ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ ЗА СЧЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЯВЛЕНИЯ ПЕРЕНОСА ЗНАНИЙ

Атаева Х.К.
Преподаватель, Самаркандский государственный архитектурно строительный институт

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ ЗА СЧЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЯВЛЕНИЯ ПЕРЕНОСА ЗНАНИЙ

Аннотация

В данной статье рассматриваются некоторые проблемы основных законов переноса, основных факторов переноса требующий рассмотрения решения испытуемого. Уделяется также внимание понятию «перенос» и повышению эффективности методических пособий.

Ключевые слова: психология, перенос, кодирование обучающей задачи, субъект, инвариантное тестовое задание.
Keywords: psychology, transfer, coding of the training task, the subject, an invariant test task.

В современном словаре «Психология» говорится: «Перенос – влияние ранее сформированного действия на овладение новым действием. Перенос обнаруживается в том, что овладение новым действием происходит легче и быстрее, чем овладение предыдущим действием. Механизм переноса заключается в выделении субъектом общих моментов в структуре освоенного и осваиваемого действий. Чем отчётливее выделяются эти сходные моменты, тем легче и шире перенос».
Основные идеи теории переноса знаний:

  • перенос может быть положительным, когда исходное обучение помогает испытуемым лучше решить вторую задачу;
  • перенос может быть отрицательным, когда исходное обучение препятствует выполнению задания, или отсутствующим, когда исходное обучение не отказывает никакого влияния на решение второй задачи;
  • объем перенесенных знаний и направление переноса находятся в прямой зависимости от отношения сходства между структурами двух задач.
  • большее число сходных компонентов будет образовывать большее сходство и вести к переносу большего объема знаний.

Основными понятиями теории переноса являются:

  • степень сходства задач, ситуаций;
  • структурное сходство задач;
  • поверхностное сходство задач;
  • количество общих компонентов;
  • сходство ответов;
  • положительный перенос знаний;
  • отрицательный перенос знаний;
  • контекст ситуации переноса;
  • факторы переноса;
  • объем переноса;
  • кодирование обучающей задачи;
  • надежность переноса;
  • индексы переноса;
  • механизм переноса; Основные законы переноса:
  • объем перенесенных знаний зависит от степени сходства между двумя ситуациями;
  • направление переноса зависит от сходства двух решений.

Основные факторы переноса зависит от ранее приобретенных знаний и в своей основе связаны с памятью.
Во-первых, необходимо, чтобы структура обучающей задачи имела сходство с экспериментальной задачей. Во-вторых, условия кодирования материала обучающей задачи и ее усвоение должны соответствовать последующей экспериментальной задаче. Третий класс факторов относится к условиям активизации и извлечения из памяти правил, использованных при решении предыдущей задачи. Наконец, четвертый фактор, требующий рассмотрения – это фоновые знания испытуемого. Например, наличие специальных знаний в какой-либо области может привести к успешному применению знания, несмотря на очевидное несходство контекстов исходного кодирования и конкретного случая извлечения знаний из памяти.
Понятие переноса знаний достаточного широко используется в американской педагогике. Разработано вариант педагогической технологии для продуктивного уровня обучения, включив в него структурную составляющую «стимулирование прочности полученных знаний и умений и их переноса»:

  • Организацию внимания учащихся;
  • информирование их о дидактической цели;
  • стимулирование припоминания необходимых знаний и умений:
  • предъявление учебного материала, который должен вызвать определенную реакцию;
  • стимулирование реакций учащихся;
  • обеспечение обратной связи;
  • руководство мыслительной деятельностью;
  • стимулирование прочности полученных знаний и умений и их переноса;
  • оценку действий учащихся.

Данный пример показывает, что в американской педагогике метод переноса знаний используется на практике, в том числе для обеспечения обучения на продуктивном уровне.
Однако в педагогической литературе вопрос о переносе знаний и целесообразности использования более чем одного примера не увязывается с методами конструирования хорошо структурированных «цепочек» примеров.

Выше была высказана идея о том, что в качестве универсального инструментария для обеспечения переноса знаний могут быть использованы инвариантные тестовые задания. Термины «инвариантные тестовые задания» инвариантные тесты» были введены в научный оборот. В данном

контексте инвариантность мыслится относительно цели изучения конкретного элемента учебного материала. Известно, что «инвариантность – неизменность, независимость от каких-либо условий; так напр. инвариантность выражения есть способность его оставаться неизмененным при некоторых преобразованиях переменных, связанных с этим выражением, например, в последовательной цепи переходящих друг в друга формул, систем. Понятие инвариантность играет большую роль в современной науке.

Понятие «инвариантное тестовое задание» используется для обозначения членов «семейства» тестовых заданий, контролирующих усвоение одного и того же элемента учебного материала. В работе отмечено, что «более точным был бы термин «тестовое задание, инвариантное относительно учебной цели по изучению конкретного элемента учебного материала». Однако в интересах краткости в дальнейшем в этом смысле будет употребляться понятие «инвариантное тестовое задание». Инварианты тестовых заданий могут различаться между собой разными формами словоупотребления, морфологическими, синтаксическими или семантическими признаками, но в то же время у всех у них есть нечто общее, неизменное, а именно – все они представляют собой некоторую модель контролируемого учебного материала и учебной цели по его изучению.
Нами предполагается использовать инвариантные тестовые задания в качестве звеньев цепочки заданий, предназначенных для обеспечения переноса знаний. Замысел исследования состоял прежде всего в том, чтобы разработать и использовать методическое пособие, в котором будет применено о несколько серий инвариантных тестовых заданий, обеспечивающих явление переноса знаний.

Полностью соглашаясь с приведенными высказываниями, мы вынуждены констатировать, что вслед за этими рациональными мыслями американских исследователей также не последовала разработка методики, которая позволила бы эффективно формировать смежные пары и целые серии, цепочки задач, обеспечивающих перенос знаний.

Литература

  1. Холиок К. Когнитивные основы переноса знаний. М 2003.
  2. Бруннер. Психология познания. М 2007.
  3. Родионов Б. У. Стандарты и тесты в образовании. М 2005.