Психология в лицах. М., 2001. – 382 с.