Иванов А.В.
ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет», руководитель аппарата Алтайского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России», г. Барнаул
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ЮРИСПРУДЕНЦИИ КАК УСЛОВИЕ И МЕРА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация
Предметом исследования статьи является профессионально-общественная аккредитация реализуемых юридическими вузами (факультетами) образовательных программ как одна из мер совершенствования российского высшего юридического образования. Рассматриваются актуальное состояние и результаты проведения профессионально-общественной аккредитации образовательных программ по юриспруденции. Особое внимание уделяется отдельным проблемам и перспективам института профессионально-общественной аккредитации.
Ключевые слова: юридическое образование, совершенствование высшего юридического образования, профессионально-общественная аккредитация, общественная аккредитация, образовательные программы по юриспруденции.
Keywords: legal education, improvement of higher legal education, professional public accreditation, public accreditation, educational programs in law.
О современных проблемах подготовки юридических кадров в России сказано достаточно много и без стеснения (см. напр.: [8]). Но не менее важным в этом диалоге должно быть обсуждение комплекса мер по преодолению негативных процессов, затронувших высшее юридическое образование в нашей стране. Одним из таких средств рассматривается общественная и профессионально-общественная аккредитация юридических вузов и образовательных программ по юриспруденции соответственно. Такое начинание имеет как перспективы, так и ограничения, о чем подробнее далее.
В мае 2009 года Президентом Российской Федерации был издан Указ «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации» [2], в котором, в числе прочих мер, устанавливался институт общественной аккредитации осуществляющих подготовку юридических кадров образовательных учреждений (при непосредственном участии в механизме общественной аккредитации Ассоциации юристов России (далее – АЮР)).
Статья 96 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» [1] (далее – ФЗ «Об образовании в РФ), определила правовую возможность проведения российскими, иностранными и международными организациями общественной аккредитации организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и профессионально- общественной аккредитации реализуемых такими организациями программ. При этом под общественной аккредитацией понимается признание уровня деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, соответствующим критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций, а под профессионально-общественной аккредитацией основных профессиональных образовательных программ – признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такие образовательные программы в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля (ч. 1, 4 ст. 96 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации [1]). (Отметим, что на сегодняшний день в области юриспруденции утвержден только один профессиональный стандарт – «Следователь-криминалист» [4]).
В настоящее время в России, некоммерческими организациями, созданными на профессиональной основе, и в соответствии с уставом осуществляющими общественную аккредитацию юридических вузов (факультетов) и профессионально-общественную аккредитацию реализуемых ими программ высшего юридического образования, являются АЮР [7], Ассоциация юридического образования [6] (далее – АЮРО), Ассоциация юридических вузов [5] (далее – ЮРВУЗ). Здесь необходимо подчеркнуть следующее: на сегодняшний день приоритетным направлением стало проведение профессионально-общественной аккредитации реализуемых вузами программ высшего юридического образования, общественная аккредитация образовательных учреждений приостановлена (например, АЮР с 2011 по 2015 гг. были аккредитованы 150 вузов, с 2015 г. по н.в. аккредитованы 25 программ 10 образовательных учреждений [7]), АЮРО осуществляет данную деятельность совместно с АЮР, ЮРВУЗ осуществляет только профессионально-общественную аккредитацию программ высшего юридического образования (с 2009 по н.в. 27 вузов получили аккредитацию образовательных программ [5]). (При этом подготовку по юридическим специальностям осуществляют более 800 образовательных учреждений).
Так каково же значение профессионально-общественной аккредитации как одного из условий и мер по совершенствованию высшего юридического образования и какие проблемы сопутствуют ее проведению? Во-первых, формирование и ведение перечня организаций, осуществляющих профессионально-общественную аккредитацию, осуществляется Министерством образования и науки Российской Федерации (ч. 10 ст. 96 ФЗ «Об образовании в РФ [1], Постановление Правительства Российской Федерации от 11.04.2017 № 431 [3]), что должно стать условием обеспечения качественного отбора таких организаций (с другой стороны, участие государства может способствовать и превращению данного начинания в квазиобщественное / квазигосударственное).
Во-вторых, на основе результатов проведения профессионально-общественной организации могут формироваться рейтинги аккредитованных программ с указанием реализующих их организаций (ч. 5 ст. 96 ФЗ «Об образовании в РФ [1]). Безусловно, присутствие в рейтинге, который ведется профессиональным сообществом, конкуренция за продвижение в нем, является серьезным стимулом для качественной работы, поддержания и повышения ее уровня.
В то же время, отказ образовательной организации от участия в аккредитации либо отказ в аккредитации по результатам ее проведения могут привести к профессиональному остракизму, стать серьезным сигналом для абитуриентов (студентов) и государства (в соответствии ч. 8 ст. 96 ФЗ «Об образовании в РФ», сведения об имеющейся у организации, осуществляющей образовательную деятельность, общественной аккредитации или профессионально-общественной аккредитации представляются в аккредитационный орган и рассматриваются при проведении государственной аккредитации [1]). Таким образом, профессиональное юридическое сообщество и государство общими усилиями способствуют исключению из образовательного пространства не обладающих необходимыми организационными, материальными и интеллектуальными ресурсами для качественной подготовки специалистов образовательных организаций.
Однако упразднение слабых и откровенно «негодных» вузов и рейтингование сильных не являются основными мерами в решении задачи совершенствования юридического образования. Так, проводимая собственно профессиональным сообществом аккредитация обеспечивает также связь содержания и процесса образования с юридической практикой, способствует трансляции изменяющихся потребностей последней, обозначая, таким образом, требования профессионально- корпоративного заказа на формирование компетенций обучающихся.
Необходимо указать и отдельные проблемы в механизме реализации и институте профессионально-общественной аккредитации в целом. Как уже отмечалось выше, результатом проведения аккредитации может быть формирование рейтинга образовательных программ, что можно считать формой здоровой «круговой поруки» вузов, способом поддержания их профессиональной репутации. Но у этого явления есть и обратная сторона (что характерно не только системе образования): учитывая профессиональные и личные связи, общие корпоративные интересы руководства вузов (факультетов) не исключено осуществление протекции определенным образовательным организациям, игнорирование отдельных недостатков в их работе либо, наоборот, предвзятость оценок и т.п. (т.е. проявления конфликта интересов); любая проверка – демонстрация «фасада» и сокрытие «изнанки» (например, известные хитрости при подборе и тестировании студентов для оценки «остаточных» знаний, выборка выпускников и работодателей для их анкетирования и т.д.).
Объективно, оздоровление системы подготовки юридических кадров должно сопровождаться не только сокращением количества осуществляющих такую подготовку вузов, но и числа студентов-юристов, в том числе (возможно, прежде всего) в государственных вузах (наличие профессионально- общественной аккредитации учитывается, в частности, при распределении контрольных цифр приёма [9]). Однако необходимо признать, что проводимое сокращение бюджетных мест (на основе прогнозов рынка труда) компенсируется вузами увеличением т.н. внебюджетного набора (коммерциализация образования – серьёзная сила!).
Подводя итоги, следует отметить, что озабоченность состоянием современного юридического образования, присутствующая и у государства, и у профессионального юридического сообщества, готовность прилагать соответствующие усилия, направленные на совершенствование подготовки юридических кадров, уже являются немаловажными условиями и начинаниями в поиске и последующей апробации различных мер для решения обозначившихся проблем. К одной из таких мер следует отнести и рассматриваемую профессионально-общественную аккредитацию, на сегодняшний день находящую всё более широкое применение, представляющуюся важной и необходимой, но для обстоятельной оценки эффективности и результативности которой еще потребуется определенное время.
Литература:
- Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 53 (Ч. 1). Ст. 7598.
- О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 26.05.2009 № 599 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 22. Ст. 2968.
- О порядке формирования и ведения перечня организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ: Постановление Правительства Российской Федерации от 11.04.2017 № 431 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2017.№ 16. Ст. 2425.
- Об утверждении профессионального стандарта «Следователь-криминалист»: Приказ Минтруда России от 23.03.2015 N 183н (ред. от 12.12.2016) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
- Сайт Ассоциации юридических вузов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.jurvuz.ru/ (Дата обращения: 15.08.2017).
- Сайт Ассоциации юридического образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://аюро.рф/ (Дата обращения: 15.08.2017).
- Сайт Ассоциации юристов России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://alrf.ru/ (Дата обращения: 15.08.2017).
- Томсинов, В.А. Преступление под названием «Юридический факультет» / В.А. Томсинов // Закон. — 2009. —
№ 3. — С. 51-59. Он же. Преступление под названием «Юридический факультет»: продолжение разговора / В.А. Томсинов // Закон. — 2009. — № 9. — С. 103-117.