ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Отамуродова Ф.Э.
Преподаватель, Самаркандский государственный архитектурно-строительный институт

ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Аннотация

Данная статья уделяет особое внимание проблемам использованиям информационных технологий в высших учебных заведениях. Этим новым качеством является возможность интеграции довольно большого объема разрозненных информационных ресурсов накопленных в сотнях действующих информационных системах как внутри вуза, так и в него в общую локальную, глобальную сеть с большими возможностями по оперативному доступу, использованию и пополнению задействованных информационных массивов.

Ключевые слова: локальная, глобальная сеть, научные исследования, факсимильные, оптоволоконные и спутниковые средства.
Keywords: local, wide area network, scientific research, facsimile, fiber optic and satellite means.

В связи с развитием компьютерных информационных технологий появлением современных высокоскоростных каналов связи на передовые позиции в системе высшего образования выходит актуальная задача информатизации вуза, использования новых возможностей в обучении научных исследованиях и управлении. Такое развитие достигло некоторой критической точки когда можно говорить о переходе количества в качество. Этим новым качеством является возможность интеграции довольно большого объема разрозненных информационных ресурсов накопленных в сотнях действующих информационных системах как внутри вуза, так и в него в общую локальную, глобальную сеть с большими возможностями по оперативному доступу, использованию и пополнению задействованных информационных массивов.

В данной статье которая состоит из двух частей раскрываются существующие проблемы внедрения новых информационных технологий в высшем образовании Республики Узбекистан и предлагаются некоторые пути их решения. Выделены задачи методического и методологического плана, технические и технологические проблемы основное внимание уделяется на доработку учебных планов и стандартов, создание локальных и глобальных компьютерных сетей.

В последние годы широко внедрены информационные технологии практически во все области высшего образования такие как учебный процесс, научные исследования и административное управление. В каждом вузе организованы компьютерные классы с соответствующем аппаратно-программным обеспечением, разрабатывается большое количество программных комплексов для решения научных задач и используются различные управленческие информационные системы. Несмотря на эти достижения внутри учебного заведения и между вузами в области внедрения новых ИТ имеется множество проблем. Главными из них являются проблемы методического плана подготовки специалистов в данной области, а также технологического плана интеграции информационных ресурсов и создания компьютерных сетей. Проблемы методологического плана – информатика и ее разделы в частности программное и аппаратное обеспечение, информационные и коммуникационные технологии в отличие от других научных направлений имеет две главные особенности. Первая ее методологические и технологические приемы изучения быстро меняются и вторая она нуждается в поддержке специальными техническими и программными средствами. С другой стороны, в настоящее время остро ощущается дефицит специалистов по коммуникационным технологиям, их аппаратному и программному обеспечению. Технология подготовки учебных планов не основывается на комплексном подходе, разработанным ведущими международными организациями и фирмами в этой области.

Проблемы технологического плана и интеграции информационных ресурсов. Множество проблем этого плана включает:

  • слабо организована и в большинстве случаев отсутствует кабельная инфраструктура учебных заведений.
  • многие вузы неподсоединены или частично подсоединены к узлам глобальной компьютерной сети интернет, не все из подразделения имеют электронную почту.
  • мало применяются современные средства связи такие как модемные, факсимильные, оптоволоконные и спутниковые средства.
  • часто камнем преткновения является качество линий связи особенно на больших расстояниях.
  • разрабатываемые в учебных учреждениях программные комплексы не унифицируются, порой повторяются и не отвечают международным требованиям на программные продукты.
  • не разработана единая политика нет координационного центра по создания по созданию локальных и глобальных сетей вузов и подключения их к мировым информационным ресурсам.

Информатизация образования в целом является одним из важнейших элементов информатизации Республики Узбекистан, одним из ключевых условий определяющих последующее ускорение развития экономики, науки и культуры. При этом внедрении новых ИТ в вузе становится главной его подзадачей успешное решение которой будет способствовать выживаемости учебного заведения в новых условиях и обеспечить подготовку специалистов мирового уровня. Очевидно что, без комплексного подхода к данной проблеме решить ее в кратчайшие сроки и с минимальными затратами практически невозможно. Поэтому в каждом университете региона и республике в целом должна быть разработана комплексная программа информатизации предусматривающая проведение работ в данном направлении.

Такая программа на наш взгляд должна иметь следующие работы по информатизации: процесса обучения, научных исследований, системы управления вуза в республиканскую и мировую вузовскую систему. В вкратце рассмотрим некоторые пути решения этих и других задач внедрения новых информационных технологий в высшем образовании.

Создание информационного пространства университетов республики Узбекистан. Для создания информационного пространства университетов Республики Узбекистан и разработки соответствующей сети необходимо выполнить следующие основные работы:

  • создать единый координационный совет, который позволяет своевременно принимать сбалансированные и грамотные решения по проектированию сети университетов
  • организовать связь университетов с мировыми информационными коммуникациями.
  • обосновать финансирование т.е. определить бюджетные, внебюджетные источники финансирования и найти организации партнеры по выполнению совместных проектов.

Главные преимущества и новые возможности, которые представляют локальные и глобальные сети в образовании, научных исследованиях и административном управлении вузами, заключаются в следующем. В масштабах вуза достигается межпредметное, межкафедральное и межфакультетное взаимодействие, выражающиеся в возможности объединения проектов нескольких предметных курсов под единой темой, т.е. в последовательном использовании результатов каждого проекта при изучении смежных дисциплин. Упрощая планирования учебного процесса, пользование ресурсами и электронными каталогами библиотеки, создание электронных книг, пособий и энциклопедий, контролирующих и тестирующих систем. Автоматизируется контроль исполнение директивных указаний, реального документооборота университета и подготовка объявлений, информации о новостях университетской жизни.

Между университетами и мировой вузовской среде обеспечивается получение материалов и контроль знаний при дистанционном обучении с использованием мультимедиа приложений, знакомство с последними научными исследованиями, достижениями вузов и учреждений аналогичного профиля, разработки ведущих фирм-производителей софтвера и хардвера. Организуется доступ к электронным каталогам ведущих мировых библиотек, получение новостей из видео и телеконференций аудио и видео сопровождение уникальных лекционных курсов, проектирование и публикации веб сайтов факультетов, подразделений и вуза в целом.

Единая сеть университета призвана обеспечить информационную поддержку всех образовательных процессов. Организация такой сети выполняется при следующих условиях:

  • оснащение подразделений вуза современными аппаратными средствами и лицензионным программным обеспечением.
  • наличие кадров, способных осуществить решение поставленной задачи на базе перспективных технологий.
  • назначение органов оперативного управления, сопровождения и развития.
  • решение вопросов финансирования разработки и поддержки сети.

Целью модульного плана также является быть основой для построения учебных планов для различных стран, территорий и учебных заведений разного типа, включая курса повышения квалификации. Авторы считают неразумной и тупиковой любую попытку модифицировать или адаптировать учебный план, успешно применяемый в более развитых странах. В этом учебном плане ИТ представляются в виде совокупности взаимосвязанных частей, называемых модулями, каждый из которых может быть изучен за один или два семестра. Каждый модуль представлен в виде целой схемы содержания и литературы.

Все множество модулей разбито на шесть групп, которые имеют определенное содержание. Например шестая состоит из разделов вычислимость и вычислительная сложность система исскуственного интеллекта защита в компьютерных системах управление вычислительным обслуживанием, конструирование компиляторов : компьютерная графика и мультимедиа: оценка производительности, проектирование систем реального времени.

Создание локальных и глобальных компьютерных сетей в качестве основных этапов работ в данном направлении нужно выделить создание локальных вычислительных сетей на факультетах и подразделениях разработка единой компьютерной сети вуза, организации надежного выхода в глобальную университетскую сеть РУ и мировое информационное пространство интернет.

Литература

  1. Кобилова С.С. О концепции обучения информатике и средствах ее поддержки. Ташкент 2006
  2. Хамдамов Р.Х. Проблемы информатизации в системе образования состояние вопроса и планы на перспективу. Ташкент 2009.
  3. A modular curriculum in computer science UNESCO 2004.