Савина А.С.
Учитель английского языка, МАОУ Тисульская СОШ №1, Кемеровская обл.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Аннотация
В статье рассматриваются организация и проблемы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Данная проблема особенно актуальна и важна в современном обществе, так как касается вопросов разработки и подготовки средств, в том числе организационных, психологических, педагогических, кадровых, которые должны способствовать формированию толерантности в социальной среде дошкольного и школьного образовательного пространства.
Abstract
The article deals with organization and problems of working for children with disabilities. This problem is especially relevant and important in the contemporary society, since it concerns the issues of development of resources, including organizational, psychological, educational, personnel, which should contribute to the development of tolerance in the social environment of preschool and school education.
Ключевые слова: дети, обучение, образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование.
Keywords: children, training, education, children with disabilities, inclusive education.
В соответствии с законом “Об образовании в РФ” образовательное учреждение и все педагогические работники обязаны создавать условия для получения качественного образования людьми с ограниченными возможностями здоровья, оказание коррекционной помощи с использованием психолого-педагогических средств, способов, методик, в том числе социального развития, с возможностью использования инклюзивного образования. [1]
Инклюзивное образование как форма обучения не является обязательной для детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), но позволяет ребенку обучаться без исключения из привычной для него социальной среды и разлучения с семьей. Инклюзивное образование делает акцент на создание индивидуальной программы для каждого ребенка с учетом его особых потребностей, познавательных, социальных и психолого-педагогических возможностей, а также психофизического развития. [2,8]
Об инклюзивном образовании у нас в стране всерьёз заговорили в конце первого десятилетия нынешнего века. Хотя на Западе проблема включенного образования звучала еще в 80-е гг. ХХ в. И обычно дети – инвалиды могли посещать только специальные классы или специальные школы. А новое законодательство позволило детям перейти из раздельных классов в обычные. [3,2]
Изменение в системе образования подразумевает за собой целый ряд инноваций. Для качественного преподавания в инклюзивной среде, необходимо применить ряд содержательных и организационных подходов.
А именно:
- индивидуальный учебный план и индивидуальная образовательная программа учащегося – ребенка с ОВЗ – по развитию академических знаний и жизненных компетенций (на каждого ребенка своя программа);
- социальная реабилитация ребенка с ОВЗ (основная ее задача обеспечить подготовку таких детей к полноценной жизни в обществе); [4,4]
- психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ, наличие координатора (завуч или методист) по инклюзии (организует процесс введения ребенка с ОВЗ в образовательную сферу школы), психолога (определяет уровень психического и познавательного развития), социального педагога (исполняет надзор за соблюдением прав каждого ребенка), логопеда ( ставит клинико- педагогический диагноз речевого нарушения; разрабатывает программы либо перспективные проекты коррекционно-логопедического обучения детей), помощника учителя (тьютор) (специалист, исполняющий прямое сопровождение детей), дефектолога (реализует коррекционно – развивающую работу) и др.;
- психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения (задача определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка.); [6,4]
- индивидуальная психолого-педагогическая карта развития ребенка с ОВЗ;
- компетентность учителя в области общего образования с элементами специального образования, в области социальной адаптации и реабилитации;
- повышение квалификации учителей общеобразовательного учреждения в области инклюзивного образования;
- адаптивная образовательная среда – доступность классов и других помещений учреждения (создание безбарьерной среды). Включает в себя установку пандусов для инвалидов-колясочников, монтируются подъемники на верхние этажи, ступеньки окрашиваются ярким цветом для слабовидящих детей, стены в коридорах и местах общественного пользования оснащаются держателями (поручнями), устанавливаются одноместные парты с регулируемыми столешницами, монтируются сигнальные лампочки для слабослышащих детей и прочее;
- ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса. [5,16]
К сожалению, не во всех регионах страны сформированы условия, позволяющие любому ребенку, имеющему ограничения здоровья, в полном объеме воспользоваться правом на образование.
Основные проблемы заключаются:
- в преодолении препятствий социального свойства;
- в организации «безбарьерной» среды;
- в особенностях организации учебного процесса.
Ребенок с ОВЗ приходя в школу желает получить не только знания, но и социальную коммуникацию (общение со сверстниками). Встречаются родители, которые в принципе против, чтобы в их классе обучался особенный ребенок. И под влиянием мнения родителей, не принятие проецируют их дети.
Так же не все педагоги имеют желание обучать ребенка с ОВЗ, и не потому, что имеют негативное отношение к детям, а попросту не знают, как их обучать, как составить урок, не имели опыт общения с детьми, недостаток конкретных методик и методических пособий для обучения детей-инвалидов. И на данный момент, не все педагогические работники прошли подходящую переподготовку или курсы повышения квалификации. Особенно остро ощущается нехватка педагогических кадров, не во всех школах имеется педагог – психолог, не говоря уже, о педагоге – логопеде и дефектологе.
С серьезной проблемой сталкивается администрация школы при организации “безбарьерной среды”, связанной с обеспечением материально – техническим условиями.
Тем не менее в образовательных учреждениях ведётся активная методическая и практическая работа, направленная на то, чтобы создать условия равноправного участия детей с ОВЗ в различных формах взаимодействия со здоровыми детьми.
В частности, дети с ограничениями здоровья имеют возможность обучаться не только в образовательных учреждениях, но и в различных творческих коллективах, посещать досуговые мероприятия, принимать участие в концертах. В обучении детей с ОВЗ участвует достаточно большой круг учреждений дополнительного образования, специализированные обучающие курсы для педагогов. В образовательном процессе организуется совместная деятельность, которая характеризуется дружелюбностью и терпимостью, внимательным отношением к таким детям. Инклюзивное образование воспитывает у здоровых детей деликатность, способность тонко чувствовать трудности другого человека, воспитывают в них толерантность.
Литература:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017-2016 года статья 5 “Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации”
- Староверова, М.С., Ковалев Е.В., Захарова А.В., Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ:Методическое пособие\ М.С. Староверова — М.: Гуманитарный изд. центр В Л АД ОС, 2011. — 1 6 7 с. ISBN 978-5-691-01851-0
- Танцюра, С.Ю., Кононова С.И. Т18 Индивидуальная образовательная программа в условиях инклюзии: Методические рекомендации. / С.Ю.Танцюра — М.: ТЦ Сфера, 2016. — 64с. (Библиотека Логопеда). ( ISBN 978-5-9949-1408-3
- Палиева, Н.А., Организация работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья в условиях внедрения инклюзивного образования: методические материалы / Под научной ред. Н.А Палиевой, д.п.н.. — Ставрополь: ГБОУ ДПО СКИРО ПК и ПРО, 2012. — 152 с.
- Семаго, М.М, Ахутина, Т.В., Рабочая книга психолого-медико-педагогического Консилиума: Методическое пособие и рабочие материалы для деятельности психолого-медико-педагогических консилиумов и консультаций / М.М.Семго, — Москва 2000