ПРИМЕНЕНИЕ АНДРАГОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА С СОТРУДНИКАМИ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИХ ИНТЕРНАТОВ

Лозовская Л.А.
Психолог ГБУ ПНИ № 5 г. Москва

ПРИМЕНЕНИЕ АНДРАГОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА С СОТРУДНИКАМИ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИХ ИНТЕРНАТОВ

Аннотация

В статье обосновывается необходимость внедрения андрагогики в работу со специалистами психоневрологических интернатов. Понимание обоснованности применения андрагогических принципов в обучении сотрудников позволит улучшить организацию профессиональной подготовки кадров с целью повышения их профессиональной квалификакции. Работа имеет междисциплинарный характер, написана на стыке: андрагогики, психологии, педагогики, социальной психологии.

Ключевые слова: андрагогика, андрагогические принципы, сотрудники, психоневрологический интернат, психолог.

На современном этапе становления социальной ответственности общества перед инвалидами, более важным считается улучшение реабилитационных технологий и повышение качества обслуживания инвалидов в стационарных учреждениях.

В системе учреждений социальной защиты наравне с домами-интернатами общего вида имеются стационарные учреждения психоневрологического профиля (ПНИ), в которых пребывают инвалиды с хроническими психическими заболеваниями [3]. Здесь могут также получать социальные услуги молодые люди (в возрасте от 21 до 34 лет) с интеллектуальной недостаточностью и психическими расстройствами.

Особенность этих учреждений заключается в том, что в отличие от предназначенных психоневрологических отделений лечебных учреждений, получатели социальных услуг пребывают в них фактически пожизненно. Обусловлено это хроническими психическими расстройствами и выраженными нарушениями психических функций.
Отечественные специалисты, такие, как: Дементьева Н.Ф., Андреева О.С. и другие провели огромную работу, направленную на организацию и развитие стационарных учреждений c реабилитационной тенденцией для людей с хроническими психическими заболеваниями [2].

Сложность контингента получателей социальных услуг для сотрудников психоневрологического профиля имеет полимодальный характер. Сотрудники занимаются профилактикой нарушений в сфере общения, контролем за поведением получателей социальных услуг, повышением реабилитационного потенциала. Все вышеперечисленное требует не только медицинского и санитарно-гигиенического ухода, но и психолого-педагогического сопровождения.

Особенности организации любого педагогического аспекта для сотрудников психоневрологического интерната должны обусловливатся факторами взаимодействия, целями, содержанием и критериями педагогического сопровождения. По этим параметрам можно сформировать выраженную специфику, которую можно построить на андрагогических принципах.

Андрагогические принципы в психологии достаточно хорошо известны и широко используются в работе с сотрудниками психоневрологических интернатов [4]:

  • принципы приоритета автономного изучения обучающихся; общей деятельности обучающихся собственного изучения; индивидуализации изучения;
  • плановости изучения; контактности изучения; актуализации итогов изучения;
  • становления образовательных навыков самих обучающихся; осознанности изучения.

Основное их различие от педагогических основ содержится в том, что они характеризуют активность по организации процесса обучения не только обучающих, но прежде всего самих обучающихся, в то время как педагогические взгляды регламентируют активность обучающего [5].

Беря во внимание тот факт, что в учреждениях вида ПНИ находится наиболее тяжелый контингент психоневрологических больных, то от сотрудников требуется высокий уровень научной подготовки и владение передовыми навыками и методами работы. Деятельность сотрудников в ПНИ, связана с патопсихологической диагностикой, итоги которой представляют интерес не только для самых сотрудников, но и имеют большое значение для врачей. Это позволяет оценить актуальное состояние и может определить потенциал получателей социальных услуг. Реабилитационные мероприятия обязаны осуществляться специалистами, имеющими соответственный уровень подготовки в таких областях психологии, как: медицинская, педагогическая, коррекционная, специальная, а еще обладающими передовыми методами психологических интервенций.

Психолог взаимодействует со всеми сотрудниками ПНИ, которые задействованы в реабилитационном процессе. Все сотрудники интерната являются кадровым ресурсом. Этот кадровый ресурс формирует единое реабилитационное пространство, у которого также имеется определенная потребность в психологическом сопровождении, профессиональном росте и повышении квалификации.

Помощь сотрудникам психоневрологического интерната, которую может предложить психолог, представляет собой довольно трудную задачу. Но, в процессе работы с персоналом, нужно и необходимо совершенствовать ряд направлений, в которых реализуется именно педагогический аспект.

В настоящее время в России андрагогические принципы все шире используются в подготовке, переподготовке и повышении квалификации специалистов.

Этому способствует увеличение масштабов включения андрагогики в качестве одной из ведущих учебных дисциплин в учебные программы курсов подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Особый упор при этом делается на:

  1. формирование интересов и убеждений, что содействуют адаптации человека к переменам жизни;
  2. формирование возможностей использовать приобретенные знания с целью улучшения деятельности;
  3. формирование личности в процессе изучения;
  4. основательные общеобразовательные знания и познания мировоззренческого плана;
  5. формирование умений самообразования и саморазвития;
  6. использование умений находить заключение для проблем, которые не встречались в деятельности раньше.

Для соблюдения андрагогических основ в работе со специалистами в психоневрологическом интернате, необходимо исследовать уровень профессиональной подготовки сотрудников.

Во время работы с любым сотрудником ПНИ решаются первоочередные задачи. Для каждого сотрудника они разные и находятся в зависимости от их собственных знаний, умений и навыков. В работе психолога с сотрудниками психоневрологического интерната можно отметить следующие андрагогические формы работы [3]:

  • содействие в адаптации новых сотрудников;
  • структурирование психических действий;
  • коррекция чувственно-волевой сферы личности сотрудников;
  • создание функциональной личностной позиции сотрудников;
  • формирование трудовой мотивации сотрудников;
  • систематизация возможности к самоконтролю;
    профилактика межличностных конфликтов и их устранение;
  • создание в коллективах доброжелательной атмосферы;
  • устранение внутриличностных проблем сотрудников;
  • усвоение содержания ценностных ориентаций в жизни;
  • улучшение коммуникативных функций;
  • объяснение специфичных знаний и образцов поведения в социуме.

Методами для реализации вышеперечисленных андрагогических направлений психологической работы считаются:

  • прямое словесное действие, уговаривание с целью исправления целевых установок;
  • развивающие и обучающие методики, нацеленные на формирование психических действий и чувственно-личностной сферы;
  • арт-терапия;
    техники поведенческой психотерапии;
  • массовая психокоррекция;
    психологическое консультирование с учетом возрастных особенностей;
  • релаксационные техники.

Таким образом, можно отметить, что андрагогические методы и принципы, применяемые в работе с персоналом разнообразны и они охватывают широкий диапазон психологических интервенций. Наиболее популярными являются психокоррекционное воздействие, психологическое консультирование, и психодраматические методы.

Литература:

  1. Гаубрих Н.Ю. Медико-биологические и социальные факторы, обусловливающие различные уровни социально-трудовой адаптации при олигофрении (в аспекте задач врачебно-трудовой экспертизы и трудового устройства). Дисс. канд. мед. наук., М., 2010
  2. Дементьева Н.Ф., Модестов А.А. Дома-интернаты от призрения к реабилитации// Красноярск, 2013, 195 с.
  3. Змеёв С.И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых. – М.: Perse, 2007.
  4. Морозова Е.В. Подходы к деятельности психолога в условиях психоневрологического интерната // Проблемы оказания психологической помощи в социальной сфере. Тезисы конференции психологов сферы социальной защиты населения города Москвы. Под общей редакцией О.В. Красновой. — М., 2010, С. 63-64.
  5. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф., Социальная реабилитация. Учебное пособие – М.: «Дашков и К», 2006 – 340 с.