ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Каташев Т.С., Пода Н.С.
МАОУ Тисульская СОШ №1, пгт. Тисуль

ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Аннотация

В данной статье рассматривается вопрос применения кейс-технологии в обучении школьников, преимущества данной технологии, организация урока с применением кейс-технологии.

Ключевые слова: УУД, кейс-технология, преимущества кейс-технологии, деятельность ученика и учителя на уроке.

Внедрение ФГОС второго поколения поставило перед российскими педагогами ряд новых задач, среди которых основной является формирование УУД у школьников. Какое же значение вкладывается в определение УУД?
УУД можно трактовать с двух позиций: в широком и узком смысле. Если изучить научную литературу, то в широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность [1,].

Все УУД можно условно подразделить на четыре блока, каждый из которых, безусловно, имеет важное значение:

  1. Личностный.
  2. Регулятивный.
  3. Познавательный.
  4. Коммуникативный [1].

Все виды УУД тесно связаны друг с другом, невозможно формировать только один вид УУД, допустим, личностные или коммуникативные. Так при формировании познавательных УУД одновременно будут формироваться и регулятивные, и коммуникативные. Для учителя становится важным стремиться к тому, чтобы в каждой учебной ситуации максимально формировать и развивать все виды УУД. Понятно, что в рамках традиционного урока сформировать качественно новые умения – УУД, невозможно. Поэтому педагогам, чтобы достичь требуемых результатов в профессиональной деятельности, необходимо внедрять в практику своей работы инновационные технологии. Как говорила знаменитая Коко Шанель: «Если Вы хотите иметь то, что никогда не имели, Вам придется делать то, что никогда не делали!»
Вопрос выбора и освоения инновационных технологий, обеспечивающих максимальное достижение требуемого результата, остро стоит перед российскими педагогами.

Среди инновационных методик, подходов и технологий, в которые заложены возможности формирования всех видов УУД можно выделить следующие:

  • развивающее обучение Эльконина-Давыдова;
  • мыследеятельностная педагогика;
  • коммуникативная дидактика;
  • эвристическое обучение;
  • логико-смысловое моделирование;
  • ТРКМ;
  • ТРИЗ;
  • ИКТ технологии;
  • КЕЙС-технология.

Остановимся подробнее на кейс-технологии. Это достаточно новое явление в школьном обучении, хотя еще в 1920 году кейс-технология была знакома советским педагогам как «метод казусов». Но несмотря на явные преимущества перед традиционным обучением, данный метод не получил своего дальнейшего развития в нашей стране. Скорее всего по политическим мотивам, ведь по происхождению он имел «буржуазные корни» – впервые был применен в учебном процессе в школе права Гарвардского университета в 1870 году. Только в 80-90 годы педагоги нашей страны вновь обратились к кейс-технологии, но в основном на ступени высшего образования. В школу же данная технология пришла значительно позже.

Какие же свойства данной технологии делают ее столь привлекательной для педагогов?
Кейс-технология это технология, основанная на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов). Чтобы учебный процесс на основе case – технологий был эффективным, необходимо выполнить два условия: создать хороший кейс и четко определить методику его использования в учебном процессе.

При этом следует помнить, что:

1. Кейс-технологию можно применять в учебном процессе в случае работы над проблемой, у которой нет однозначного решения, а есть несколько возможных решений, у каждого из которых свои преимущества и недостатки.

2. Акцент в обучения ставится не на овладение уже готовым знанием, а на его выработку, на сотрудничество между учителем и учениками.

3. Результатом применения кейс-технологии является как получение новых знаний, так и формирование навыков учебной деятельности.

4. Суть технологии заключается в следующем:

  • по определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни;
  • в данной модели должен отражаться весь комплекс знаний и практических навыков, которые обучающимся нужно получить.;
  • педагог выступает в роли режиссера процесса сотворчества.

5. Особенно ценной данную технологию делает тот факт, что вместе с получением новых знаний, формированием практических навыков происходит формирование системы духовных ценностей обучающихся.

6. В процессе применения кейс-технологии преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с «сухостью», неэмоциональностью изложения материала: хорошо организованное обсуждение кейса напоминает театральный спектакль[3].

Сложной задачей для педагога становится разработка хорошего кейса.
Вопрос разработки хорошего кейса достаточно сложный и объемный, поэтому для его рассмотрения потребуется отдельная статья.
Рассмотрим вопрос организации работы учителя и обучающихся на уроке с применением кейс-технологии.

Работа обучающихся с кейсом на уроке включает в себя следующие этапы:

  • индивидуальная самостоятельная работы школьников с материалами кейса, которая включает в себя: определение ключевой проблемы, формулирование основных альтернатив, предложение решения проблемы;
  • работа в малых группах по согласованию ключевой проблемы и способов ее решения;
  • презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках классного коллектива).

На уроке кейс-технология реализуются в несколько этапов, на которых можно разделить деятельность учителя и ученика.

Работа ученика с кейсом может быть представлена следующим образом:

  1. этап – изучение ситуации, её особенностей;
  2. этап – выделение основной проблемы;
  3. этап – предложение решений или тем для «мозгового штурма»;
  4. этап – анализ последствий принятия каждого из решений;
  5. этап – предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий.

Для учителя действия в кейс-технологии имеют следующую последовательность:

  • создание кейса или использование разработанного ранее кейса;
  • распределение учеников по малым группам (4-6 человек);
  • знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий, организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков;
  • организация презентации решений в малых группах;
  •  организация общей дискуссии;
  • обобщающее выступление учителя с анализом ситуации;
  • оценивание учителем работы обучающихся.

Таким образом, применение данной технологии способствует развитию у школьников следующих универсальных умений:

  • анализировать ситуации;
  • оценивать альтернативы;
  • выбирать оптимальный вариант решений;
  • составлять план осуществления решений;
  • усваивать новую информацию;
  • освоить метод сбора данных;
  • соотносить уровни теоретических и практических знаний;
  • создавать авторский продукт;
  • повышать уровень коммуникативных навыков;
  • принимать решения, действовать в новой ситуации;
  • эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения;
  • приобретать экспертные умения и навыки;
  • учиться самостоятельно находить необходимые знания для решения ситуационной проблемы.

В то же время необходимо помнить и о том, что хоть кейс-технология является достаточно эффективным средством организации обучения, однако нельзя считать ее универсальным для всех дисциплин и решения всех образовательных задач методом. Тем более, что она, помимо преимуществ, имеет и ряд недостатков, таких как:

  • реализация данного метода требует больших временных затрат;
  • обучающиеся должны обладать навыками самостоятельной работы на уроке;
  • разработка кейса требует от учителя как интеллектуальных, так и значительных затрат времени, что в условиях сильной загруженности учителей имеет не малое значение.

В заключение приведем пример кейса по математике.
Класс 6
Время 1 урок (45 мин)
Тема урока: Решение задач по теме «Проценты».
Тип кейса – Аналитический Вид кейса – Практический Задание в кейсе

Молодая семья, попав в тяжелую финансовую ситуацию, в течение 6 месяцев уклонялась от ежемесячных выплат по кредиту. Банк в ответ налагал на них штраф. Ознакомьтесь подробно с ситуацией в кейсе и выполните задания. Текст «Пять лет назад у нас с женой родился малыш, и мы решили купить квартиру. Но собственных денег у нас было недостаточно, и мы решили взять в банке кредит в размере 500 000 рублей сроком на 5 лет. Я зарабатывал хорошо, и мы могли себе позволить платить по кредиту по 15 000 рублей ежемесячно. Три года мы добросовестно платили по кредиту. Выплатили 300 000 рублей из 500 000 рублей по кредиту. Но затем я попал под сокращение и был вынужден устроиться на другую нижеоплачиваемую работу. Денег хватало только на продукты и оплату жилья. Оплачивать кредит мы не смогли и полгода скрывались от сотрудников банка. Потом я смог устроиться на другое предприятие с хорошей зарплатой, и мы с женой стали вносить деньги, выплачивали долг и за эти 6 месяцев. И когда мы думали, что уже выплатили всю сумму кредита, то оказалось, что надо оплатить и штраф за просроченные месяцы. Нам насчитали ……рублей. Вот так дорого оказалось брать деньги в долг у банка»

Задание № 1. Изучите ситуацию, представленную в кейсе. Ознакомьтесь с документами на получение кредита.

Задание № 2. Выпишите все неизвестные термины и узнайте их значение. Выясните причины возникновения данной ситуации.

Задание № 3. Рассчитайте долг по кредиту. Предложите свои варианты
выхода из данной ситуации. Проанализируйте последствия принятия каждого из возможных вариантов решения. Сформулируйте советы людям, которые собираются брать кредит.

Задание № 4. Представьте полученные результаты своей работы перед классом.

Фрагмент документа.
Общий размер кредита – 500 000 тыс. рублей. Кредит предоставляется на потребительские нужды. Ссудозаемщик обязуется погасить кредит до «1» октября 2016г. При не поступлении средств в погашение кредита в указанный срок задолженность по ссуде, включая проценты, вносится на счет просроченных ссуд и списывается со счета № в банке.

За пользование кредитом Ссудозаемщик вносит плату в размере 18 процентов годовых. Проценты начисляются и взыскиваются Банком ежемесячно после 20 числа каждого месяца в бесспорном порядке инкассовым поручением с расчетного счета Ссудозаемщика. Отсчет срока по начислению процентов начинается с даты выдачи средств со ссудного счета и заканчивается датой зачисления средств в погашение кредита на ссудный счет Ссудозаемщика. В случае непоступления на счет Банка средств на погашение причитающихся со

Ссудозаемщика процентов до 5 числа следующего месяца, причитающиеся со Ссудозаемщика проценты по кредиту считаются как несвоевременно оплаченные.
В случае нарушения срока погашения кредита и уплаты процентов Банк взыскивает штраф в размере 0,5 процента от непогашенной суммы задолженности кредита за каждый день просрочки.

Литература:

  1. Асмолов, А.Г. / Программа развития универсальных учебных действий: структура, содержание, ожидаемые результаты.
  2. Балакирева, Г.В. Применение кейс-технологии на уроках математики [Электронный ресурс] — Сайт «Инфоурок»
  3. Долгоруков, А.М. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения.