Демина Т.А., Сигарева Н.В.
Воспитатели муниципального дошкольного учреждения детский сад общеразвивающего вида № 63, г. Белгород
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РУКОВОДСТВОМ ДЕТСКИМИ ИГРАМИ В ДОУ
Аннотация
В статье представлены вопросы руководства детской игрой; компоненты психолого- педагогических условий развития игровой деятельности в дошкольном учреждении.
Ключевые слова: предметно-игровая среда, психолого-педагогические условия развития игровой деятельности.
Воспитатели ДОУ, должны осознавать, что в педагогическом процессе дошкольного учреждения игра занимает ведущее место. Но в настоящее время все меньше остается времени для игры и свободного общения детей друг с другом. Не менее важными проблемами являются отсутствие системы работы по формированию игрового опыта детей, неумение педагогов организовать полноценную игру.
Воспитатели должны понимать, что самостоятельная сюжетная игра – любимый вид деятельности ребенка, именно в ней максимально разворачиваются их способности, но она ныне
«уходит» из мира дошкольника.
В программе «Детство» раздел «В игре ребенок развивается, познает мир, общается» — занимает одно из ведущих мест. Ставится задача «Чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть малышам многообразие мира игры».
Задачи социального и нравственного развития детей в игре:
- познакомить ребенка с основными областями социальной жизни и интересными поступками людей
- организовывать совместную игру с детьми
- создать условия для самостоятельной игровой деятельности
При организации и руководстве игрой детей дошкольного возраста перед педагогами стоят следующие задачи:
- Использование в педагогическом процессе всего многообразия игр, рекомендованных программой: дидактических, развивающих, сюжетно-дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых, строительных, строительно-конструктивных, режиссерских, театрализованных игр, игр- экспериментирования, регулирование баланса между разными видами игр.
- Обогащение жизненного опыта детей знаниями, впечатлениями, которые могут быть реализованы в игре через разные источники информации: экскурсия, встречи с интересными людьми, прогулки, наблюдения, художественное слово, художественно-творческая деятельность. Заинтересовав- шая детей информация о событиях, людях, профессиях зарождает желание быть как «взрослый», что невозможно. Возникшее противоречие является движущей силой для сюжетного содержания игры.
Одной из причин, по которой дети не отражают новые впечатления в игре, является отсутствие взаимосвязи между обогащением жизненного опыта ребенка, т.е. педагоги не всегда помогают ребенку перевести полученные знания в условный план игры.
Нижеприведенный критерий является следующим компонентом психолого-педагогических условий развития игровой деятельности в дошкольном учреждении:
- передача детям социального опыта игры с помощью специальных обучающих игр: игр-занятий, сюжетно-дидактических, сюжетных, подвижных, музыкальных, театральных, игр-упражнений;
- деятельность воспитателя по организации самостоятельной детской игры начинается с создания предметно-игровой среды;
- обеспечение своевременного изменения предметно-игровой среды с учетом обогащающегося опыта детей;
- организация непересекающихся сфер самостоятельной детской активности внутри игровой зоны: интеллектуальной, театрально-игровой, творческой сюжетно-ролевой, строительно- конструктивной игры, игры с двигательной активностью. Создание условий для индивидуальных и коллективных игр дошкольников, чтобы каждый мог найти себе удобное и комфортное место в зависимости от своего эмоционального состояния;
- обеспечение условной изолированности («вижу, но не мешаю») между элементами игровой зоны, так как среда, окружающая ребенка должна быть безопасной;
- использование функциональных помещений группы – спальни и раздевалки для организации игровой среды;
- своевременное изменение предметно-игровой среды педагогами: внесение новых атрибутов игр, игрушек, игрового оборудования в соответствии с новым содержанием игр и усложняющимся уровнем игровых умений детей;
- проведение оптимального отбора игр, игрушек, игрового оборудования по количеству и качеству: их недостаточное количество или переизбыток и неадекватное уровню развития детской игры качество ограничивает развитие ребенка и дезориентирует его игровую деятельность;
- предоставление детям возможности самостоятельно менять игровую среду в соответствии с их настроением, игровыми замыслами, интересами посредством многофункциональных, легко трансформируемых элементов, поролоновых модулей, пространственных конструкторов («Квадро»), надувных резиновых элементов (манежи, бассейны), спортивных комплексов, ширм (высота 75-80 см) низких, устойчивых скамеечек;
- обеспечение доступности ко всему содержанию развивающей предметно-игровой среды: расположение игр, игрушек, атрибутов на уровне не выше вытянутой руки ребенка;
- учет половых различий детей при организации предметно-игровой среды, т.е. ее содержание должно в равной степени отражать интересы, как девочек, так и мальчиков.
Но вмешательство взрослого только тогда будет успешным, когда он пользуется у детей достаточным уважением и доверием, когда он умеет, не нарушая их замыслов, сделать игру увлекательнее. В игре раскрываются особенности каждого ребенка, его интересы, хорошие и дурные черты характера. Наблюдения за детьми в процессе этого вида деятельности дают педагогу богатый материал для изучения своих воспитанников, помогают найти правильный подход к каждому ребенку. Основной путь воспитания в игре – влияние на ее содержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов.
С детьми обращаются ровно, спокойно, терпеливо. Недопустимы со стороны воспитателя и других сотрудников окрики, раздраженный, громкий разговор, постоянные порицания. Речь воспитателя – не только образец для подражания. От того, как взрослый обращается к детям, во многом зависит его педагогический успех. Существует хорошее правило: во время занятий не отвлекать воспитателя и детей.
Организуя самостоятельную деятельность детей, воспитатель особое значение придает формированию доброжелательных отношений между ними. Он показывает малышам, как можно вместе играть в дидактические и подвижные игры, как вдвоем посмотреть картинки, как пожалеть упавшего сверстника, помочь ему.
Литература:
- Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования/ Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе и др. – СПб.: ООО издательство «детство-пресс», 2014. – 352 с.
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.