Третьякова Л.В.
Учитель начальных классов МАОУ Тисульской средней общеобразовательной школы, п.г.т. Тисуль
СЕТЕВОЙ ПРОЕКТ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Аннотация
В статье представлен опыт участия в сетевых проектах обучающихся начальной школы на сайте http://www.nachalka.com
Как сделать, так, чтобы новое знание не было забыто? Этот вопрос постоянно волнует многих педагогов, в том числе и меня. И здесь уместно вспомнить слова известного китайского философа Конфуция: «Расскажи мне и я забуду. Покажи мне и я пойму. Позволь мне сделать самому, и я научусь». Эти слова можно смело отнести к определению системно-деятельностного подхода, который призван обеспечить достижение планируемых образовательных результатов, сформулированных федеральным государственным образовательным стандартом.
Одним из наиболее эффективных средств достижения предметных и метапредметных образовательных результатов являются задания проектного вида и учебные проекты, которые с 2012 года использую в организации учебно-воспитательного процесса. Это содержательный и эффективный способ деятельности, который позволяет сплотить учеников вокруг общего дела. Выполнение мини-проектов начинаем уже с 1 класса. Первыми продуктами наших мини-проектов стали книжки-малышки: «Пиши правильно цифры», «Весёлый алфавит», «Состав числа», коллаж «Мир наших увлечений» и др. Так мы научились работать в парах и группах, ставить цели и соблюдать правила групповой работы.
Следующим шагом к достижению результатов стало желание научить детей умению ориентироваться в информационном пространстве, развитию их критического и творческого мышления, умению увидеть, сформулировать и решить проблему. Этим требованиям отвечает метод телекоммуникационных проектов или сетевой проект, так как он создаёт благоприятные условия для развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.
Сетевой проект – это сетевое удалённое взаимодействие учащихся из разных регионов и страны. Под сетевым проектом понимают совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности (Полат Е. С.).
Сетевые проекты создают возможность конструктивного общения в сети. Они созданны в открытых системах (в частности, в ВикиВики, COOGL), имеют простые правила оформления текста, а встроенная система обсуждения открывает возможности для прямого общения и способствует развитию критического мышления у учащихся.
В процессе работы над сетевым проектом учащиеся могут обмениваться опытом, мнениями, данными, информацией, методами решения проблемы, результатами собственных и совместных разработок.
Средства организации такой совместной деятельности
- электронную почту;
- списки рассылок;
- электронные доски объявлений;
- дискуссионные группы;
- средства поиска информации в Интернете;
- средства общения в реальном и отложенном времени;
- аудио- и видеоконференции;
- социальные сетевые сервисы или сервисы Web 2.0.
Суть работы над сетевым проектом (как и любым другим) может быть сведена к «пяти П»:
- Проблема.
- Проектирование, т.е. планирование.
- Поиск информации.
- Продукт.
- Презентация.
На сайте http://www.nachalka.com/ бесплатно можно принять участие в любом сетевом проекте. Все проекты имеют привязку к соответствующим разделам программы или ориентированы на определенный возраст детей. Каждый проект рассчитан на один-два месяца. Благодаря проектной деятельности появилась возможность интеграции многих предметов общеобразовательного цикла.
В то же время сетевые проекты имеют свою специфику, которая заключается в следующем:
- Организация предварительной работы по сбору команды в профиле координатора на сайте, регистрация в проекте.
- Организация работы с родителями: знакомство с проектом, получение письменного разрешения на работу детей в сети интернет.
- Знакомство команды с планом и сроками проведения проекта.
- Заполнение таблиц ЗИУ (знаю, интересуюсь, умею).
- Знакомство со всеми командами (метка на карте Googl).
- Ведение дневника команды, где подробно описывается работа на каждом этапе.
- Работа в таблице продвижения команд, где выставляются все продукты проекта, и происходит оценивание, взаимооценивание команд. Подведение итогов работы.
- Заполнение таблицы ЗИУК (знаю, интересуюсь, умею, как узнал). Из опыта участия моего класса в сетевых проектах.
Впервые с учащимися 2 класса приняли участие в сетевом проекте «Путешествие с Емелей в страну Безопасности» на площадке сайта http://www.nachalka.com/. Проект начался с того, чтобы собрать команду детей 3-4 человек в своём учётном профиле на сайте. Для этого у каждого ученика должна быть электронная почта и открыт свой собственный профиль (т.е. он должен быть зарегистрирован на сайте http://www.nachalka.com/). Команду из трёх и более учеников координатор (учитель) собирает, разослав приглашения участникам. И уже на этом этапе мы столкнулись с проблемами технического характера, так как ни у одного ребенка не было электронного адреса. Почтовые ящики создавали в школе, так как не у всех ребят дома есть компьютеры. Но, с другой стороны, такой навык необходим, так как на любом портале в сети Интернет требуется регистрация.
Обязательные условия работы в сетевом проекте следующие:
Первое – организация предварительной работы с родителями по ознакомлению с проектом и оформлению согласия на работу ребёнка в проекте. Мы посмотрели видеообращение главного героя Емели, который приглашает ребят в увлекательное путешествие. Так мы познакомились с целями и задачами проекта.
Второе – ознакомление детей и родителей с правилами безопасной работы в сети Интернет. Таким образом, в проект включены все участники образовательного процесса дети, родители, учитель.
Третье условие – процедура регистрации. Правильная и быстрая регистрация значительно увеличивает шансы быть принятыми в состав участников проекта (принимают только первые 50 команд).
Как только команда принята в состав участников сетевого проекта, начинается увлекательное и познавательное путешествие команды в мир новых знаний.
Первый этап проекта – «Знакомство». Необходимо поставить метку на карте Googl. Команда должна обозначить своё местонахождение флажком на здании школы, разместить эмблему, название команды, девиз, дать ссылку на сайт или блог класса.
Следующие этапы проекта – «Дом», «Дорога», «Природа», на каждом этапе, следуя инструкциям, выполняем проектные задания.
Очень важно, что на сайте даны подробные инструкции по работе (при регистрации, создании документов в системе Googl, по освоению новых сервисов). Всегда оказывают помощь организаторы проекта, а на форуме можно делиться своими впечатлениями и общаться с другими участниками сетевого проекта.
На начальном этапе выполнения проекта мы также встретились с трудностями, так как сложно было ориентироваться в Googl документах. Мы вместе осваивали программы Рublisher, Rower Point, учились печатать небольшие тексты. В этом проекте дети впервые познакомились с сервисом «Облако слов». Не сразу получалось сокращать и размещать ссылки. Но ребята не отступали, выполняли все задания терпеливо и настойчиво, очень радовались, когда видели результаты своего труда и осознавали, что делают одно большое дело с такими же ребятами из других уголков России.
Так ребята научились работать в программе Рublisher, составили брошюру «Правила поведения в лесу», буклет «Осторожно! Ядовитое растение», рекомендации «Правила поведения на кухне», создали общий коллективный продукт – презентацию-энциклопедию «Ядовитые растения России».
На протяжении всего проекта вели «Дневник путешествия», в котором нашли отражение самооценка и рефлексия участников, была создана презентация в Googl «Пластилиновый макет перекрёстка».
В таблице продвижения мы отслеживали оценки, которые нам ставили Емеля и руководители проекта. В комментариях нам давали рекомендации и советы, как улучшить свои продукты, на форуме сайта мы общались с другими участниками сетевого проекта, оценивали работы других команд.
По завершении проекта нам вручили сертификат об участии в сетевом проекте.
С результатами работы над этим проектом мы познакомили учащихся 2-3 классов нашей школы, выступили на VIII школьной научно-практической конференции «Первые шаги в науку», в которой заняли 1 место.
С учащимися 3класса мы приняли участие в двух сетевых проектах: «Мир как дом» (основной предмет – окружающий мир) и «Бюро находок» (предмет – математика, тема «Симметрия»).
Основные этапы нам были уже знакомы, и мы с лёгкостью прошли процедуру регистрации, поставили метку на карте и принялись выполнять новые задания.
Все наши знания, полученные при выполнении первого сетевого проекта, пригодились в полной мере, не нужно было с нуля осваивать сервисы, поэтому мы сосредоточились на более качественном выполнении продуктов проекта. Но опять открыли для себя много нового и интересного. Размышляли над фразой «Мир как дом» – писали эссе. Изучали природные сообщества на сайте Елены Ковшиной. Познакомились с новым сервисами на доске Padlet и разместили свою работу «Цепочка питания». Научились составлять кроссворд, викторину в сервисе Learningapps.org, научились создавать скриншот.
Подводя итоги, можно отметить, что участие в сетевом проекте помогает ученику развивать в комплексе все универсальные учебные действия:
- Личностные УУД формируются при изучении информации в ходе проекта, такие как становление гражданской позиции; формирование нравственно-эстетических качеств; развитие толерантности, так как взаимодействие происходит с ребятами разных регионов, национальностей.
- Метапредметные УУД формируются при обсуждении, выборе и представлении результатов работы команды. Ученики ищут и отбирают информацию, учатся классифицировать, высказывать своё суждение, аргументировать.
- Предметные УУД: не просто запоминание, а, главное, понимание предметного материала, основанное на активном использовании мыслительных операций, приобретение практических навыков.
Что же дал сетевой проект моим ученикам? Считаю, что он помог в развитии коммуникативных умений, творчества и любознательности; научил основным приемам в работе с информацией и медиасредствами; научил ставить проблемы, искать и находить свои способы решения; научил принимать и сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку; взаимодействовать с другими людьми, организовать конструктивное взаимодействие и сотрудничество; научил основам безопасной работе в сети Интернет.
Сайт http://www.nachalka.com/, на котором ежегодно в каждой четверти проходят сетевые проекты не стоит на месте, он развивается и знакомит нас с новыми формами организации сетевого взаимодействия, новыми инструментами оценивания, новыми веб-сервисами. А это значит, что будет интересно, познавательно и увлекательно не только новичкам, но и неоднократно участвовавшим командам.