ПИЛАТЕС КАК ПУТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ

Калянов В.В.
Старший преподаватель кафедры физвоспитания,
Архитектурно-строительный институт Самарского государственного технического университета (г. Самара)

ПИЛАТЕС КАК ПУТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ

Аннотация

Идея формирования здорового образа жизни среди молодежи в последние время приобрела особую актуальность в связи с тем, что качество здоровья понижается. Реальный объем двигательной активности учащихся и студентов не обеспечивает полноценного развития и укрепления здоровья подрастающего поколения. Необходимо обновление форм и методов работы по физическому воспитанию со студентами. Также назрела необходимость в формировании у студентов приоритетов здорового образа жизни, увеличение режима двигательной активности путём совершенствования учебного процесса и разработка таких программ, которые удовлетворят потребности студентов и повысят мотивацию и интерес к занятиям физической культурой.

Ключевые слова: физическая культура, здоровье, пилатес, упражнения, дыхание, осанка, стресс, нагрузка.
Keywords: physical education, health, Pilates, exercise, breathing, posture, stress, load.

Использование методик пилатеса, возможно, привлечет большое количество студентов к посещению занятий физической культурой, так как пилатес довольно популярен в настоящее время. Пилатес – система физических упражнений, рассчитанная в первую очередь на укрепление общего состояния здоровья. Основа пилатеса – это взаимодействие разума и тела во время занятий. Тренирующийся должен концентрироваться на дыхательном ритме, группе мышц, на которую направлено данное упражнение и правильности его выполнения. В итоге укрепляются мышцы пресса, улучшается баланс, координация, снижается стресс, улучшается общее состояние здоровья.
Это комплекс упражнений, затрагивающий и вобравший в себя элементы различных видов
спорта.

Рассуждая о занятиях пилатесом, специалисты отмечают их большое значение в реабилитации после ортопедических травм. При этом они отмечают, что эта программа занятий позволяет предупредить вероятное появление, а также может стать вариантом лечебной физической культуры в лечении болезней опорно-двигательного аппарата [13,69].
Пилатес хорош в профилактике и лечении органов дыхания тем, что выполняя упражнения, контролируются процессы вдоха и выдоха, выполняемые на определенный счет, организм насыщается кислородом, кровеносная система активизируется, что положительно влияет на работе мозга, при гиперактивных, тревожных, стрессовых или депрессивных состояниях [10,147].

Третье преимущество, – это постепенное снижение веса, так как акцент ставится на оздоровлении всего организма. Пилатес доступен для людей с любой физической подготовкой и телосложением. Упражнения практически просты, их выполнение не доставляет неудобства, а занимает относительно мало времени и результат становится виден уже после нескольких недель занятий. Происходит укрепление мышц, правильной осанки и правильной походке. Кроме того, постоянные занятия пилатесом, направленные на похудение, положительным образом скажутся и на общем состоянии кожи, увеличивается эластичность мышц и подвижность костной системы.
Также стоит отметить, что пилатес прекрасно сочетается со строгими диетами, при которых не рекомендуются повышенные физические нагрузки [6,99; 7,223; 8,135; 9,66].
В процессе выполнения упражнений тренирующийся обязан сконцентрироваться на технике исполнения и дыхания. И это позволяет организму отвлечься от иных психических состояний, например, от депрессии, стресса или перевозбуждения, мягко снимая их.

Несмотря на все положительные стороны системы «Пилатес», начинать и заниматься следует только под контролем обученного и сертифицированного тренера. Так как даже самые безопасные упражнения могут нанести травму [10,148; 12,68].

Во-первых, составление программы занятия без учета ранее перенесенных болезней и травм может привести к возобновлению заболеваний.

Во-вторых, несвоевременное увеличение количества повторений и темпа выполнения приводят к тому, что системы организма начинают работать на увеличение нагрузки. Последняя, в свою очередь, может вызвать болезненные ощущения и стать причиной растяжек или разрывов мышечной ткани.
Пилатес – один из самых безопасных видов тренировки. Никакие другие упражнения не оказывают такого же мягкого воздействия на тело, одновременно тренируя его. Тренировка настолько безопасна, что её используют для восстановительной терапии после травм, она также помогает улучшить контроль над телом, превращая его в гармоничное целое. Именно поэтому, для занятий по системе «Пилатес» практически не существует никаких противопоказаний, можно начать заниматься в любом возрасте, находясь в любой физической форме, поскольку нагрузка на позвоночник и суставы сведена к минимуму [3,102].

Польза метода пилатес:

  • увеличение гибкости, силы, подвижности суставов, достижение координации, баланса, развитие различных частей тела;
  • исправление плохой осанки. Тело приобретает способность двигаться более грациозно;
  • коррекции телосложения всех частей и органов. Все важнейшие органы получат надлежащую защиту, а значит, будут работать эффективнее;
  • улучшение физического и душевного состояния: хорошее кровообращение, глубокое полное дыхание и увеличение объёма легких, здоровые кости и суставы, сильный пресс и сильное сердце, повышение тонуса, стойкости, уменьшение стрессов, снижение продолжительных и резких болей в теле [7,305; 8,432; 9,212].

Физическая культура и спорт всегда рассматривались и ценились в нашем обществе достаточно высоко. В настоящее время, когда наша страна переживает серьезный социально- демографический кризис, когда российский народ вырождается, когда смертность превышает рождаемость, проблемы формирования ЗОЖ студентов становятся сверх актуальными [5].

Нам необходимо весь огромный потенциал физической культуры и спорта в полной мере использовать на благо процветания России. Это наименее затратные и наиболее эффективные средства форсированного морального и физического оздоровления нации [5].
Внедрение в учебный процесс по физическому воспитанию студентов методики пилатеса способствует повышению у них мотивации к занятиям, поднимает эмоциональный фон, а простота выполнения упражнений, обеспечивает улучшение физической подготовленности, приносит чувство радости и гордости своими успехами, способствует большей эффективности учебного процесса.

Литература

  1. Вайнер, Э.Н. Валеология: Учебник для вузов / Э.Н. Вайнер — М.: Флинта: Наука, 2001. – 244 с.
  2. Ильинич, В.И. Студенческий спорт и жизнь / В.И. Ильинич — М.: Аспект Пресс, 1995. – 65 с.
  3. Калашников, Д.Г. Теория и методика фитнес-тренировки /Д.Г. Калашников — М.: ООО Франтэра, 2003. – 145 с.
  4. Краснов, И.С. Пути формирования здорового образа жизни студентов / И.С. Краснов // Вопросы физического воспитания студентов — СПб.: Питер, 2003. – 231 с.
  5. Материалы к заседанию XXVIII Государственного совета Российской Федерации по вопросу «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян». — М., 2002.
  6. Алперс, Сежел, Джентри; пер. с англ. Караковой О.А., Пилатес. — М.: АСТ Астрель, 2007. – 255 с.
  7.  Буркова О.В., Лисицкая, Т.С., Пилатес — фитнес высшего класса / О.В. Буркова, Т.С. Лисицкая. — М.: Центр полиграф. услуг Радуга, 2005. – 335 с.
  8. Робинсон Л., Томсон, Г. Пилатес: путь вперёд / Л. Робинсон, Г. Томсон — Минск.: ООО Попурри, 2003. – 455 с.
  9. Робинсон, Л., Томсон, Г. Управление телом по методу Пилатеса / Л. Робинсон, Г. Томсон — Минск: ООО Попурри, 2003. – 245 с.
  10.  Королёва, Н.Н. Методики фитнесса: Пилатесс. В сборнике: Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Социально-гуманитарные и экономические наук и сборник статей под ред. М.И. Бальзанникова, К.С. Галицкова, А.А. Шестакова; Самарский государственный архитектурно-строительный университет. Самара, 2015. — 146-148 с.
  11. Столяров, В.И. Социология физической культуры и спорта / В.И. Столяров — М.: ФИС, 2005. — 400 с.
  12. Калянов, В.В. Развитие ловкости на занятиях по физической культуре//Традиции и инновации в строительстве и архитектуре: материалы 68-й Всероссийской научно-технической конференции по итогам НИР СГАСУ. Самара, 2011. – 68 с.
  13. Королёва, Н.Н. Лечебно-физическая культура при заболеваниях опорно-двигательного аппарата// Традиции и инновации в строительстве и архитектуре: материалы 68-й Всероссийской научно- технической конференции по итогам НИР / СГАСУ. Самара, 2010. – 69 с.