ПРОБЛЕМЫ ДЕЗАДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Плохих Е.Ф.
Социальный педагог отделения ранней профилактики,
ОСГБУ СОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», г. Белгород

ПРОБЛЕМЫ ДЕЗАДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Аннотация

В статье исследуются проблемы дезадаптации детей, по разным причинам попавших в реабилитационный центр, и пути их решения.

Отработав в Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних несколько лет, я убедилась, что проблемы дезадаптации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения, очень актуальны и имеют четко выраженную тенденцию к росту. Трудности в обучении и поведении детей и подростков ставят серьезные задачи перед обществом в целом.
С одной стороны, социально-эмоциональные нарушения, являются зачастую непосредственной причиной дезадаптации.

Воздействие факторов самой различной природы: биологических, антогенетических, психических, педагогических, социальных и др.

С другой стороны, социально-эмоциональные нарушения приводят к дисгармонизации отношений личности с социальной средой. Среди детей – дезадоптантов, проживающих в Центре, преобладают учащиеся с отклонениями в поведении, трудностями в обучении, общении.

Чаще всего дезадаптация возникает вследствие длительного воздействия на ребенка травмирующих ситуаций, нарушений межличностных отношений со взрослыми и сверстниками, что формирует у него внутреннюю напряженность и тревожность, агрессивность, конфликтность, ощущение неполноценности, ненужности, отверженности.

Большое число детей, воспитывающихся в Центре, имеет сенсорное недоразвитие, задержку психического развития (ЗПР) и интеллектуальную недостаточность, что усугубляет проблему дезадаптации в целом ряде специфических факторов, наиболее выраженных в особенностях эмоционально-личностной сферы. Они составляют в целом группу риска по нарушению поведения. Наш Центр не является исключением по количеству таких воспитанников.

Проявления дезадаптации вызвано следующими причинами:

  • социального характера (проистекают из социального статуса ребенка- сироты, он «ничей», никому не нужен);
  • медицинского характера (обусловлены патологическими отклонениями в состоянии здоровья детей, поступающих в реабилитационный центр из неблагополучных семей. Наиболее частой причиной патологии является поражение головного мозга вследствие внутриутробной интоксикации, нейроинфекций раннего детского возраста и других факторов. У многих детей отмечаются признаки невратизации, а у части, выраженного невроза, обусловленного психическими травмами, связанными с неблагополучием в бывшей семье или утратой родителей);
  • известно, накладывает отпечаток на весь дальнейший период формирования личности. Как следствие эмоциональная холодность, цинизм, агрессивность, нарушение нравственного развития). Патология внутреннего развития (интоксикация), опыт отрицательного социального окружения, нереализованная потребность в любви и признании, эмоциональная нестабильность ведут, как правило, к нарушению нравственного развития ребенка и открывает, на его взгляд, ему «право к правонарушениям». Дети интуитивно понимают: полагаться можно только на себя и поэтому всеми доступными средствами нарушают морально-нравственные нормы: дерзят, превосходствуют над другими, грубят, лгут и т.п.;
  • педагогического характера (наиболее часто связаны с социально-педагогической запущенностью детей, наблюдаются у большинства воспитанников. А на фоне психопатологических проявлений и общим психическим недоразвитием – это усугубляется и проявляется в низкой социализации воспитанников, неприспособленностью к жизни, школьной дезадаптации и девиантному поведению).

Исходя из вышеизложенной характеристики психолого–педагогических особенностей детей, поступающих в реабилитационный центр, специалисты нашего Центра пытаются создать необходимые условия для их комфортного проживания и социализации, предоставляют возможность нравственного, умственного, физического, трудового и эстетического развития, воспитывают культуру деятельности, формируют навыки сотрудничества, учат применять полученные знания и навыки в самостоятельной практике и быту.
Совершенствование личности ребенка предполагает развитие у него разнообразных способностей, положительного отношения к миру, разнообразных умений, которые в основе своей наиболее мощно развиваются в продуктивной деятельности. Результативностью развития ребенка измеряется в развитии умения трудиться в соответствии с его возможностями и способностями.

Так как развитие ребенка определяется общим характером взаимоотношений ребенка со взрослыми и другими детьми, поэтому определяющей моделью в реализации организационно- содержательной программы, ее принципов организации развивающей среды является «Деятельностно- продуктивный подход, как условие интегрированного развития чувственно-эмоциональной сферы детей».

Конечно, многое зависит и от позиции каждого педагога по отношению к ребенку:

  • принятие личности ребенка, с учетом его индивидуальности, его точки зрения, его чувств и эмоций;
  • учет возможностей каждого ребенка при выборе необходимых средств решения познавательных, и творческих задач;
  • создание доброжелательной атмосферы сотрудничества детей в группе, внимание со стороны взрослого к каждому ребенку и взаимоотношениям между детьми;
  • ориентация на общечеловеческие ценности;
  • проблемность в развитии ребенка (эмоционально-значимые и проблемно интересные для ребенка ситуации);
  • активное включение детей в поисковую ситуацию;
  • создание условий, когда мотивом усвоения знаний является собственная потребность ребенка, а не требования со стороны взрослого;
  • развитие собственной активной позиции у ребенка обеспечивается предоставлением ему инициативы в самых разных видах деятельности;
  • ведение воспитательно-образовательной работы с использованием общепедагогических принципов: культуросообразности, систематичности, цикличности, оптимизации и гуманизации, развивающего характера, природосообразности, интереса;

специфических принципов: эстетизации, культурного обогащения, взаимосвязи, интеграции, эстетического ориентира, обогащения сенсорного опыта, организации пространства, естественной радости:

  • максимальное использование эстетичности бытовой среды, в которой находится в данный период ребенок;
  • введение эстетического компонента на основе общечеловеческих ценностей: уважение к жизни и достоинству любого ребенка;
  • любовь к живой и неживой природе;
  • принятие норм социально-адаптивного поведения;
  • эмоциональная сдержанность;
  • вежливость.

Таким образом, коллектив педагогов нашего учреждения способствует:

  • формированию у воспитанников эстетического восприятия и отношения к действительности окружающего мира, развитию творческих способностей и воображения, овладению умениями и навыками практической деятельности;
  • формированию, таких важных для умственного развития мыслительных процессов, как анализ, синтез, сравнение, конкретизация;
  • развитию всех сенсорных анализаторов ребенка, в частности, мускулатуры кисти рук, и мелкой моторики пальцев, что так важно для развития умственных способностей ребенка;
  • созданию бодрого жизнерадостного настроения в коллективе воспитанников, поднятию общего положительно-эмоционального жизненного тонуса, развитию детей в целом;
  • формированию трудовых навыков, приобщению к общественно — полезному труду, формированию навыков самообслуживания;
  • формированию навыков работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с действиями товарищей.

Литература:

  1. Социальная педагогика: курс лекций, под общ.ред М.А. Галагузовой. – М.:Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000.
  2. Социальная педагогика: курс лекций. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. «Академия» М. – 2003.
  3. Психологическое развитие воспитанников детского дома/ текст/ Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской; Акад. Пед. Наук СССР, Науч.-исслед.ин-т общей и педагогической психологии. М.: Педагогика, 1990
  4. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии.М., 1996.
  5. Лангмейер Й. Психическая депривация в детском возрасте /текст/ Й. Лангмейер, З.Матейчек. Прага, 1984.