СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ У СТУДЕНТОВ

Помельникова Е.А.
МБОУ Самарский международный аэрокосмический лицей, г.Самара

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ У СТУДЕНТОВ

Аннотация

В статье раскрывается сущность представлений о профессиональной успешности как мысленный образ успешного профессионала, основанный на знаниях содержания понятия
«профессиональная успешность» и тех индивидуальных факторах, которые станут необходимыми для ее достижения. Представления о профессиональной успешности являются системой, состоящей из четырех компонентов, которые становятся условием мотивационной готовности будущих специалистов к успешной профессиональной деятельности.

Ключевые слова: представления о профессиональной успешности, субъект профессиональной деятельности, мотивационная готовность, образ успешного профессионала.
Key words: notions about professional successfulness, subject of professional activities, motivating readiness, mental image of a successful professional

Одним из самых сложных вопросов современного высшего образования является вопрос мотивированности студентов на получение профессиональных знаний и формирование в себе субъекта профессиональной деятельности с личными целями, интересами в выбранной профессии и желанием активно действовать. В вопросах формирования личности успешного профессионала и его мотивационной готовности к профессиональной деятельности одну из основных ролей могут сыграть представления о профессиональной успешности. То есть, студент в своем стремлении к профессиональному успеху должен иметь в сознании образ успешного специалиста и того пути, по которому лично он достигнет сформированного им образа.

В зависимости от того, как активно студент ищет себя, руководствуясь сложившимися представлениями о себе, о своих ожиданиях и о своей возможной роли в обществе, сложится его отношение к профессиональной деятельности. Задачей профессионального образования в данном случае станет создание таких педагогических условий, чтобы это отношение было положительным. В этом случае может помочь формирование представлений о профессиональной успешности.

Понятие «представление» в широком смысле используется в контексте анализа практически всех аспектов взаимодействия личности с предметным миром. Это чувственный образ предметов и явлений действительности, ранее воздействовавших на органы чувств. Обиходное значение понятия «представление» – «неполное, приблизительное, предварительное знание, сведение о чем-либо, имеющее обобщенный характер» [7, с.760]. Это «компонент памяти, как обобщенного и опосредованного отражения существенных свойств и связей между предметами и явлениями» [8, с. 128].

Однако представления не являются простым отпечатком предмета в мозгу человека. Как и любой познавательный процесс, образование представлений – сложный процесс, так как они содержат в себе обобщенное знание об окружающих человека предметах и явлениях внешнего мира, связаны с высокой степенью умственного отвлечения и обобщения, имеют возможность выражать в словах зафиксированные знания. Важно отметить, что представления являются условием, обеспечивающим ориентировку в действительности, и дают основу для решения теоретических и практических задач [3, с.213].

Итак, по нашему мнению, представления – это мысленные образы предметов или явлений действительности, сформированные на основе полученных знаний и сведений, являющихся основой отношения личности к действительности и мотивации ее поведения. Таким образом, представлениями о профессиональной успешности можно считать мысленный образ «Я – успешный профессионал», включающий отношение субъекта к выбранной профессии и способный корректировать его поведение.
Тот факт, что с педагогической точки зрения представления рассматриваются как форма знаний, определенных идей, которые начинают мотивировать поведение индивида и определяют его отношение к действительности, позволил нам заключить, что представления о профессиональной успешности включают в свою структуру четыре компонента: когнитивный, эмотивный, рефлексивный и деятельностный.

Основываясь на анализе работ Е.А.Климова, Н.С.Пряжникова, занимающихся проблемой профессионального выбора, мы пришли к выводу, что образ профессиональной деятельности включает: информацию о мире современных профессий и об образцах профессиональных идеалов в обществе; знания об особенностях социально-экономической ситуации в стране и регионе; установки индивида на характер будущей профессиональной деятельности и социальную значимость труда; образ «профессиональной мечты», согласованной с собственными ближними и дальними жизненными целями и требованиями общества; сведения об основных внутренних и внешних препятствиях достижения «профессиональной мечты» и знания о способах их преодоления; знания индивида о моделях и стратегиях достижения успеха, принятых в обществе; понятия о профессионально-значимых качествах и их роли в формировании личности профессионала. [1, 4]

Таким образом, основу структуры представлений о профессиональной успешности составит когнитивный компонент, который может отражать представления о системе знаний и умений, необходимых для выбранной профессиональной деятельности, знания о требованиях к специалисту, информацию о месте выбранной профессии в современном мире профессий; представления о собственных профессиональных целях и намерениях; знания о способах формирования представлений об успешной профессиональной деятельности, возможных условиях планирования и реализации успешной профессиональной деятельности; наличие профессиональных идеалов. Одним из основных моментов в данном компоненте будут знания о собственных психологических особенностях и способностях.

Согласно С.Л. Рубинштейну, представления всегда носят индивидуальный характер и включают в себя не только знания и сведения о предмете, но и отношение к нему, это составит эмотивный компонент представлений, который будет выражаться, прежде всего, в положительном отношении к выбранной профессии, то есть в «значимости объекта» для субъекта, «запечатления в нем потребностей человека» как одной из основ мотивации деятельности. [5] А также в мотивации достижения, как устойчиво проявляемой потребности индивида добиваться успеха в каком-либо виде деятельности [2, с.179]. Мотив стремления к успеху понимается как склонность к переживанию удовольствия и гордости при достижении результата и подразумевает, что нечто делается лучше ради самого этого факта, из-за внутреннего удовольствия от улучшения собственной деятельности.

Знания о сущности профессионального успеха и своих личных условий его достижения поможет сформировать рефлексивный компонент представлений о профессиональной успешности и отразится в понимании студентом себя как субъекта процесса профессионального самоопределения. Анализируя содержание понятий об успехе и успешности, условий достижения успеха, своих личных особенностей и возможностей, будущий специалист обретет систему ценностных ориентации, сочетающую личные и профессиональные цели; осознанное отношение к перспективам личностного и профессионального развития; самоотношение, определяющее реалистичность представлений о планировании и реализации профессиональной деятельности; готовность к саморазвитию и самоанализу (рефлексии) с целью построения плана реализации профессиональной деятельности, а также наличие адекватного уровня притязаний (самооценивание).

Деятельностный компонент представлений о профессиональной успешности будет характеризовать степень практической готовности личности и начало планирования и реализации успешной профессиональной деятельности; овладение способами самодиагностики, саморазвития и самопознания личностного потенциала; наличие системы альтернативных или запасных вариантов планирования и реализации профессиональной деятельности с учетом изменения внешних обстоятельств и внутренних установок личности.

Таким образом, представлениями о профессиональной успешности можно считать мысленный образ «Я – успешный профессионал», сформированный на основе сведений о понятии
«профессиональная успешность» и факторах ее достижения, знаний о себе и выбранной профессии, способный корректировать поведение субъекта, где образ «Я – успешный профессионал» – это эмоционально привлекательный, согласованный с общественными требованиями и индивидуальными потребностями личности образ себя как профессионала.

В структуру компонентов представлений о профессиональной успешности войдут: когнитивный компонент (знания о понятиях «профессиональный успех и профессиональная успешность и о факторах, влияющих на их достижение), эмотивный компонент (положительное отношение к выбранной профессии и мотивация достижения успеха), рефлексивный компонент (целевая детерминированность и установки на активность, деятельность и результат), деятельностный (готовность к самосовершенствованию, потребность в самоуважении и одобрении, осознание роли и анализ индивидуальных внешних и внутренних факторов).

Литература:

  1. Климов Е.А. Психология профессионала: избранные психологические труды. / Климов Е.А. — М.: Воронеж: Ин-т практ псих.; МОДЭК, 1996. — 400 с.
  2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / Леонтьев А.Н. — М., 1975
  3. Поляков В.А. Технология карьеры: практическое руководство. / Поляков В.А. – М.: Дело, 1995. – 126с.
  4. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. / Пряжников Н.С. — М.: Воронеж: Инт- т практ.псих.; НПО МОДЭК, 1997.- 352 с
  5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. / Рубинштейн С.Л. — СПб.: Питер, 2006.
  6. Рубцова В.Л. Психолого-педагогический анализ категории «представление» / Рубцова В.Л. // Теория и методология: проблемы, тенденции. Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус», — 2007 — № 1 (11), С. 40-49
  7. Представления // Комплексный словарь русского языка / Под. Ред. А.И. Тихонова. – М.: Русский язык, 2001. – 1229с
  8. Черемисина Ж.В. Результаты исследования проблемы динамики представлений о человеке у детей дошкольного возраста / Черемисина Ж.В. // Проблемы детской антропологии: Материалы Всероссийской научной конференции. – Ставрополь, 2001. – С.128-129