СЕТЕВОЙ ПРОЕКТ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Третьякова Л.В.
Учитель начальных классов МАОУ Тисульской средней общеобразовательной школы, п.г.т. Тисуль

СЕТЕВОЙ ПРОЕКТ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Аннотация

В статье представлен опыт участия в сетевых проектах обучающихся начальной школы на сайте http://www.nachalka.com

Как сделать, так, чтобы новое знание не было забыто? Этот вопрос постоянно волнует многих педагогов, в том числе и меня. И здесь уместно вспомнить слова известного китайского философа Конфуция: «Расскажи мне и я забуду. Покажи мне и я пойму. Позволь мне сделать самому, и я научусь». Эти слова можно смело отнести к определению системно-деятельностного подхода, который призван обеспечить достижение планируемых образовательных результатов, сформулированных федеральным государственным образовательным стандартом.

Одним из наиболее эффективных средств достижения предметных и метапредметных образовательных результатов являются задания проектного вида и учебные проекты, которые с 2012 года использую в организации учебно-воспитательного процесса. Это содержательный и эффективный способ деятельности, который позволяет сплотить учеников вокруг общего дела. Выполнение мини-проектов начинаем уже с 1 класса. Первыми продуктами наших мини-проектов стали книжки-малышки: «Пиши правильно цифры», «Весёлый алфавит», «Состав числа», коллаж «Мир наших увлечений» и др. Так мы научились работать в парах и группах, ставить цели и соблюдать правила групповой работы.

Следующим шагом к достижению результатов стало желание научить детей умению ориентироваться в информационном пространстве, развитию их критического и творческого мышления, умению увидеть, сформулировать и решить проблему. Этим требованиям отвечает метод телекоммуникационных проектов или сетевой проект, так как он создаёт благоприятные условия для развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.

Сетевой проект – это сетевое удалённое взаимодействие учащихся из разных регионов и страны. Под сетевым проектом понимают совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности (Полат Е. С.).

Сетевые проекты создают возможность конструктивного общения в сети. Они созданны в открытых системах (в частности, в ВикиВики, COOGL), имеют простые правила оформления текста, а встроенная система обсуждения открывает возможности для прямого общения и способствует развитию критического мышления у учащихся.
В процессе работы над сетевым проектом учащиеся могут обмениваться опытом, мнениями, данными, информацией, методами решения проблемы, результатами собственных и совместных разработок.

Средства организации такой совместной деятельности

  • электронную почту;
  • списки рассылок;
  • электронные доски объявлений;
  • дискуссионные группы;
  • средства поиска информации в Интернете;
  • средства общения в реальном и отложенном времени;
  • аудио- и видеоконференции;
  • социальные сетевые сервисы или сервисы Web 2.0.

Суть работы над сетевым проектом (как и любым другим) может быть сведена к «пяти П»:

  1. Проблема.
  2. Проектирование, т.е. планирование.
  3. Поиск информации.
  4. Продукт.
  5. Презентация.

На сайте http://www.nachalka.com/ бесплатно можно принять участие в любом сетевом проекте. Все проекты имеют привязку к соответствующим разделам программы или ориентированы на определенный возраст детей. Каждый проект рассчитан на один-два месяца. Благодаря проектной деятельности появилась возможность интеграции многих предметов общеобразовательного цикла.

В то же время сетевые проекты имеют свою специфику, которая заключается в следующем:

  1. Организация предварительной работы по сбору команды в профиле координатора на сайте, регистрация в проекте.
  2. Организация работы с родителями: знакомство с проектом, получение письменного разрешения на работу детей в сети интернет.
  3. Знакомство команды с планом и сроками проведения проекта.
  4. Заполнение таблиц ЗИУ (знаю, интересуюсь, умею).
  5. Знакомство со всеми командами (метка на карте Googl).
  6. Ведение дневника команды, где подробно описывается работа на каждом этапе.
  7. Работа в таблице продвижения команд, где выставляются все продукты проекта, и происходит оценивание, взаимооценивание команд. Подведение итогов работы.
  8. Заполнение таблицы ЗИУК (знаю, интересуюсь, умею, как узнал). Из опыта участия моего класса в сетевых проектах.

Впервые с учащимися 2 класса приняли участие в сетевом проекте «Путешествие с Емелей в страну Безопасности» на площадке сайта http://www.nachalka.com/. Проект начался с того, чтобы собрать команду детей 3-4 человек в своём учётном профиле на сайте. Для этого у каждого ученика должна быть электронная почта и открыт свой собственный профиль (т.е. он должен быть зарегистрирован на сайте http://www.nachalka.com/). Команду из трёх и более учеников координатор (учитель) собирает, разослав приглашения участникам. И уже на этом этапе мы столкнулись с проблемами технического характера, так как ни у одного ребенка не было электронного адреса. Почтовые ящики создавали в школе, так как не у всех ребят дома есть компьютеры. Но, с другой стороны, такой навык необходим, так как на любом портале в сети Интернет требуется регистрация.

Обязательные условия работы в сетевом проекте следующие:
Первое – организация предварительной работы с родителями по ознакомлению с проектом и оформлению согласия на работу ребёнка в проекте. Мы посмотрели видеообращение главного героя Емели, который приглашает ребят в увлекательное путешествие. Так мы познакомились с целями и задачами проекта.
Второе – ознакомление детей и родителей с правилами безопасной работы в сети Интернет. Таким образом, в проект включены все участники образовательного процесса дети, родители, учитель.

Третье условие – процедура регистрации. Правильная и быстрая регистрация значительно увеличивает шансы быть принятыми в состав участников проекта (принимают только первые 50 команд).

Как только команда принята в состав участников сетевого проекта, начинается увлекательное и познавательное путешествие команды в мир новых знаний.
Первый этап проекта – «Знакомство». Необходимо поставить метку на карте Googl. Команда должна обозначить своё местонахождение флажком на здании школы, разместить эмблему, название команды, девиз, дать ссылку на сайт или блог класса.

Следующие этапы проекта – «Дом», «Дорога», «Природа», на каждом этапе, следуя инструкциям, выполняем проектные задания.
Очень важно, что на сайте даны подробные инструкции по работе (при регистрации, создании документов в системе Googl, по освоению новых сервисов). Всегда оказывают помощь организаторы проекта, а на форуме можно делиться своими впечатлениями и общаться с другими участниками сетевого проекта.

На начальном этапе выполнения проекта мы также встретились с трудностями, так как сложно было ориентироваться в Googl документах. Мы вместе осваивали программы Рublisher, Rower Point, учились печатать небольшие тексты. В этом проекте дети впервые познакомились с сервисом «Облако слов». Не сразу получалось сокращать и размещать ссылки. Но ребята не отступали, выполняли все задания терпеливо и настойчиво, очень радовались, когда видели результаты своего труда и осознавали, что делают одно большое дело с такими же ребятами из других уголков России.

Так ребята научились работать в программе Рublisher, составили брошюру «Правила поведения в лесу», буклет «Осторожно! Ядовитое растение», рекомендации «Правила поведения на кухне», создали общий коллективный продукт – презентацию-энциклопедию «Ядовитые растения России».

На протяжении всего проекта вели «Дневник путешествия», в котором нашли отражение самооценка и рефлексия участников, была создана презентация в Googl «Пластилиновый макет перекрёстка».

В таблице продвижения мы отслеживали оценки, которые нам ставили Емеля и руководители проекта. В комментариях нам давали рекомендации и советы, как улучшить свои продукты, на форуме сайта мы общались с другими участниками сетевого проекта, оценивали работы других команд.

По завершении проекта нам вручили сертификат об участии в сетевом проекте.
С результатами работы над этим проектом мы познакомили учащихся 2-3 классов нашей школы, выступили на VIII школьной научно-практической конференции «Первые шаги в науку», в которой заняли 1 место.

С учащимися 3класса мы приняли участие в двух сетевых проектах: «Мир как дом» (основной предмет – окружающий мир) и «Бюро находок» (предмет – математика, тема «Симметрия»).

Основные этапы нам были уже знакомы, и мы с лёгкостью прошли процедуру регистрации, поставили метку на карте и принялись выполнять новые задания.
Все наши знания, полученные при выполнении первого сетевого проекта, пригодились в полной мере, не нужно было с нуля осваивать сервисы, поэтому мы сосредоточились на более качественном выполнении продуктов проекта. Но опять открыли для себя много нового и интересного. Размышляли над фразой «Мир как дом» – писали эссе. Изучали природные сообщества на сайте Елены Ковшиной. Познакомились с новым сервисами на доске Padlet и разместили свою работу «Цепочка питания». Научились составлять кроссворд, викторину в сервисе Learningapps.org, научились создавать скриншот.

Подводя итоги, можно отметить, что участие в сетевом проекте помогает ученику развивать в комплексе все универсальные учебные действия:

  • Личностные УУД формируются при изучении информации в ходе проекта, такие как становление гражданской позиции; формирование нравственно-эстетических качеств; развитие толерантности, так как взаимодействие происходит с ребятами разных регионов, национальностей.
  • Метапредметные УУД формируются при обсуждении, выборе и представлении результатов работы команды. Ученики ищут и отбирают информацию, учатся классифицировать, высказывать своё суждение, аргументировать.
  • Предметные УУД: не просто запоминание, а, главное, понимание предметного материала, основанное на активном использовании мыслительных операций, приобретение практических навыков.

Что же дал сетевой проект моим ученикам? Считаю, что он помог в развитии коммуникативных умений, творчества и любознательности; научил основным приемам в работе с информацией и медиасредствами; научил ставить проблемы, искать и находить свои способы решения; научил принимать и сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку; взаимодействовать с другими людьми, организовать конструктивное взаимодействие и сотрудничество; научил основам безопасной работе в сети Интернет.

Сайт http://www.nachalka.com/, на котором ежегодно в каждой четверти проходят сетевые проекты не стоит на месте, он развивается и знакомит нас с новыми формами организации сетевого взаимодействия, новыми инструментами оценивания, новыми веб-сервисами. А это значит, что будет интересно, познавательно и увлекательно не только новичкам, но и неоднократно участвовавшим командам.