Кенжабоев А.Э.
Доцент, Сурхандарьинский областной институт повышение квалификации и переподготовки работников народного образования
Кенжабоев Ж.А.
Преподаватель, Термезский государственный университет
ПРИЕМЫ, СПОСОБЫ И СРЕДСТВА АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ
В педагогическом процессе задача является одним из средств овладения системой научных знаний, формирования умений решать жизненные, производственные задачи. Решение каждой задачи, в особенности познавательной, требует от обучающихся не только актуализации, систематизации и воспроизведения ранее усвоенных знаний. В этом процессе обучающийся, опираясь на известное ему, ведет дальнейший поиск и усвоение новых знаний, неизвестных ему ранее способов и средств решения задачи. Задача стимулирует мышление школьников, сближает их учебную деятельность с научным поиском, в определенной степени знакомит с этапами, методами и средствами научного познания и, безусловно, готовит обучающихся к их будущей практической деятельности.
Для активной мыслительной деятельности весьма полезны различные задачи, процесс решения которых характеризуется высоким мыслительным напряжением, самостоятельным поиском, доказательствами, рассуждениями. Решение задач максимально мобилизует и развивает такие умственные операции, как анализ и синтез, абстрагирование, сравнение, конкретизация, обобщение, обучает учащихся правильному, применению этих операций в своей познавательной деятельности. Этот процесс вносит в занятие эмоциональное оживление, повышает интерес к данной дисциплине. [14,c. 73]
Однако роль и значение задач не следует переоценивать. Решение задач дает положительные результаты только тогда, когда оно применяется в сочетании с другими способами и средствами и когда преподаватель методически правильно определит место задачи в учебном процессе.
В обучении задачи могут выполнять различную роль.
Они применяются с целью:
- более доказательного разъяснения на занятиях отдельных теоретических положений;
- эффективной организации применения знаний на практике и показа практического значения теоретических положений;
- повторения, воспроизведения и закрепления знаний; 4) контроля и самоконтроля знаний, умений;
- формирования умений творческого использования знаний в новых условиях. [14, c.75]
Очередной урок начинается с обсуждения первой задачи, в процессе которого учащимися выдвигаются разные – верные и ошибочные – мнения. Уловив удобный момент в обсуждении, преподаватель начинает изложение основных положений урока и в нужное время обращает внимание учащихся на содержание второй задачи.
Педагогические задачи обсуждаются с большим интересом, оживленно, споры продолжаются и после урока. Опыт показывает, что применение задач заметно повышает активность, интерес
учащихся к лекции и изучаемой дисциплине в целом. Готовых решений педагогических задач нет, поэтому студент должен их решить самостоятельно. Для этого он просматривает специальную литературу по педагогике и психологии, обращается к справочникам, словарям, анализирует прошлый опыт (школьные годы) и т. д.
Использование педагогических задач позволяет осуществить связь теории с практикой, развивает у учащихся умение самостоятельного решения практических вопросов обучения и воспитания.
Таким образом, педагогические задачи способствуют повышению эффективности занятий только при соблюдении определенных требований: во-первых, они должны быть связаны с обсуждаемой на лекции проблемой; во-вторых, задачу следует подбирать с учетом знаний, прежнего жизненного опыта учащихся, иначе она не вызовет интереса; в-третьих, на занятии надо применять не более одной или двух задач; в-четвертых, следует использовать разнообразные виды задач – ситуативные, теоретико-методологические и другие. [14, c. 95]
При выборе задач для использования на различных занятиях необходимо прежде всего определить те аспекты, проблемы изучаемой темы, которые могут и должны быть доведены до обучающихся и усвоены ими в процессе решения познавательных задач. В целях развития мыслительной активности учащихся приемлема не всякая задача, а только та, которая: во-первых, способствует организации творческой познавательной деятельности учащихся, более активному овладению основными, принципиальными проблемами данной науки и ее методами, средствами; во- вторых, учитывает педагогические требования к содержанию, структуре учебных занятий и включается в систему средств как органически необходимый элемент занятия. [12, c. 96]
Следует подчеркнуть, что иногда встречается смешение познавательной задачи с заданием, упражнением.
В чем особенность заданий и какую роль они играют в активизации учебной деятельности учащихся? Задание в жизненной практике и педагогике понимается как разновидность учебы, работы, которая возложена (задана) на кого-нибудь, ограничена в объеме и сроках выполнения. Так, работники выполняют трудовое (плановое) задание, а учащиеся – домашние учебные задания.
По своему характеру учебные задания бывают различными. Например, прочитать указанные страницы учебника, к следующему занятию решить предложенные задачи. На практических занятиях дается задание – выполнить упражнения и т.д. Задания бывают краткосрочные (выполнить к следующему занятию) и долгосрочные (написать реферат, доклад или вести наблюдения над изучаемыми явлениями, процессами).
Обычно задания дает преподаватель. Содержание, объем, виды заданий определяются дидактическими целями каждого занятия. Например, с целью организации обсуждения познавательных проблем преподаватель дает учащимся задание – прочитать к следующему занятию соответствующие параграфы учебника и т. д.
Выводы:
- задачи и задания являются одними из важнейших средств активизации мыслительной деятельности учащихся;
- эффективность использования задач и заданий зависит от их правильного применения в сочетании с другими способами и средствами
Литература
- Абдухаирова А.Т. Приемы активизации мыслительной деятельности//Педагогика, 1998, № 8.
- Андреев А.В. Творческий подход к проверке домашнего задания// Педагогика 1999, № 6.
- Голуб Б.П. Средства активизации мыслительной деятельности учащихся// Педагогика, 1998, № 3.
- Желзовский Т.И., Вяткин А.Г. Опыт развития познавательной деятельности учащихся// Педагогика, 1993,№ 1.
- Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах. М., 1985.
- Кацубинская Л.А. Организация познавательной деятельности//Педагогика, 1990, № 8.
- Коротаева Е.В. Уровни мыслительной активности // Народное образование. 1995. № 10.
- Кулыгина А. Н. Активизация обучения: сущность и содержание// Педагогика, 1994, № 1.
- Ряболин Н. Познавательная активность учащихся на занятиях// Педагогика, 1996, № 3.
- Познавательные задачи в обучении русского языка// Русский язык в школе, 2000. № 3.