«СТРАСТНЫЙ УЧИТЕЛЬ». К 180-ЛЕТИЮ П.Ф. ЛЕСГАФТА

Помелов В.Б.
Доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики ФГБУ ВО «Вятский государственный университет»

«СТРАСТНЫЙ УЧИТЕЛЬ». К 180-ЛЕТИЮ П.Ф. ЛЕСГАФТА

Аннотация

В статье приводятся основные биографические данные выдающегося российского ученого – врача, анатома, педагога Петра Францевича Лесгафта (1837–1909). Дается подробная характеристика и оценка его научно-педагогического наследия.

Ключевые слова: П.Ф. Лесгафт, Казанский университет, физическая культура, физическое образование, Н.И. Пирогов, В.Л. Грубер, Д.А. Толстой.
Keywords: P.F. Lesgaft, the Kazan University, physical culture, physical education, N.I. Pirogov, V.L. Gruber, D.A. Tolstoy.

«Анатомия Лесгафта превращалась в познание человека во всех сложных его взаимоотношениях с окружающей жизнью» Профессор И.Д. Стрельников, ученик П.Ф. Лесгафта К.Д. Ушинский признавал в одной из своих работ, что в теории и практике отечественной педагогики, несмотря на очевидные достижения в области исследования общепедагогических и методических проблем, вместе с тем, имеются и существенные пробелы. В частности, совершенно не были разработаны вопросы физического развития детей, а также не было обобщающих фундаментальных работ в области семейного воспитания.

К.Д. Ушинский указывал, что эти вопросы по силам разрешить ученому, обладающему как фундаментальной медицинской подготовкой, так и обширной педагогической практикой. Великий русский педагог словно предвидел появление на небосклоне российской педагогики П.Ф. Лесгафта, сочетавшего в себе качества замечательного врача, выдающегося ученого-педагога, великого гуманиста и правдоискателя.

Непосредственным предшественником П.Ф. Лесгафта был Н.И. Пирогов, личность и наследие которого Петр Францевич высоко ценил. Жизнь и работа Н.И. Пирогова хронологически совершенно четко делятся на две части: сначала научные и практические занятия медициной, затем руководство учебными округами и публицистическая деятельность в области педагогики. Что касается Лесгафта, то в его научно-теоретической и практической деятельности медицина и педагогика шли одновременно, взаимно дополняя и обогащая друг друга.
То, что у Н.И. Пирогова в разработке ряда проблем, особенно в части семейного и физического воспитания, было намечено лишь в самом общем плане, получило в научном творчестве П.Ф. Лесгафта глубокое и полное обоснование, было систематизировано и описано с большой точностью и силой, с опорой на огромную эрудицию ученого и его громадную постоянную педагогическую практику.

П.Ф. Лесгафтом была создана теория семейного воспитания, базирующаяся на гуманных, общечеловеческих началах, разработана научно обоснованная система физического образования, и впервые в России открыта подготовка педагогических кадров в этой области.

Справедливы слова видного отечественного историка педагогики Е.Н. Медынского: «Если фундамент здания прогрессивной русской педагогики ХIХ в. заложили Герцен и Белинский, корпус и детали построили Чернышевский, Добролюбов, Пирогов, Толстой и Ушинский, то П.Ф. Лесгафт своей теорией физического образования и разработкой теории семейного воспитания завершил стройное здание прогрессивной русской педагогики ХIХ в.» [1, 237].

П.Ф. Лесгафт родился в Санкт-Петербурге 21 сентября (3 октября) 1837 г. в семье ювелира. Окончив три класса гимназии, он в дальнейшем совмещал гимназические занятия с обучением аптекарскому мастерству. Возможно, это как-то повлияло на выбор жизненного пути. После окончания гимназии с серебряной медалью в 1856 г. он поступил в столичную медико- хирургическую академию, где занимался химией, анатомией и медициной.

В это время у него пробуждается интерес к педагогике. Особенно молодого Лесгафта увлекают педагогические сочинения Пирогова. Впоследствии П.Ф. Лесгафт становится продолжателем его идей в русской анатомии и педагогике. В студенческие годы происходит формирование Лесгафта как ученого и общественного деятеля. После окончания учебы в 1861 г. П.Ф. Лесгафт остается в академии в качестве прозектора и ассистента известного профессора В.Л. Грубера. Активно занимается научной и преподавательской деятельностью. В 1865 г. он защищает диссертацию на степень доктора медицины, а спустя три года еще одну диссертацию и становится доктором хирургии. В 1868 г. его избирают профессором Казанского университета, где он заведует кафедрой физиологической анатомии. Блестящая организация учебного процесса, большое внимание к студентам снискали ему уважение и популярность с их стороны. Он стал одним из самых известных и любимых преподавателей.

Между тем, общественно-политическая атмосфера в обществе заметно изменялась. Надежды на демократические преобразования, вызванные актом освобождения крестьянства, деятельностью революционеров-демократов, постепенно сходили на нет. Отражением реакционного поворота в политике властей стала деятельность реакционных министров просвещения Д.А. Толстого и И.Д. Делянова, внедрявших в учебных заведениях схоластику и грамматический классицизм, ограничивавших строительство земских школ и насаждавших худший тип школ, – церковно- приходские. Характер государственной политики в области образования отражался на деятельности конкретных учебных заведений. У П.Ф. Лесгафта начались неприятности с руководством университета. В частности, Петр Францевич требовал соблюдения коллегиальности при приеме преподавателей на работу, возмущался фактами неправильного распределения средств на нужды учебного процесса.

В архиве П.Ф. Лесгафта сохранилась записка, содержание которой характеризует его высокую требовательность по отношению к студентам: «Подверглись экзамену по анатомии 298 человек. Из них получили «5» – два человека, «4» – четыре человека, «3» – девяносто человек. Остальные должны явиться на экзамен еще раз» [2, 144].
Как-то раз руководство университета попыталось «обойти» принципиального преподавателя, не дававшего спуску лентяям, и организовало пересдачу экзамена в его отсутствие. Это вызвало возмущение Петра Францевича. С целью привлечь внимание к этому нарушению университетских порядков он послал заметку в «Санкт-Петербургские ведомости» под названием «Что творится в Казанском университете». Она была опубликована в номере от 14.09.1871 г.

Эта публикация вызвала скандал в университете. Ректор вышел на министра просвещения Д.А. Толстого с предложением уволить Лесгафта. Министр, в свою очередь, «для подстраховки», составил докладную записку Александру , в которой писал: «Лицо, позволившее себе подобный поступок, не должно быть терпимо на учебной службе». Резолюция императора была краткой и однозначной: «Разумеется, уволить, не допускать» [3, 274].

Поэт Е.А. Евтушенко в своей поэме «Казанский университет» отдает должное мужественной позиции Лесгафта и сочувственно произносит в его адрем: «Зачем Вы, милейший Петр Францевич, в крамольные влезли дела?».

В итоге, П.Ф. Лесгафт был признан неблагонадежным, уволен без права впредь заниматься педагогической деятельностью, и с тех пор всю последующую жизнь находился под негласным надзором полиции. Это увольнение вызвало волнения среди студентов, которые долго не допускали на кафедру другого преподавателя, заступившего на его место. Жизнь в Казани стала для него фактически невозможна, и осенью того же года ученый вернулся в столицу к своему наставнику В.Л. Груберу, принявшему живейшее участие в судьбе своего любимого ученика.

В это время П.Ф. Лесгафта все более увлекает идея всестороннего изучения человеческой личности, разрабатывавшаяся Н.Г. Чернышевским и К.Д. Ушинским. Приняв в качестве основополагающей идею о том, что человек развивается под влиянием окружающей среды, П.Ф. Лесгафт решил разработать точные методы исследования всех органов живого и мертвого организмов в разных возрастах и при различных условиях. Эту идею он изложил в изданной в Санкт- Петербурге в 1872 г. работе «Задачи антропологии и методы ее изучения». С этого времени ученый занимается, в основном, вопросами физического воспитания и образования.

Он работает врачом в частном гимнастическом учреждении доктора А.Г. Берглинда, где изучает и обобщает практический опыт физкультурных занятий. Выход в свет его книги «Основы естественной гимнастики» (1874) имел большой успех, причем в равной мере как среди врачей, так и в среде педагогов. В ней были изложены основы программы педагогической гимнастики для людей различного возраста.

Ходатайства Грубера к либерально настроенному военному министру Д.А. Милютину оказали свое положительное воздействие, и с осени 1874 г. Лесгафту было разрешено вернуться к педагогической деятельности. С этого времени он работал в главном управлении военно-учебных заведений (до 1886 г.), где занимался разработкой проблем физической культуры.

По направлению управления в летний период в 1875 и 1876 гг. он посетил Германию, Швецию, Швейцарию, Англию, Австрию, Италию, Данию и Голландию с целью изучения постановки дела подготовки учителей гимнастики; так обобщенно называли тогда специалистов по физкультурно-спортивной подготовке.

Во время посещения школ за границей П.Ф. Лесгафт обратил внимание на то, что преподаватели озабочены лишь технической стороной, и совсем не заботятся о педагогическом влиянии гимнастических упражнений на развитие личности детей. Свои впечатления от этих поездок он изложил в статьях «Об отношении анатомии к физическому воспитанию» (1876) и «Приготовление учителя гимнастики в государствах Западной Европы» (1877-1880).

П.Ф. Лесгафт много работал в эти годы над созданием своей оригинальной концепции физического образования. Он разработал программу для различных возрастных групп (от 10 до 18 лет), по которой проводились занятия по физической культуре в двенадцати военных гимназиях, а также в приготовительных классах Пажеского корпуса и в учительской семинарии военного ведомства. Занимался исследованием проблемы физического состояния юношей.

Его можно назвать одним из первых экспериментаторов а педагогике. В результате проводившейся П.Ф. Лесгафтом работы появились такие его труды, как «Материалы для изучения школьного возраста» (1880), «Физическое развитие в школах» (1880). Общие вопросы воспитания нашли отражение в таких работах, как «Об играх и физическом воспитании в школе» (1883), «О наказаниях в семье и их влиянии на развитие типа ребенка» (1884), «Семейное воспитание» (1884), «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» (1888).

На базе 2-й Санкт-Петербургской военной гимназии в 1877-1882 гг. он организовал учебно- гимнастические курсы. Это были первые в России курсы, где давалось, хотя и в сокращенном виде, физкультурно-педагогическое образование. Успех работы курсов воодушевил Петра Францевича на открытие в 1881 г. шестимесячных курсов преподавателей гимнастики и фехтования в войсковых частях. В 1896-1897 гг. П.Ф. Лесгафт читал лекции по анатомии на естественном факультете Санкт- Петербургского университета и на так называемых «рождественских» курсах лекарских помощников. Его лекции пользовались огромной популярностью. «Страстным учителем» называл его академик И.П. Павлов [4].

В статье «О преподавании естественных наук в средних учебных заведениях» П.Ф. Лесгафт писал, что каждый преподаватель должен помнить слова Сократа, который говорил, что если кто скажет, что Сократ дал кому-нибудь образование, то это будет неправда, так как на самом деле он никому никакого образования дать не может, а может быть только акушером мысли. Как акушер не родит новорожденного, а только содействует или облегчает появление его на свет, так и преподаватель не может дать мысль, а может только навести на нее. П.Ф. Лесгафт проявил себя и как научный руководитель. Под его руководством в 1880-1886 гг. было подготовлено более двадцати диссертаций.

С 1893 г. П.Ф. Лесгафт принимал активное участие в работе Санкт-Петербургского общества содействия физическому развитию, где организовывал детские площадки, катки, экскурсии и прогулки для детей из малоимущих детей. В 1893 г. на средства своего ученика И.М. Сибирякова он открыл биологическую лабораторию, при которой был устроен музей.
П.Ф. Лесгафт организовал выпуск печатного органа лаборатории – «Известия Санкт- Петербургской биологической лаборатории». Всего в 1896-1910 гг. вышло 40 выпусков, объединенных в 10 томов. В 1918 г. лаборатория была преобразована в государственный исследовательский естественнонаучный институт им. П.Ф. Лесгафта.

В 1896 г. при лаборатории были открыты женские курсы «воспитательниц и руководительниц физического образования». Ученый привлек к работе на своих курсах наиболее выдающихся, передовых академиков и профессоров, среди них В.Л. Комаров, Е.В. Тарле, Н.А. Морозов, И.П. Павлов, А.А. Ухтомский, Л.Н. Овсянико-Куликовский, М.М. Ковалевский.

Эти курсы были первым в мире высшим женским учебным заведением, в котором готовили специалистов по физической культуре. Здесь преподавались, помимо специальных предметов, естественные науки, математика и гуманитарные дисциплины. В 1919 г. на базе курсов был организован государственный институт физического образования, позднее институт физической культуры имени П.Ф. Лесгафта.

В «лесгафтички» принимали всех женщин, невзирая на их общественное положение, вероисповедание и национальность. Обстановка на курсах была самая демократичная, что и послужило фактически причиной их закрытия в январе 1905 г. Непосредственным же поводом к закрытию явилось участие некоторых слушательниц в событиях 9 января.

В 1905–1906 учебном году в помещении бывших курсов Лесгафт открыл Вольную высшую школу и при ней вечерние массовые курсы для рабочих, которые правительство закрыло уже в 1907 г.

Впрочем, для закрытия была и другая существенная причина. В ночь с 18 на 19 декабря 1907 г. на курсах был произведен обыск, в ходе которого было обнаружено до 50 пудов нелегальной литературы и оборудование для тиражирования литературы. Однако нелегально курсы работали даже после смерти Лесгафта, до 1912 г.

П.Ф. Лесгафт не скрывал своих антиправительственных взглядов. 4.03.1901 г. он стал свидетелем избиения полицией студентов-демонстрантов на Казанской площади. Он собрал подписи 99 известных общественных деятелей под протестом против этого произвола, за что вскоре был выслан из столицы на один год.

Во время первой русской революции 1905-1907 гг. в его доме размещался исполнительный комитет Санкт-Петербургского Совета рабочих депутатов. На организованных им курсах в Вольной высшей школе помимо занятий организовывались митинги, сборы революционных организаций.

В 1909 г. П.Ф. Лесгафт получил разрешение на открытие в помещении Санкт-Петербургской биологической лаборатории естественноисторических курсов общества народных университетов. К этому времени ученый был уже тяжело болен. По совету врачей он отправился на лечение в Египет, где и скончался близ Каира 28 ноября (11 декабря) 1909 г.
Его похороны в Санкт-Петербурге на Литературных Мостках Волкова кладбища носили характер политической демонстрации против царизма, неравная борьба с которым отнимала у Лесгафта так много сил. На могильный холм легли сотни венков. Категорически было запрещено произнесение речей. Только политкаторжанин Н.А. Морозов сказал у могилы: «Прощай, дорогой Петр Францевич! Да будет примером твоя честная, бескорыстная трудовая жизнь!» [5, 80].

По своим социально-политическим взглядам Лесгафт был ближе к Чернышевскому и его единомышленникам, нежели к либералам (Н.И. Пирогов, А.Н. Острогорский, Н.Х. Вессель). Он всегда стоял на стороне трудового народа. С этих позиций он и решал многие, даже научные, вопросы. В психологии он придерживался естественнонаучного направления. В биологии, анатомии и физиологии, психологии и педагогике он отрицал мистические и метафизические начала, стремился к раскрытию реально существующих причинно-следственных связей рассматриваемых явлений.

В духовном и физическом развитии ребенка решающее значение П.Ф. Лесгафт придавал не наследственности, а среде и воспитанию, тем самым опровергая взгляды тех, кто считал, что «кухаркины дети» неспособны к получению высшего образования, к полноценному и всестороннему развитию. Как неверное разоблачал Лесгафт мнение о том, что ребенок «от природы» может быть враждебно зол, ленив и капризен.

Большинство воспитателей свои педагогические неудачи охотно сваливают свои недоработки на «дурную наследственность» и «прирожденную испорченность» детской натуры, а вот влияние взрослых остается в тени. Никто не хочет верить, что испорченность ребенка есть результат системы воспитания. Ученый требовал от школы и родителей повышения своей ответственности за судьбы детей.

Ведущими педагогическими идеями, которыми руководствовался П.Ф. Лесгафт, были материалистическое понимание единства физического и психического, отрицание наследственной обреченности в развитии человека, признание решающей роли среды и воспитания в этом процессе. Руководствуясь этими идеями, ученый правильно решал многие вопросы педагогической науки. В его произведениях важнейшее место занимает его учение об «идеально-нормальной» личности.

Такую личность, гармонически сочетающую в себе полноценное физическое, умственное и нравственное развитие, должна формировать вся система воспитания и образования.
Это учение наиболее полно отражено в книге «Семейное воспитание ребенка и его значение» (1884) [6, т. 1]. Здесь ученый обосновывает цели, задачи, содержание и методы семейного воспитания, разрабатывает его естественнонаучные и гигиенические основы, дает обстоятельные характеристики различным «типам» детей. Важнейшим условием формирования личности Лесгафт считал уклад жизни семьи. Им выдвигаются основные требования к осуществлению разумного семейного воспитания. Он выступает решительным противником как авторитарного, так и попустительского стилей в воспитании; формулирует гуманные принципы семейной педагогики, такие, как признание личности ребенка и ее неприкосновенность, развитие детской инициативы и творчества, последовательность в воспитательных воздействиях.

П.Ф. Лесгафт указывает на необходимость формирования социальной направленности личности, на единство целей и задач семейного и общественного воспитания. Решающую роль в воспитании он отводит все-таки школе, которая должна при необходимости преодолевать негативное влияние семьи. По Лесгафту, главными условиями нормального развития ребенка в утробе являются чистота и деятельная жизнь матери.

Семейное воспитание имеет особенно большое значение для ребенка в первые семь лет его жизни. Ученый высоко ставил роль матери в первые годы жизни ребенка, значительно выше фребелевских детских садов, которые он посещал за границей, и где он отмечал однообразие, скуку и шаблон, подавление творческих проявлений ребенка.
Вообще же он, конечно, не отрицал значение детских садов, но полагал возможным отдавать детей туда лишь при отсутствии родителей или невозможности их заниматься своими детьми. Лучше всего, если детский сад объединяет четыре-пять детей, то есть является тем, что ныне носит название семейного «детского сада».

П.Ф. Лесгафт выделял следующие периоды развития человека: хаотический (в котором находится новорожденный), рефлекторно-опытный (длится до появления речи, т.е. до начала второго года жизни), подражательно-реальный (дошкольный период), подражательно-идейный (до 20 лет), критико-творческий (взрослый возраст). Правда, подробно он рассматривает только детские годы. Ученый дает исключительно интересную, тонкую, прекрасно выписанную литературную характеристику различных типов детей (лицемерный, честолюбивый, добродушный, мягкий-забитый, злобный-забитый, угнетенный). Каждый из шести типов представляет собой результат обобщения; это отвлеченный образ, не принадлежащий какому-то конкретному ребенку.

Современник Лесгафта психолог А.Ф. Лазурский отмечал, что в типологии П.Ф. Лесгафта нет классификации школьных типов, а есть лишь очень живые, но чисто внешние описания некоторых типов, каковые сам Лесгафт наблюдал [7, 22–23]. Пусть так. Вот только «живые образы» Лесгафта, побуждающие современного читателя вспоминать лучшие страницы «Книги для родителей» А.С. Макаренко, были для тогдашнего читателя, да и для сегодняшнего тоже, куда интереснее иных занудных «научных трудов», изобилующих «исчерпывающими» классификациями.

П.Ф. Лесгафт утверждал, что по наследству ребенку передается темперамент, то есть сила и быстрота проявлений человеческой натуры. Тип же ребенка и его характер есть результат влияния среды, воспитания и его самостоятельной деятельности.

Большое внимание ученый уделял роли школы, которую считал инструментом воздействия на личность ребенка более значительным, нежели семья. Более того, за школой остается функция исправления недостатков семейного воспитания. В школе ребенок развивает в себе человека. Задачу истинной, гуманистической школы он видел в формировании отвлеченного (теоретического) мышления, в развитии привычек действовать в соответствии с выработанными понятиями и идеалами. Он призывал «всегда относиться к ребенку с полным признанием его личности» [2, 143].

Умственное и физическое воспитание П.Ф. Лесгафт считал неразделимо связанными между собой. Следствием правильно организованного умственного и физического воспитания является нравственное и эстетическое развитие человека; иными словами, нравственность должна являться главным, завершающим моментом умственного и физического развития человека.

Воспитательные задачи, считал П.Ф. Лесгафт, решаются, главным образом, семьей, а образовательные, – в основном, школой. Впрочем, такое деление зачастую оказывается условным. Главное, чтобы воспитание и образование были связаны с жизнью. Вот почему он осуждал школы русские, а в особенности немецкие, в которых господствовало «классическое» книжно-словесное образование вместо естественнонаучного образования. Окончившие классическую гимназию молодые люди, отмечал П.Ф. Лесгафт, зачастую обнаруживают отсутствие наблюдательности, нехватку сообразительности, непонимание сущности жизненных явлений и неподготовленность к творческой деятельности. У них развита память, есть знания, но нет самостоятельности мысли.

Выдающееся место принадлежит П.Ф. Лесгафту в разработке проблем физического образования. Наиболее полно его взгляды в этой области изложены в фундаментальной работе
«Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» (1888, 1 ч., 1901, 2 ч.) [6, т. 2]. Именно так, – физическое образование, – называл П. Ф. Лесгафт свою систему физических упражнений, которая, по его мнению, включает в себя физическое воспитание. Под последним он подразумевал гигиеническое, оздоровительное значение физических упражнений.

Основным средством физического воспитания и образования является физическое упражнение, т.е. частое повторение какого-либо действия человеческого тела, производимого ради его усвоения. При этом большое внимание он уделял правильному подбору физических упражнений.

Этот подбор основывался на использовании принципов постепенности, учета анатомо- физиологических особенностей организма. Последовательное усложнение позволяет достигнуть развития физических и умственных сил человека. В процессе правильно поставленного физического образования, считал Лесгафт, ученик усваивает «общие способы физической работы», овладевает «умениями применять эти способы при всех действиях» [3, 284].

П.Ф. Лесгафт выступал за привитие ребенку любви к труду, прежде всего, через правильную постановку физического образования. При этом он отвергал ручной труд и ремесла, ибо считал, что они не имеют общеобразовательного значения и могут легко, но односторонне развивать одни группы мышц в ущерб другим, что нарушает их правильное физическое развитие. Поэтому он был противником введения в школе систематического ручного труда. Он считал допустимыми лишь необязательные занятия.

С современных позиций точка зрения П.Ф. Лесгафта может вызвать лишь недоумение; она объяснима лишь как своеобразное проявление протеста против царившего в ту пору произвола в отношении малолетних работников. С другой стороны, не будем забывать и о том, что в современной российской школе фактически давно нет ручного труда. Получается, что наша система образования в данной сфере следует идеям Лесгафта. Несомненно, тут есть повод для раздумий…

В основу физического воспитания и образования П.Ф. Лесгафт положил физические упражнения, разработке и классификации которых он уделял особое внимание. Главным основанием для выбора упражнений он считал педагогическую задачу, разрешению которой, по его мнению, это упражнение должно было способствовать.

Особенно настойчиво он рекомендовал элементарные, простые упражнения, выражая, тем самым, несогласие со своими оппонентами, считавшими, что они, эти упражнения, скучны и неинтересны. В обоснование своих взглядов он приводил пример с азбукой, изучение которой также скучно и элементарно, – куда приятней увеселительные прогулки и «драматические представления».

Однако любому педагогу ясно, что сначала нужно изучить основы счета, письма, рисования, а уж потом идти к вершинам науки и искусства. То же самое в полной мере относится и к физической культуре.

П.Ф. Лесгафт дал научно обоснованную «азбуку движений», ставшую основой школьного обучения физкультуре. Упражнения в элементарных движениях приучают ребенка к всевозможным оттенкам движений. Одно и то же упражнение в различных комплексах имеет свое назначение и особую дозировку сообразно педагогической задаче, стоящей перед данным комплексом упражнений.

Исполнение упражнений, составляющих систематический курс физического образования, проводится, главным образом, путем анализа, т.е. через разъединение сложных действий на отдельные движения, сравнение их между собой, их оценку и практическое овладение ими.

П.Ф. Лесгафт подчеркивал, что он противник регламентации деятельности учителя на уроке; он выступал за стимулирование его творческой инициативы в комбинировании элементарных и сложных упражнений и движений.

Но, в то же время, он считал необходимым предъявление к работе учителя ряда требований, к которым он относил, в частности, требование четкого, краткого, ясного и доступного объяснения и безукоризненного показа упражнений, постепенность и последовательность в увеличении нагрузок, скорости, числа движений и усложнении упражнений, систематическое возвращение к ранее недостаточно усвоенным упражнениям, недопущение наказаний, однообразия и необоснованных требований со стороны учителя.

Также он был против… упражнений на гимнастических снарядах и спортивных соревнований. Последние, по его мнению, пробуждали в детях нездоровые инстинкты: азарт, стремление к победе любой ценой, недружелюбное отношение к сопернику.

Он считал также необходимым, чтобы освобожденные от уроков физкультуры дети присутствовали на этих уроках, и следили за ходом занятий. В начале и конце учебного года учитель должен, по мнению П.Ф. Лесгафта, производить у учащихся антропометрические измерения (рост, вес, сила, обхват груди, шеи, конечностей).

Большое место в наследии Лесгафта занимает вопрос об игре, чему посвящена значительная часть его «Руководства…». Игру он определял как упражнение, с помощью которого ребенок готовится к жизни, приучается к таким действиям, которые становятся фундаментом навыков и привычек. В дошкольном возрасте игры, в основном, имитационные (подражательные); в них дети повторяют то, что они видят в окружающей их жизни.

Не следует мелочно регламентировать игру во избежание шаблона, скуки и однообразия, неприемлемых для детей вообще, а для дошкольников в особенности. Пусть они сами, указывал П.Ф. Лесгафт, «натыкаются» на то или иное явление, «обыгрывают» его. В школьном возрасте все большее значение приобретают игры, где требуются такие качества, как самостоятельность, инициативность, находчивость, целеустремленность. Сюжетность игры становится ее определяющим качеством.

П.Ф. Лесгафт выделяет игры простые (одиночные), где каждый преследует свои собственные цели (типичный пример – игры с куклой дома), и игры сложные («партиями»), где действия каждого игрока нацелены на достижение общих командных интересов. Любая игра включает в себя правила, целесообразные и достаточно простые, которые должны играющими неукоснительно соблюдаться. Он выступал за развитие в детях самоуправленческих начал в процессе игры.

Игры сопровождаются возвышающим чувством удовольствия и оказывают серьезное воздействие на развитие дисциплинированности, сдержанности и нравственных качеств. В то же время, П.Ф. Лесгафт осуждал шумные игры, сопровождающиеся смехом и выкриками. Он советовал придерживаться строгого правила: «Кто шумит – выходи вон из игры и жди, пока она не кончится».

Нельзя не отметить того, что некоторые положения теории Лесгафта плохо сочетаются с современными воззрениями на игры, в частности на спортивные игры. Он требовал исключения из игры каких бы то ни было элементов соревнования, поощрения и наказания. Это требование, как нам кажется, противоречит самому духу практически любой игры, в особенности игры спортивной. Игра и «держится» соревнованием; в ее основе всегда лежит стремление к совершенству через соперничество. Справедливости ради следует отметить, что во времена Лесгафта многие из ныне популярных спортивных игр только появились, или еще не были изобретены вовсе.

П.Ф. Лесгафт обосновывал свое столь категоричное вышеуказанное заявление, руководствуясь ошибочной «теорией прибавочных раздражителей», согласно которой сильные раздражители (спорт, поощрения, наказания, соревнования, занятия на гимнастических снарядах) будто бы всегда понижают впечатлительность ребенка.

Эта ошибочная теория основывалась на непозволительно широком толковании весьма ограниченного самого по себе психофизического закона Вебера-Фехтера, который гласил, что в то время, как раздражители растут в геометрической прогрессии, ощущения увеличиваются лишь в арифметической прогрессии. При этом Лесгафтом не в полной мере учитывалось то решающее обстоятельство, что поведение человека определяется его общественными отношениями, мотивами, заинтересованностью, убеждениями, склонностями и потребностями.

В то же время, теория П.Ф. Лесгафта содержит ценные элементы. Ученый был прав, применяя эту теорию к рассмотрению конкретных педагогических ситуаций, в частности при анализе детских капризов. Так, ребенок, не получающий ни в чем отказа от своих чадолюбивых родителей, становится все более неуправляемым и ненасытным в своих желаниях, что часто приводит с течением времени к разрушению личности («Сначала конфеты, потом конфеты с ромом, потом ром с конфетами и, наконец, чистый ром»).
Проблеме «организованного ребенка», его поведению в работах П.Ф. Лесгафта также уделяется немало внимания. Дисциплина, по его убеждению, должна быть не внешней, а дисциплиной нравственной, при которой ребенок подчиняет свои действия разумным волевым направлениям.

В своих трудах и практической деятельности П.Ф. Лесгафт уделял большое внимание принципам и методам дидактики. Он высказывал оригинальные мысли относительно использования принципа сознательности и активности в связи с его учением о «слове» и «показе» (то есть наглядности). Ученый требовал, чтобы каждое новое упражнение (движение) было предварительно объяснено: как его производить и с какой целью. Именно объяснение словом, а не показом через картинную наглядность или посредством примера самого педагога.

Почему? П.Ф. Лесгафт полагал, что объект легче воспринимается зрением, нежели слухом. В первом случае преобладает слепое подражание, меньше сознательной работы, во втором – больше внимания, напряжения духа и интеллектуальных сил. Лесгафт здесь прав. Не случайно академик Л.А. Орбели называл его систему гимнастики «очеловеченной гимнастикой, которая требует человеческих способностей, а не только способностей обезьяны» [8, 123].

В то же время, нельзя согласиться с категоричностью, с какой П.Ф. Лесгафт требует во всех без исключения случаях начинать со «слова», и лишь потом вводить «показ». Нередко учителю приходится начинать именно с «показа», например, когда у ребенка нет представления о предмете изучения, нет «умственного образа» этого предмета, ибо ученик сталкивается с ним впервые. В этих случаях «золотое правило» дидактики Коменского, рекомендующее изучение предмета возможно большим количеством органов чувств, представляется куда более предпочтительным.

Имя П.Ф. Лесгафта широко известно в нашей стране. Вызывают огромное уважение и симпатии его самоотверженная борьба с царским самодержавием за установление более справедливых отношений в области образования. Велик его вклад в отечественную и мировую педагогическую науку. Отечественные ученые неоднократно обращались к личности и трудам П.Ф. Лесгафта [9]. Научно-педагогические труды П.Ф. Лесгафта неоднократно издавались в нашей стране [10]. Для специалистов в области физического образования и спорта П.Ф. Лесгафт давно и заслуженно стал символом преданного служения своему народу, науке, физической культуре.

Литература:

  1. Медынский Е. Н. Педагогические идеи и деятельность П. Ф. Лесгафта // Очерки по истории педагогики. – М., 1952. – С. 237–239.
  2. Помелов В.Б. Российские педагоги второй половины XIX – начала XX: учебное пособие. – Киров, 2000. – 292 с.
  3. Помелов В.Б. Российская педагогика в лицах: монография. – Саарбрюккен, 2013. – 612 с.
  4. Экономов Л. Страстный учитель. Повествование о П.Ф. Лесгафте. – М., 1969. – 280 с.
  5. Морозов Н.А. Воспоминания шлиссельбуржца Н.А. Морозова о П.Ф. Лесгафте // Советские архивы. – 1966. – №2. – С. 77–80.
  6. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М., 1951–1952. (Т.1. Семейное воспитание ребенка и его значение. О преподавании естественных наук в средних учебных заведениях. Отношение анатомии к физическому воспитанию и главные задачи физического образования в школе. – 336 с. Т.2. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. – 336 с.).
  7. Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. – СПб., 1917. – 320 с.
  8. Памяти П.Ф. Лесгафта: Сб. ст. – М., 1947. – 126 с.
  9. Выдрин В.М. Учитель // Лесгафтовцы. – Л., 1986. – С. 23–30. Гюрдин Г. Страстный учитель // Физическая культура в школе. – 1967. №9. – С. 30.
  10. Каневец Т.М., Харабуга Г.Д. Лесгафт как историк // Ученые записки ГДОИФКа им. П.Ф. Лесгафта. – Л., 1972. – С. 50–56.
  11. Крячко И.А. Замечательный ученый и педагог // Наука и жизнь. – 1959. – №12. – С. 46–47.
  12. Львов К.И. Борьба П.Ф. Лесгафта за женское образование // Советская педагогика. – 1950. – №6. – С. 39–48.
  13. Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии. – М., 1984. – С. 15–16, 31–32.
  14. Плеханов А.В. Проблема первоначального формирования личности ребенка в научном наследии П.Ф. Лесгафта // Дошкольное воспитание. – 1977. – №1. – С. 46–52.
  15. Селиванов Н.Д. Памяти Петра Францевича Лесгафта // Теория и практика физической культуры. – 1970. – №3. – С. 77.
  16. Слободзинская М.Н. П.Ф. Лесгафт – учитель и друг передовой учащейся молодежи // Советская педагогика. – 1946. – №12. – С. 62–75.
  17. Шабунин А.В. П.Ф. Лесгафт. – М., 1982. – 260 с. Шувалов Ф.П. П.Ф. Лесгафт – основоположник курса теории и методики физического воспитания // Советская педагогика. – 1962. – №9. – С. 136–146.
  18. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения. – М., 1988. – 360 с.
  19. Лесгафт П.Ф. Собрание педагогических сочинений: В 5 т. – М., 1951–1956. (Т. 1. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Ч. 1. – 444 с.