ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ

Шурыгина И.В., Фунт И.П.
МБОУ «СОШ №8», г. Елабуга, РФ
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

Одной из важнейших проблем современного образования является формирование у школьников метапредметных компетенций для обеспечения успешности их образования и дальнейшей жизнедеятельности. Полное решение такой задачи невозможно в рамках преподавания отдельных учебных предметов. Работа посвящена анализу интегративных возможностей метода проектов в области физико-математического образования. Представлены и проанализированы некоторые результаты практической работы в этой области. Показано, что проектная деятельность является одним из наиболее действенных методов в плане активизации межпредметных связей, формирования метапредметных компетенций в условиях интеграции школьных курсов физики и математики.

Ключевые слова: школа, математика, физика, интеграция, межпредметная связь, метапредметная компетенция, метод проектов.
Keywords: school, mathematics, physics, integration, intersubject communication, meta-subject competence, project method.

В настоящее время в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования [1] на государственном уровне значительное внимание уделено формированию у ученика метапредметных компетенций, которые обеспечат ему гибкость и адаптивность по отношению к быстро изменяющемуся миру. Значимость развития метапредметных умений школьников для обеспечения успешности их образования и дальнейшей жизнедеятельности не вызывает сомнения. Однако, как отмечалось в работах [2–4], настораживает недостаточная развитость современных образовательных технологий направленных конкретно на формирование метапредметных компетенций.

Очевидно, что полное решение обозначенных задач невозможно в рамках преподавания отдельных учебных предметов. Только в результате совместного изучения всех дисциплин общего образования у учащихся сформируются ключевые компетенции, как основа умения учиться. Поэтому на первый план должен выступать метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии для того, чтобы решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных школьных предметов.

В настоящей работе данная проблема рассматривается в контексте интеграции школьных курсов физики и математики. Их тесная связь является традиционной, многогранной и очень глубокой. Ряд особенностей и проявлений связи физики и математики лежит в области множеств, функциональных зависимостей, графиков функций, дифференциального и интегрального исчисления. В своей практике для активизации межпредметных связей и устранения некоторых несоответствий школьных программ по физике и математике мы зачастую используем интегрированные уроки, а также обращаемся к вузовским электронным образовательным ресурсам [5-10].

Большое внимание должно уделяться и организации внеклассной работы в этом направлении. При этом ряд исследований (см., например [2, 4, 11]) показывает, что формирование метапредметных умений школьников происходит наиболее эффективно при включении обучающихся в проектную деятельность. Под методом проектов обычно понимается способ организации познавательно- трудовой деятельности учащихся, предусматривающий определение потребности людей, проектирование продукта труда в соответствии с этими потребностями, изготовление изделия или оказание услуги, оценку качества, определение реального спроса на рынке товаров [12]. В конкретных случаях отдельные из перечисленных признаков могут и отсутствовать.

При этом зачастую подчеркивается, что проектная деятельность является элементом человеческой культуры в современном информационном обществе. Квалифицированный специалист любой области, прежде чем решать конкретную производственную задачу, должен спроектировать и спрогнозировать алгоритм достижения конечного результата. Проектная деятельность направлена, прежде всего, на результат, который можно увидеть, осмыслить и применить в реальной практике. Именно это создает условия для успешного развития интеллектуальных умений школьников.

Через проектную деятельность можно сформировать умение применять теоретические знания в практической жизни, в конкретных жизненных, профессиональных и научных ситуациях. Проектная деятельность приближает процесс обучения к жизни, выпускник школы получает возможность научиться: планировать и выполнять учебное исследование, учебный проект, использовать такие методы и приемы, как моделирование, абстрагирование, развитие логического мышления, коммуникативных способностей, осознавать ответственность за достоверность полученных знаний [2].

При реализации метода проектов в области физико-математического образования огромную роль играет правильный продуманный выбор тематики предстоящих работ. В этом случае конечным результатом, как правило, является некоторый (не всегда материальный) продукт, имеющий определенную практическую или научную ценность.

В качестве примера приведем тематику некоторых проектов, реализованных школьниками под нашим руководством в последние годы: «Лампа Лодыгина», «Акселерометр», «Перископ», «Столики Покровского», «Рука-манипулятор (для сбора мусора)», «Этот удивительный центр тяжести».

В последнем случае целью исследования являлось изучение и систематизация существующих математических способов нахождения центров тяжести однородных тел, а также их проверка на опытах. В ходе выполнения работы школьниками. Нахождение центра тяжести тел имеет большое значение не только при решении задач математического и физического содержания, но и при решении задач практической направленности. В качестве конечного продукта предлагался разработанный школьниками алгоритм расчета координат центра тяжести однородный плоских тел, а также изготовленные ими модели, демонстрирующие его практическую значимость.

Таким образом, многолетний опыт практической работы, а также анализ ее результатов, показывает, что метод проектов является одним из наиболее действенных в плане активизации межпредметных связей, формирования метапредметных компетенций в условиях интеграции школьных курсов физики и математики. Данный подход позволяет приблизить обучение к жизни, научить школьников применять полученные теоретические знания на практике, в конкретных профессиональных и научных ситуациях.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. URL: http://www.rg.ru/2012/06/21/obrstandart-dok.html (дата обращения: 16.08.2017).
  2. Бойцова А.А. Проектная деятельность как средство интеграции предметов естественнонаучного цикла в школе // Человек и образование. – 2013. – № 4 (37). – С .185–188.
  3. Шурыгин В.Ю., Шурыгина И.В. Активизация межпредметных связей физики и математики как средство формирования метапредметных компетенций школьников // Карельский научный журнал. – 2016. – № 4 (17). – С. 41–44.
  4. Вилданова А.Р., Латипова Л.Н. Метод проектов в технологическом образовании школьников в условиях перехода на ФГОС общего образования // Успехи современного естествознания. – 2013. – №10. – С. 22–23.
  5. Шурыгин В.Ю. Организация тестового контроля знаний студентов средствами LMS MOODLE // Балтийский гуманитарный журнал. – 2017. – Т. 6, № 1 (18). – С. 172–174.
  6. Шурыгин В.Ю., Дерягин А.В. Развитие технических способностей одаренных детей во внеклассной работе
    // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – №2. URL: http://www.science-education.ru/108- 8773. (дата обращения: 17.08.2017).
  7. Шурыгин В.Ю., Краснова Л.А. Организация самостоятельной работы студентов при изучении физики на основе использования элементов дистанционного обучения в LMS MOODLE // Образование и наука. – 2015. – № 8. – С. 125–139.
  8. Шурыгина И.В. Дифференциальное исчисление как один из аспектов межпредметных связей школьной физики и математики // Влияние науки на инновационное развитие: Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ч.2. – Уфа: АЭТЕРНА, 2016. – С. 165–168.
  9. Shurygin V.Y., Krasnova L.A. Electronic learning courses as a means to activate students’ independent work in studying physics // International Journal of Environmental and Science Education. – 2016. – V. 11, № 8. P. 1743– 1751.
  10. Краснова Л.А., Шурыгин В.Ю. Реализация принципа последовательности и преемственности в работе с одаренными детьми // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 5-2. – С. 358–362.
  11. Алексашина И. Интегративный подход в естественнонаучном образовании // Народное образование. – 2001. – № 1. – С. 161–165.
  12. Марченко А.В. Сасова И.А., Гуревич М.И. Сборник нормативно-методических материалов по технологии. – М.: Вентана – Графф, 2002. – 224 с.