Тазетдинова Е.Н.
Аспирант кафедры технологии, предпринимательства и методик их преподавания ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет. Педагогический институт», г. Иркутск
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Аннотация
В статье исследуются педагогические условия формирования гражданской идентичности обучающихся по юридической специальности с позиций структурно- системного, культурологического, личностно-деятельностного и методологических
подходов.
Ключевые слова: идентичность, гражданская идентичность, стратегия развития воспитания, исследовательская деятельность.
Key words: identity, civic identity, strategy of development of education, research activity.
Социально-педагогический интерес к проблеме гражданского и патриотического воспитания обусловлен в настоящее время множеством общественных вызовов, носящих радикальные взгляды среди молодежи. В современной политической ситуации необходимо вынесение на первый план таких ценностей как: «Родина», «Отечество»,
«патриотизм», «гражданственность», «гражданская идентичность». Одной из важнейших черт современной личности, ее внутренний стержень, влияющий на ценностные ориентации и установки, является гражданская идентичность, формирование которой закреплено на законодательном уровне в рамках принятой стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Различные аспекты формирования гражданских и патриотических качеств личности школьника мы находим в трудах А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, В.Г. Белинского. Так, В.А. Сухомлинский считал, что необходимо добиваться того, чтобы воспитанника уже в детстве волновало настоящее и будущее Отчизны — одна из важнейших предпосылок предотвращения моральных срывов в годы отрочества. Гражданские мысли, чувства, тревоги, гражданский долг, гражданская ответственность – это основа человеческого достоинства [6, 217].
На сегодняшний день в рамках российского государства идентичность как самоопределение человека и социальных групп интерпретируется большим количеством определений. За последнее 20 лет в научных работах, изданных на русском языке, появились разные понятия отражающие, по мнению авторов, сущность и специфику идентификационных процессов в российском государстве. Л.М. Дробижева в своих трудах посвященных исследованию межнациональных отношений обращается к понятию «государственно-гражданская» идентичность, которое включает в себя не только лояльность к государству, но и отождествление с гражданами [3, 49–57], А.Г. Санина использует понятие «российская идентичность» [5, 57–65].
По мнению исследователя наиболее точным понятием, характеризующим идентичность индивидов в рамках государства, целесообразно считать гражданскую идентичность. Идентичный – полностью совпадающий или соответствующий чему-либо; тождественный Гражданство – принадлежность лица к государству, обуславливающая совокупность его прав и обязанностей и их защиту со стороны государства. Поскольку на законодательном уровне понятие гражданство Российской Федерации определено как устойчивая правовая связь лица с государством, т.е. с Российской Федерацией, выраженная в совокупности их взаимных прав и обязанностей. [7, 3]. Содержание правовой связи можно охарактеризовать лояльностью населения к своей стране, которая достижима наличием взаимных прав и обязанностей между властью и гражданином, а так же эмоциональной привязанностью к стране, с присутствием политической и общественной активности.
Воспитание гражданской идентичности – одно из условий подготовки людей, способных развивать идею государственности, обращенную к человеку. Ведущая роль в воспитании личности, характеризующейся толерантностью, гражданской культурой, гражданским сознанием и потребностью в гражданской деятельности, чувством гражданского долга, патриотизмом, принадлежит образовательным организациям. Образование всегда считалось основным инструментом, который использовался правительством и обществом для усиления чувства формирования ценностей. Глобальная задача образовательной системы и образовательной культуры в целом состоит в обеспечении устойчивого функционирования общества.
От системы образования во всем мире ожидают вклада в укрепление политической системы посредством гражданской подготовки детей, приобретения ими гражданского сознания и навыков для ответственного участия в конституционной демократии. Учитывая сложности, которые переживет российская государственность, модернизация образования предполагает вынесение на первый план ценностей гражданского общества. Образовательные организации призваны воспитывать у обучающихся способность независимо и рационально рассуждать, уважение к правам других людей, способность обсуждать, отстаивать и излагать собственные взгляды, особенно если они отличаются от взглядов других людей.
Исследуя педагогические условия формирования гражданской идентичности у обучающихся по специальности «Право и организация социального обеспечения» в колледже посредствам интеграции следовательской деятельности в образовательный процесс, мы рассматриваем гражданскую идентичность как профессионально значимое качество личности юриста, ориентированное на специфику профессиональной деятельности, выражающееся в положительном отношении к государству, гражданскому обществу, социально-политическим явлениям, к гражданским нормам, гражданским ценностям; в наличии знаний в области прав и обязанностей граждан; в эффективном владении умениями и навыками гражданского поведения; в наличии адекватного представления о себе как субъекте деятельности с активной гражданской позицией, в осознании своих гражданских обязанностей.
Педагогическими условиями, выступающими в системе, неотделимо друг от друга, способствующими эффективному формированию гражданской идентичности будущих юристов среднего звена являются: обогащение учебного материала содержанием гражданской направленности; активное включение во внеучебную деятельность, обеспечивающую социально-гражданскую направленность; профориентационная работа обеспечивающая формирование гражданской идентичности; школа кураторов по диалогизации образовательного процесса, направленного на формирование гражданской идентичности.
Процесс формирования гражданской идентичности начинается с создания педагогических условий. Ведущая роль в этом процессе отводится дисциплинам профессионального учебного цикла: Введение в специальность, Конституционное право, История отечественного государства и права, Теория государства и права, Правовое обеспечение профессиональной деятельности. В ходе работы необходимо большое внимание уделять составлению, переработке, уточнению рабочих программ с ориентацией на формирование гражданской идентичности.
В процессе изучения указанных дисциплин, обучающиеся ГАПОУ ИКЭСТ знакомятся с такими основополагающими понятиями как «права и обязанности», «реализация прав и законных интересов», «исполнение обязанностей», «законность, ее требования и принципы», «правовая культура», «политическая система общества», «гражданство» и др. При изучении общепрофессиональных дисциплин основной упор делается не на изучении понятий и определений, а на их применении в разрешении ситуационных задачах. Разрешая спорную ситуацию обучающемуся необходимо формулировать и защищать свою гражданскую позицию. В рамках нашего исследования мы применяли технологию учебного проектирования.
Направление «Волонтерская деятельность» представлена на примере работы волонтерского отряда «Спасательный круг». В состав отряда входят обучающиеся третьего и четвертого курсов по специальности «Право и организация социального обеспечения». Возглавляет волонтерский отряд староста, который занимается организацией мероприятий, направленных на формирование активной гражданской позиции и информированности содержания прав и обязанностей граждан Российской Федерации. В работе школы куратора представлена тематика указанных мероприятий и методические рекомендации по их проведению. Под руководством преподавателей юридических дисциплин волонтеры оказывают безвозмездную юридическую консультацию населению г. Иркутска.
Для обеспечения серьезной мотивации к выбранной специальности, мы практикуем проведение профориентационной работы в рамках факультатива «Твой выбор», представленной в виде разработки и проведения выездных занятий в учреждения, профессиональная деятельность в которых возможна в соответствии с квалификацией выпускника. Программа факультатива «Твой выбор» построена с таким расчётом, чтобы помочь обучающимся по специальности «Право и организация социального обеспечения» определиться с выбором направления практической деятельности после окончания колледжа. Профориентационная работа проводилась в учреждениях уголовно- исполнительной системы Иркутской области: ФКУ Исправительная колония №6, ФКУ Ангарская воспитательная колония, ФКУ Следственный изолятор №1 г. Иркутска. В рамках профориентационной работы членами администрации проводилась подробная экскурсия по учреждениям.
По окончанию факультатива, обучающимся предлагалась исследовательская работа, направленная на анализ деятельности учреждений уголовно- исполнительной системы, анализ эффективности уголовно-исполнительного законодательства. Лучшие работы направлялись на ежегодную научно-практическую конференцию в Академию права и управления Федеральной службы исполнения наказаний. Разработана и реализуется программа стажировки «Гражданский процесс: актуальные вопросы и судебная практика», в ходе которой обучающиеся получают практический опыт работы в аппарате мировых судей г. Иркутска. После стажировки обучающиеся принимают участие в научно-практических конференциях, а анализ исследовательских работ свидетельствует не только о возросшем уровне интеллектуальных и исследовательских умений обучающихся, но и изменении личностного отношения к миру, обществу, к окружающим людям.
В настоящее время проблему формирования гражданской идентичности целесообразно решать с позиций структурно-системного, культурологического, личностно – деятельностного и методологических подходов.
Рассматривая системный подход в целом, необходимо отметить, что в психолого- педагогической литературе он представляется как одна из фундаментальных стратегий научного исследования, данный подход позволяет получать информацию об изучаемом явлении как о развивающемся объекте в его целостности и структурном содержании. В моделировании системный подход предполагает выделение системообразующих связей и отношений личности, определяющих формирование гражданской идентичности, изучение того, что в модели формирования качества является устойчивым, а что является переменным.
Системный подход требует обеспечение целостности системы формирования гражданской идентичности с учетом всех связей и отношений.
Отправной доминантой системного подхода служит представление о том, что все явления действительности и познания взаимосвязаны, взаимообусловлены и имеют системный характер. При использовании системного исследования объект, который подлежит анализу, изучается как определенная совокупность элементов, взаимосвязь которых детерминирует свойства целостности этой совокупности. Любая система обладает своей собственной структурой, под которой понимается внутренний способ организации целой системы и взаимодействие ее компонентов, каждый из которых может обладать своей структурой и рассматривается как ее подсистема. Все подсистемы зависимы в силу принципа иерархичности, их функции соподчинены: все вместе они и каждая из них на собственном уровне решают общую задачу, для достижения конкретной цели. Система сориентирована на достижение результата, который спланирован заблаговременно [1, 201].
Процесс формирования гражданской идентичности будущих юристов представляет собой целостную систему, следовательно мы можем рассматривать его как предмет системного анализа и рассматриваем его с позиции структурно-системного подхода.
Структурность заключается в формировании гражданской идентичности по частям, в соответствии с педагогическими условиями в рамках разработанной модели, соблюдая при этом определенную последовательность этапов, в зависимости от их сложности. Сущность структурно-системного подхода для нашего исследования состоит не только в передаче социального опыта преподавателями и усвоении его обучающимися, а главным образом в гармоничном, всестороннем развитии личности обучающегося, с учетом его внутренних потребностей на свободное и творческое самоопределение.
Сущность культурологического подхода как одного из теоретико- методологических подходов формирования гражданской идентичности состоит в том, что культура рассматривается в качестве социально-антропологического и непосредственно педагогического явления, что способствует изучению педагогического процесса на общекультурном фоне, позволяет изучать его явления и исследовать факты в рамках интеграции культуры и педагогики. Культурологический подход к исследованию педагогических проблем базируется на общефилософском понимании культуры, интерпретируемом на теоретическом и обыденном уровне сознания. Культура рассматривается и как специфический способ и как результат деятельности человека, находящий свое отражение в желании сохранить и воспроизвести ценностные, социальные традиции и нормы, условия существования, а так же придать им определенный порядок организации и усовершенствовать их [4, 184-185].
Решающим условием и основой обуславливающей развитие личности будущего юриста является деятельность. В связи с этим в нашем исследовании возникает необходимость реализации в качестве методологического подхода – личностно- деятельностного.
Используя в своем исследовании в качестве методологического – личностно- деятельностный подход в совокупности двух его компонентов, необходимо отметить, что выбор данного подхода не является случайным. Во-первых, это продиктовано устремлением современной педагогики реформировать авторитарный по характеру педагогический процесс. Во-вторых, данный подход отражает предметную и технологическую сторону деятельности педагога, является основополагающим аспектом при выборе его методического багажа (формы, методы, приемы) [2, 141].
С учетом вышесказанного мы выделили следующие компоненты модели: целевой, мотивационно-ценностный, содержательный, процессуально-деятельностный, результативный.
Литература:
- Батышев, С.Я. Профессиональная педагогика / С.Я. Батышев. – М.: Профессиональное образование, 1999. – 904 с.
- Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе / А.А. Вербицкий. – М., 1991. – 207с.
- Дробижева, Л.М. Идентичность и этнические установки русских в своей и иноэтнической среде // Социологические исследования. – 2010. – №3. – С. 49–57.
- Ионин, Л.Г. Социология культуры / Л.Г. Ионин. – М.: Логос, 1996. – 220 с.
- Санина, А.Г. Формирование российской идентичности: гражданско-государственный подход// Социологические исследования. – 2012. – №12. – С. 57–65.
- Сухомлинский В.А. О воспитании / Сост. И авт. Вступит. Очерков С. Соловейчик.- 5-е изд. – М.: Политиздат, 1985. – 270 с.
- Федеральный закон № 151-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» от 11.11.2002г. // Российская газета, N 100, 05.12.2002 г.