Рогова Т.П.
МБОУ «Начальная общеобразовательная школа №39», г. Череповец
ПРОГРАММА ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ «ДОБРЫЕ ВОЛШЕБНИКИ ГОРОДА»
Аннотация
В процессе реализации программы будет формироваться позитивное отношение у детей к будущему участию в экономической, политической и культурной жизни страны. Будут формироваться навыки демократической культуры, навыки самоорганизации, уверенность в своих силах и способностях, самостоятельного строительства своей взрослой жизни. При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников.
Ключевые слова: организованный отдых; профориентация; досугово-оздоровительная деятельность; «погружение в профессию»; самоорганизация.
Пояснительная записка
Каникулы в МБОУ НОШ № 39 традиционно рассматривают с двух позиций: с точки зрения детей и с точки зрения взрослых. С точки зрения детей, каникулы – это оптимальное время для отвлечения от обыденных занятий, развития творческого потенциала, включения в систему новых отношений, снятия накопившегося напряжения, восстановления сил, израсходованных в течение учебного года, новые возможности для личностного и социального роста. С точки зрения взрослых, каникулы – это продолжение процесса образования личности через активное взаимодействие ребенка с окружающей природной и социальной средой, значимое для растущего человека, расширение поля его социального взаимодействия, предоставление большей самостоятельности и конструктивное изменение видов осуществляемой деятельности.
Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
- повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников ;
- обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;
- модернизацией старых форм работы и введением новых;
- необходимостью использования богатого творческого потенциала детей и педагогов в реализации цели и задач программы.
Целесообразность программы раскрывается во всех аспектах образовательного процесса – воспитании, обучении, развитии. Новизна программы прослеживается в широком приобщении детей к разнообразному социальному опыту, созданию в лагере стиля отношений сотрудничества, содружества, сотворчества, участия детей в управлении детским оздоровительным лагерем.
Программа «Добрые волшебники города» по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность детей 8-12лет в летний период в образовательном учреждении с дневным пребыванием, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях ДОЛ
В настоящее время остро встает проблема выбора профессии. Связано это с условиями рыночной экономики и жесткой конкуренцией на рынке труда, где теперь ценятся высококвалифицированные специалисты. Эта проблема актуальна и для школы, потому что постоянной темой работы педагогов является повышение качества образования школьников. Для чего нужно создать учебную мотивацию. Одной из самых сильных мотиваций является стремление к поставленной цели, которой и может стать любимая профессия и перспективное будущее.
Особенности организации жизни лагеря и отряда:
Оформление лагеря: название смены, эмблемы, режим дня, большая карта, на которой нарисованы улицы города и подписаны праздники, сегоднячко (план на день), Дом настроения (экран настроения в виде высотного здания (20 этажей) в центре города), законы города, разработанные и принятые детьми. Отряд, принявший наиболее активное участие в празднике, получает здание, которое соответствует цвету активности. Глава района наклеивает полученный социальный объект на общую карту. Таким образом, наглядно будет видны наиболее активные отряды.
Оформление отрядов: название, девиз, микрогруппы, распределение по профессиям. Желательно, чтобы отрядный уголок был связан единым сюжетом и логикой. В каждом отряде есть журнал, куда любой желающий может написать или нарисовать свои впечатления о прожитом дне.
У каждого ребенка есть еще свой минижурнал, состоящий из трех частей. Первая – трудовая книжка, где ребенок записывает, в каком мероприятии он принимал участие и собирает свою зарплату – «звезды». Вторая часть, где каждый описывает свои впечатления от прожитого дня (по желанию). Третья часть – творческие работы и благодарности ребенка. В конце дня воспитатель может дать на отряд не более трех красных и двух желтых звезд (красная звезда – активно участвовал в делах отряда, хорошая дисциплина, желтая звезда – менее активно, но тоже все делал очень хорошо). Вручение звезды обязательно обосновывается. Ребенок, получивший звезду, наклеивает ее в минижурнал, подписывает ее – за что. Вместе с этим звезда наклеивается в уголок напротив фамилии ребенка в рубрику «наши звездочки». Один ребенок не может получить больше одной звезды в день. В конце смены ребята, набравшие наибольшее количество «звезд» награждаются дипломами и подарками.
Самоуправление в отряде. В результате конкурса каждый район выбирает главу. В начале смены остальные участники – жители района. К концу первой недели, когда дети определятся с «профессией по душе», они занимают должности по желанию. В каждом районе важна дисциплина и четкое распределение обязанностей, в противном случае отряд не сможет построить свою часть города. Поэтому весь отряд делится на 4 микрогруппы по 5 человек. В группе выбирается помощник главы района. Группы отвечают за выполнение определенного задания в течение двух дней. Поручения и состав групп обязательно расписываются в отрядном уголке :
- «спортсмены»: проводят с утра зарядку с отрядом; помогают в проведении подвижных игр, спортивных праздников.
- «мастера»: в течение дня делают любому отряду или человеку сюрприз (плакат, ТТД и др.)
- «искатели»: находят информацию о профессии, с которой жители района будут знакомиться, согласно «праздничным» дням и самое интересное рассказывают (желательно фото, картинки); также помогают в оформлении уголка.
- «хозяева»: помогают капитану собрать отряд в столовую, на общий сбор, помогают воспитателям в уборке кабинета, следят за порядком и чистотой в кабинете в течение дня.
Помощник главы района – собирает группу, объясняет задание, распределяет обязанности, помогает выполнить поручение, следит за его выполнением.
Глава района – собирает отряд на сбор, в столовую, на линейку руководит отрядом, помогает воспитателям в организации жизни экипажа в течение дня.
Особенности распорядка дня. С утра, после завтрака, проходит СБОР ОТРЯДА, на котором рассказывается план на день и представляется профессия, с которой жители города знакомятся в этот день (можно в творческой форме). Можно сделать реквизит, отличительный знак для отряда.
В конце дня проводится ИТОГОВЫЙ СБОР. На сборе ребята и воспитатели размышляют на вопросами: что сделано? (что узнали нового, интересного; впечатления о дне) и как сделано? (воспитатели анализируют работу творческих групп, главы района, награждают наиболее отличившихся звездами).
Основное содержание программы
1. Блок — «Строим город Мастеров»
Реализация целей и задач смены осуществляется в организацию сюжетно-ролевой игры
«Строим город Мастеров». Участниками игры становятся все жители лагеря: дети, педагоги, родители. Игра начинается с момента знакомства с детьми и продолжается в течение 20 дней.
Общая легенда смены: «Представьте себе, что мы строители и нам предложили построить новый город, в котором все будут счастливы, никто не будет болеть, все люди будут жить в мире и дружбе. Каждый отряд будет ежедневно получать задания, участвовать в различных соревнованиях, играх, экскурсиях и по результатам дня будут получать дом определенного цвета (с учетом активности), к концу сезона у каждого отряда появится свой «район» на карте с кинотеатром, детским садом и т.п. Через 20 дней и будет построен город Мастеров.
Блок включает в себя следующие периоды:
1. Организационный (адаптационный) период (1-2 дня)
В первые дни организационного периода происходит знакомство жителей «района», создание атрибутов, выборы главы района.
2. Основной период смены – это период реализации целей и задач смены, который включает основные мероприятия смены и строительство своей части города (через творческие задания и конкурсы).
3. Заключительный период – подведение итогов творческого участия каждого отряда во время строительства города; закрепление полученных знаний.
2. Блок. – «Быть здоровым – это круто»
Каждый день начинается с зарядки, которая помогает не только проснуться, но и тренировать мышцы и набираться хорошего настроения. В лагере детей ждут спортивные соревнования, веселые эстафеты, дни здоровья, различные беседы, психологические тренинги, спортивные праздники. Большую работу с детьми в лагере проведут наш школьный фельдшер. Это беседы с детьми, выпуск профилактических газет, текущее медицинское обследование.
Пропаганде здорового образа жизни посвящен экологический конкурс, в котором дети соприкоснуться с природным материалом, проявят творческие способности.
3. Блок – «Успех»
Деятельность в рамках данного блока направлена на развитие общения, а также объединение разновозрастных детей и педагогов в единый коллектив.
Основные задачи: создание условий общения; формирование навыков самореализации.
Основные виды деятельности: посещения театров, музеев, организация праздников, концертов, акций, встреча с работниками ГИБДД и ПЧ, правоохранительных органов, конкурсная программа «Давайте познакомимся!», «День именинника», праздничные программы, которые готовят сами дети.
4. Блок – «Эрудит»
Деятельность направлена на расширение кругозора, развитие познавательной деятельности. Основные задачи: развитие интеллектуальных способностей детей; развитие мышления,
памяти, внимания; формирование положительных эмоций от обучения и потребности в непрерывном образовании.
Основные виды деятельности: проведение интеллектуальных игр; экскурсии; организация работы библиотеки, проведение тематических часов; игровая программа по ПДД «Красный, желтый, зелёный».
5. Блок – «Силы внутри нас»
Программа работы по данному блоку направлена на развитие психоэмоциональной защищенности детей, формирование социального климата коллектива.
Основная задача – создание необходимых условий для самоутверждения личности в коллективе с учетом её возможностей.
Основные виды деятельности: профильно–творческие мастерские (Смотри приложение); игровые программы, помогающие общению в отряде.
6. Блок – «Музыкальный калейдоскоп»
«Музыкальный калейдоскоп» структурирован следующим образом – он содержит
«Музыкальные странички»:
Первая страничка «Страничка релаксации» включает в себя слушание релаксационной музыки, что способствует формированию у ребёнка навыка саморегуляции, мягкого постепенного расслабления. Длительность – 5-7 минут.
«Музыкальная шкатулка» наполнена звучанием музыкальных произведений различных веков и стилей. Предпочтение отдаётся произведениям ярким, колоритным, быстро запоминающимся. Это способствует развитию у детей навыка «слушать и слышать» музыку. Звучание музыки сопровождается сообщением ярких фактов из жизни композитора и музыкальной жизни в целом.
Длительность – 5-7 минут.
Третья страничка «Лейся, песня!» посвящается исполнению песен, особенно любимых детьми (В. Шаинского, Е. Крылатова, А.Рыбникова и др.), и разучиванию музыкального материала (популярные песни из мультфильмов и кинофильмов) с учётом возрастных особенностей детей.
Творческим стимулом для детей является заключительное занятие, которое проводится в форме «Музыкального марафона»: каждый отряд исполняет все песни, разученные за сезон. Результат марафона и подготовка к нему регулярно отражается на особом графике-плакате, что усиливает у детей дух соревнования и вызывает стремление качественно разучить наибольшее количество предлагаемых песен.
Длительность – 12-20 минут.
Четвёртая страничка – «Капустник».
С самого открытия лагеря музыкальный руководитель нацеливает детей на подготовку яркого, запоминающегося концерта, посвящённого закрытию лагеря. Перед детьми ставится задача: написать новые тексты на мелодии популярных песен, сочинить частушки, отражающие жизнь ребят в лагере.
Опыт работы показывает, что детям особенно нравится разучивать такие творческие номера, даже если сочинить они могут сначала не много. Вожатые, воспитатели и музыкальный руководитель помогают им в этом.
Длительность – 10-15 минут.
Приложение
Профильно-творческие мастерские
«Сквер юных музыкантов» (Цель: развитие музыкальных способностей детей, способствующих духовному росту.)
«Школа мастеров спорта» (Цель: создание условий для развития навыков здорового образа жизни.)
«Ход конем» (Цель: создание условий для развития логического мышления.)
«Театральная школа» (Цель: создание условий для развития художественно-творческих способностей.)
«Мастерилка» (Цель: создание условий для развития художественно-творческих способностей.)
«Профмастерская» (Цель: помочь детям сделать первые шаги в выборе профессии и узнать от самых ярких представителей того или иного дела информацию из первых рук.)
Основные направления Программы:
Художественно – творческая деятельность
Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.
Формы организации художественно-творческой деятельности: изобразительная деятельность (оформление отряда «Наш отрядный дом», конкурс стенгазет и рисунков «А в нашем лагере…»), конкурсные программы, творческие конкурсы, игровые творческие программы, концерты, творческие игры, праздники, выставки, ярмарки.
Трудовая деятельность
Основные формы работы: бытовой самообслуживающий труд; общественно значимый труд (уборка прилегающей территории).
В ходе трудовой практики учащиеся приобретают важнейшие, необходимые в будущем навыки по самообслуживанию, по умению работать руками.
Физкультурно-оздоровительная работа
Ежедневный осмотр детей медицинским работником; ежедневная утренняя гимнастика; принятие солнечных и воздушных ванн; организация пешеходных экскурсий ; организация здорового питания детей; организация спортивно-массовых мероприятий: соревнования по лёгкой атлетике; спортивные эстафеты; подвижные спортивные игры;
Эстетическое направление
В рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере можно многое сделать и действовать можно в нескольких направлениях: музыка, песня, танец; общение с книгой, природой, искусством.
Основные формы проведения: посещение кинотеатров, музеев; конкурсы; конкурс оформления отрядных уголков
Образовательная деятельность
В условиях летнего отдыха у ребят не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного. Это стремление к познанию нового, неизвестного реализуется в других, отличных от школьного урока, формах. С другой стороны, ребята стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа, окружающая среда. Отсюда основные задачи образовательной деятельности: расширение знаний детей и подростков об окружающем мире; удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений.
Досуговая деятельность
Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.
Виды досуговой деятельности: развлечение, отдых, самообразование, творчество, общение.
Литература:
- Беляков Ю.Д., Винокурова О.А. Учитель. Волгоград 2007.-153с. Тематическая смена.
- Гузенко. А.П., Караваева О.В., Юров А.В., Васильева Е.А. Учитель. Волгоград 2007. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Материалы авторских смен
- Гурбина Е.А. Учитель. Волгоград 2007. Летний оздоровительный лагерь. Нормативно-правовая база.
- Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. Педагогический поиск. Москва 2002.-143с.