ПОТЕНЦИАЛ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЕЙС МЕТОДА ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКАМИ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ»

Безвиконная Е.В., Богдашин А.В.
Омский государственный педагогический университет

ПОТЕНЦИАЛ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЕЙС МЕТОДА ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКАМИ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ»

Аннотация

В статье оценивается потенциал кейс-метода в итоговой аттестации выпускников-бакалавров направления «Профессиональное обучение», профиль
«Правоведение и правоохранительная деятельность», как средства формирования профессиональных компетенций преподавателей учреждений среднего профессионального образования. Рассмотрены условия и механизмы реализации кейс-метода посредством решения типичных профессиональных задач в процессе прохождения итоговой аттестации бакалаврами. Обобщён опыт использования кейс-метода профессиональной подготовки преподавателей.

Ключевые слова: кейс-метод, государственная итоговая аттестация, практико-ориентированное обучение, Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования.
Key words: case study, state certification, practice-based learning, federal state educational standard of higher education.

Процесс реформирования системы высшего образования в России направлен на формирование компетентностной модели подготовки выпускника, основанной на профессиональных знаниях, умениях и навыках, достаточных для решения проблемных ситуаций в реальных условиях. Профессиональные компетентности предполагают приоритет практико-ориентированного подхода, традиционный подход к осуществлению реализации программ подготовки бакалавров (магистров) и их государственной итоговой аттестации требует кардинального изменения.

Вопросы государственного экзамена не могут ограничиваться теорией и практикой будущей профессиональной деятельности выпускника. Поскольку процесс формирования профессиональных компетенций будущих преподавателей предполагает погружение в деятельностную среду профессиональной деятельности (её моделирование) [4, 144].
Принимая во внимание специфику подготовки бакалавров направления «Профессиональное обучение», обусловленную содержанием Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования [1], отметим доминирование практико-ориентированного подхода, на основе профессионально-квалификационных требований и профессиональных стандартов рабочих профессий.

Стандарт предполагает интеграцию психолого-педагогических дисциплин базовой части с курсами по выбору, обеспечивающими направленность (профиль) подготовки. В процессе реализации программы приобретает принципиальное значение использование одного из наиболее перспективных методов обучения — кейс-метода. Именно этот метод предполагает интеграцию компетентностного и задачного подходов.

Кейс-метод подразумевает заданность (моделирование) предметной ситуации, предполагающей выявление студентом проблемы, вариантов её решения или выработку только алгоритма выхода из проблемной ситуации, если она чётко обрисована в самом задании. Педагогическая наука относит данный метод к группе инновационных методов организации обучения студентов в высшем учебном заведении [6, 63], поскольку в отличие от его использования в общеобразовательной школе, проблемная ситуация не задаётся целиком, а формулируется преподавателем исходя из реальной учебной (жизненной) ситуации. Принципиально важно, чтобы предложенная ситуация (например, из отраслей права) не только отражала проблему, но и систематизировала комплекс теоретических знаний, приобретаемых в процессе решения проблемы. Для этого следует формировать ситуации, предполагающие несколько вариантов её решения, различных по уровню сложности.

Принимая во внимание значительное количества курсов по выбору отраслевой направленности, соответствующих профилю «Правоведение и правоохранительная деятельность», в учебном плане подготовки бакалавра преобладают курсы, направленные на обучение решению проблем и принятию решений в конкретных жизненных ситуациях (практические кейсы). В тоже время, изучение методики обучения праву и дисциплин направления подготовки «Профессиональное обучение» предполагает преобладание в учебном процессе обучающих и оценочных кейсов. Воспроизводя действующую модель ситуации, кейс способен закрепить приобретённые студентом знания, умения и навыки принятия решений в конкретных ситуациях, т.е. носит тренинговую направленность. Для достижения их целей требуется обеспечить наглядность кейса, детальное описание конкретной ситуации. Напротив, обучающие и исследовательские кейсы становятся результатом моделирования преподавателем искусственной ситуации, отличающейся от реальной. Кейс-метод становится логичным дополнением используемых в учебном процессе методов деловой игры, проблемных методов, мысленного эксперимента и т.д., обеспечивая формирование устойчивых навыков решения типичных задач в определённой профессиональной области.

В Омском государственном педагогическом университете направление «Профессиональное обучение» по профилю «Правоведение и правоохранительная деятельность» реализуется с 2015 г. Одной из ключевых задач подготовки преподавателей юридических дисциплин в средних профессиональных учебных заведениях стала разработка модели практико-ориентированных заданий на государственный экзамен, направленных на оценку уровня профессиональных компетенций выпускников. Данные задания объединяют содержание дисциплин, формирующих определённые компетенции, и ситуационную направленность, приближённость к реальным ситуациям, возникающим в преподавательской деятельности [2]. Кейс-метод оказался наиболее перспективным инновационным методом качественного и количественного измерения уровня сформированности компетенций выпускника в процессе прохождения им итоговой аттестации.

Содержание кейс-метода предполагает моделирование максимально предметной проблемной ситуации, с которой неизбежно столкнётся преподаватель среднего профессионального образования, от её решения зависит степень сформированности компетенций выпускника. Например, студенту на экзамене предлагается следующее кейсовое задание: «Правовые положения эффективно усваиваются только тогда, когда они рассматриваются применительно к конкретным ситуациям. Вот почему в конце каждой темы в учебнике содержится ряд задач. И на правовом занятии решению задач должно отводиться время. Согласны ли вы с данным утверждением? Что вам известно об использовании данного методического приёма? Предложите варианты, когда данный методический приём будет использован как фрагмент занятия (цель, действия преподавателя, студента), как форма учебного занятия (алгоритм конструирования)» [2]. Приоритет заданий из смежных областей методики преподавания права и дисциплин профиля обусловлен потребностью целенаправленной подготовки преподавателей, владеющих приёмами и методами организации учебного процесса не в школе, а в техникуме (колледже).

Принимая во внимание сложность решаемой задачи по оценке уровня сформированности компетенций выпускников было принято решение чётко формулировать целевое назначение каждого кейса, его связь с определённой компетенцией. Данная взаимосвязь обозначалась при проведении обзорных лекционных занятий. В частности, кейсовое задание № 9 предполагает решение следующей ситуации: «Право – это система формально — определённых норм. Это означает, что нормы права всегда имеют письменную форму. Обучающиеся должны представлять себе типовые формы правовых документов, наиболее распространённых в нашей повседневной жизни. Как их использовать на учебном занятии? Изучение каких отраслей позволит решить данную задачу? Проиллюстрируйте конкретным примером фрагмента учебного занятия правового курса». В последней выпускник должен продемонстрировать способность организовать образовательный процесс посредством использования различных источников информации (ПК-24) [1].

Используемые кейсовые ситуации отличаются практико ориентированностью, позволяя спрогнозировать максимально близкую реакцию выпускника на её возникновение в реальной жизни. Например, «Практика правового обучения показывает, что самостоятельная работа с источниками знаний будет более успешной, если в её основе лежит конкретная программа действий обучаемого, выстроенная в соответствии с определённой дидактической задачей и содержанием учебного материала, с учётом подготовленности обучаемого к работе с текстами. Согласитесь или опровергните данное высказывание. Аргументируйте свою позицию на примере конструирования конкретного учебного занятия» [2]. Применение профессиональной терминологии позволяет продемонстрировать степень владения профессиональным языком.

Проблемность кейсовой ситуации обеспечивает возможность её оценки с противоположных позиций, в зависимости от знаний выпускника и умений, приобретённых в период реализации программы профессионального обучения. Не менее важна эмоциональная составляющая ситуаций, позволяющая выпускнику сформулировать собственное отношение к способам решения изложенных проблем. Например, «предложите вариант современного учебного занятия по указанной теме». Достаточно важной составляющей кейсов становится отсутствие очевидных подсказок и готовых решений непосредственно в тексте задания.

Возможность использовать вспомогательный материал (тексты учебников, Конституции Российской Федерации, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации и т.д.) позволяет убедиться в наличии навыков работы с последними, достаточными для будущей профессиональной деятельности. Ограниченность времени государственного экзамена не позволяет увеличить количество допустимых к использованию источников информации, поскольку это приводит к затруднениям при систематизации ответа на кейсовое задание.

Содержание задания предполагает конкретность вопросов, на которые должен ответить выпускник (кейс №4). Принимая во внимание сложную задачу оценки уровня сформированности профессиональных компетенций преподавателя юридических дисциплин, требуется сопроводить кейс критериями оценки уровня сформированности каждой из них. Так, кейсовое задание 7 предполагает следующие критерии оценки ответа выпускника, свидетельствующее о достаточном уровне сформированности профессиональных компетенций: последовательность действий преподавателя, зафиксированная в алгоритме; соответствие программе юридической дисциплины и фонду оценочных средств; количество авторских позиций по рассматриваемой ситуации; способность логически мыслить и обосновать свою точку зрения.

Высокий уровень сформированности компетенций («отлично») свидетельствует о наличии теоретических и прикладных навыков и умений организовать образовательный процесс с использованием неадаптированных источников права. Напротив, пороговый уровень демонстрирует наличие общетеоретических представлений о стандартном алгоритме действий преподавателя, зачастую не позволяя продемонстрировать практические умения и навыки. Представляется, что использование кейс-метода в организации учебного процесса и итоговой государственной аттестации студентов направления «Профессиональное обучение», профиль «Правоведение и правоохранительная деятельность» обеспечивает надёжную диагностику уровня сформированности профессиональных компетенций будущих преподавателей учреждений среднего профессионального образования.
Необходимо принимать во внимание адаптируемость кейсов к образовательному процессу в целом и итоговой государственной аттестации в частности.

Литература:

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 октября 2015 г. № 1085 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень бакалавриата)».
  2. Программа государственной итоговой аттестации. Направление подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение», профиль «Правоведение и правоохранительная деятельность» [Электронный ресурс] 
  3. Баринова Н.В. Использование кейс-метода при обучении студентов вуза как фактор повышения качества образования // Проблемы современной науки и образования. — 2016. —
    № 22 (64). — С. 70 — 72.
  4. Гулакова М.В., Харченко Г.И. Кейс-метод как основа практико ориентированного обучения // Мир науки, культуры, образования. — 2017. — Т. 63. № 2. — С. 143 — 145.
  5. Демченко С.А. Кейс как инновационный метод обучения в вузе // Современная наука: тенденции развития. 2016. — № 12. — С. 50 — 53.
  6. Попова С.Ю., Пронина С.В. Кейс-стадии: принципы создания и использования. Тверь: СКФ-офис, 2015. — 114 с.