ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ КОМПОЗИЦИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДИЗАЙНЕРОВ-ГРАФИКОВ

Савинов А.М.
Доктор педагогических наук, профессор кафедры дизайна и изобразительного искусства ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров
Савинова С.В.
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров

ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ КОМПОЗИЦИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДИЗАЙНЕРОВ-ГРАФИКОВ

Аннотация

В статье рассматривается содержание курса по композиции у дизайнеров. Предлагается возможный вариант практических заданий основам композиции, с учетом профиля «графический дизайн». Обосновывается мнение о том, что обучение композиции следует совмещать с проектированием различных носителей графического дизайна.

Ключевые слова: графический дизайн, законы композиции, знак, логотип, преподавание композиции.
Keywords: graphic design, rules of composition, sign, logo, teaching composition.

В процессе обучения студенты, осваивающие профессиональную сферу графического дизайна, в первую очередь должны ознакомиться с принципами, методами и приемами композиционной организации плоскости листа. Освоение этого материала происходит на учебной дисциплине «Композиция». Этот курс предназначен для получения первичных графических навыков работы с композицией и освоения важнейших принципов ее организации. В результате прохождения курса студент должен узнать основные законы композиции, основные категории и понятия знаковых систем, должен научиться использовать законы композиции в процессе создания графического дизайн-проекта [1].

Исходя из вышесказанного, целью курса должно являться формирование у студентов знаний, умений и навыков использования композиционных закономерностей при решении творческих задач. Но в практике обучения композиции нет общепринятого представления о том, каким образом, через какие конкретные задания должны студенты освоить необходимые профессиональные умения и навыки. В методических разработках также разные авторы предлагают различные задания и представляют по-разному подготовку студента по композиции [1; 2; 3; 4]. В данной статье, исходя из цели и задач дисциплины, предлагается один из возможных вариантов содержания курса композиции.

Материалы статьи предназначены начинающим преподавателям композиции, для того чтобы они могли определиться с содержанием и структурой учебного материала. Основываясь на анализе различных методических разработок и на собственном опыте преподавания композиции, считаем, что курс композиции, должен состоять из нескольких взаимосвязанных разделов: законы композиции, композиция знака, носители графического дизайна. Рассмотрим подробнее каждый раздел.

Первый раздел должен быть посвящен освоению студентами законов композиции. К основным из них следует отнести следующие.

Закон целостности. Этот закон подразумевает единство композиции с замыслом, формы с содержанием, подчиненность формы и всех средств замыслу, подчиненность второстепенного главному. Пропорциональность и неделимость композиции, ее законченность: ничего лишнего и каждая деталь на своем месте.

Закон контраста и нюанса. Студенту необходимо усвоить различные виды контрастов: объемное и плоское, контур и силуэт, светлое и темное, цветное и монохромное, теплое и холодное. Может быть контраст величин, контраст форм, контраст фактур, контраст цветов, контраст движений, психологические и идейные контрасты. Еще важно понимать значение нюанса, как выражение незначительных отличий качеств объекта [1].

Закон равновесия и ритма. Такой закон, как равновесие в композиции является одним из условий ее наличия. Без равновесия не может получиться сочетания всех составных элементов композиции в единое целое. Заданиями при освоении этой темы может быть размещение изображений фигур на плоскости. При этом, для того чтобы добиться равновесия, можно работать над цветовым решением, выявлять объем, перспективу, распределять света и тени и т. п. очень важным является в композиции создание ритма. Ритм как закономерное чередование соизмеримых и чувственно ощутимых элементов. Здесь будут полезны задания на создание повторяемости элементов, мерность их чередования, упорядоченности [3].

Закон симметрии и асимметрии. В процессе изучения этой темы студенты должны освоить такие понятия как симметрия как соразмерность, относительное равенство, приблизительное соответствие, отклонение от симметрии или ее отсутствие. Важным является понятие асимметрия как отсутствие равновесия, покоя. Студентов также надо познакомить с современным дизайнерским решением симметрии и асимметрии как статики и динамики. Здесь студенты могут попробовать выполнить пропедевтические решения на равновесие, статику и динамику, а также движение в различных направлениях с применением ограниченного количества геометрических фигур (до 10): вправо, влево, вверх, вниз, по диагонали, дуга, окружность, спираль. В первом разделе могут быть выполнены задания и на решение пространственных задач при сохранении движения в различных направлениях.

А также плоскостные направления движения объекта, переведенные в пространственные или объемные решения направления: удаление, возвращение, приближение, отдаление. В процессе выполнения заданий важно уделять внимание различным графическим средствам, которые должны применяться для достижения наибольшей выразительности [4]. В зависимости от задач классификации законов композиции могут быть выделены и другие законы и правила композиции, но перечисленные это те, которые студенты должны освоить в самом начале обучения композиции.

Далее логично будет перейти к работе над знаком, поэтому вторым разделом будет композиция знака и знакового комплекса. Темы могут быть следующие.

  • Тема 1. Знак. Поиск графического и модульного решения превращения конкретного объекта в знак.
  • Тема 2. Модульная сетка. Расшифровка знаковой формы. Основные правила построения модульной сетки знака. Тушь. Черно-белое изображение.
  • Тема 3. Логотип. Поиск шрифтовой гарнитуры. Логотип. Шрифтовая гарнитура по отношению к знаку. Шрифтовой блок. Межбуквенное пространство. Адаптация знака к гарнитуре.
  • Тема 4. Блок. Логотипы со знаком. Композиция изобразительного знака со шрифтовым изображением логотипа.

При освоении третьего раздела студенты должны научиться применять разработанный знаковый комплекс в носителях графического дизайна. В данном разделе необходимо использование материала изобразительного, знакового и шрифтового (логотипа и шрифтовых блоков) в последующих носителях, таких как: упаковка; буклет; постер; композиция сложного блока изобразительного объекта с использованием логотипа, знака, шрифтовых блоков, полос в различных плоскостных и пространственных носителях, изменение размеров, масштабов. В заключении выполняется форэскиз и дизайн-проект. Приведем пример тем по данному разделу и тот объем работ, который при этом необходимо выполнить.

Тема 1. Композиция упаковочной бумаги. Ленты. Использование логотипа, знака. Раппорт. Использование технических средств. Поиск композиции раппорта логотип-знак. Плоскость. Развертка. Поиск цветового решения эскиза композиции раппорта в упаковочной плоскости. Выполнение форэскиза композиции раппорта – сканирование, ксерокопирование. Натуральная величина. Выполнение дизайн проекта упаковочной бумаги.

Тема 2. Поиск композиции изобразительного объекта, логотипа, знака, шрифтовых блоков в пространственно-круглом смыкающемся предмете. Круглая упаковка. Поиск тонового решения эскиза композиции круглой упаковки в развертке. Поиск цветового решения эскиза композиции круглой упаковки в развертке. Выполнение эскиза композиции круглой упаковки в развертке в натуральную величину. Форэскиз. Выполнение дизайн-проекта круглой упаковки.

Тема 3. Композиция в объемной квадратной упаковке. Использование изображения, логотипа, знака и шрифтовых блоков. Поиск композиции изобразительного элемента, логотипа, знака, шрифтовых блоков в объемной квадратной упаковке. Решение композиции в пяти плоскостях. Поиск тонового решения эскиза композиции квадратной, объемной упаковки. Поиск цветового решения эскиза композиции квадратной, объемной упаковки. Выполнение эскиза композиции квадратной упаковки в развертке в натуральную величину. Форэскиз. Выполнение дизайн проекта квадратной объемной упаковки.

Тема 4. Композиция объемной вертикальной прямоугольной упаковки. Использование логотипа, знака, шрифтовых блоков. Поиск композиции изобразительного элемента, логотипа, знака, шрифтовых блоков в объемной вертикальной прямоугольной упаковке. Поиск цветового решения. Эскиз объемной вертикальной прямоугольной упаковки. Развертка в натуральную величину. Выполнение дизайн проекта объемной прямоугольной вертикальной упаковки.

Тема 5. Композиция буклета. Раскладушка 6 полос. Использование логотипа, знака, шрифтовых блоков. Модульная сетка. Основы полиграфии. Поиск изобразительного элемента, логотипа, знака, шрифтовых блоков буклета. Использование модульной сетки. Выворотка, плоскость, развертка. Поиск тонового решения. Эскиз композиции буклета в плоскости. Двухсторонняя развертка. Поиск цветового решения. Эскиз композиции буклета в плоскости. Двухсторонняя развертка. Выполнение эскиза композиции буклета. Двухсторонняя развертка в натуральную величину. Форэскиз.

Тема 6. Выполнение дизайн-проекта постера. Композиция плаката (постера). Ограниченный размер. Использование изображения, логотипа, знака, шрифтовых блоков. Поиск цветового решения. Эскиз композиции постера. Плоскость. Выполнение эскиза композиции постера в натуральную величину. Форэскиз. Выполнение дизайн-проекта постера (плаката).

Тема 7. Композиция компакт-диска. Использование изображения, логотипа, знака, шрифтовых блоков. Поиск композиции изобразительного элемента, логотипа, знака, шрифтовых блоков в обложке компакт-диска. Решение композиции в трех плоскостях. Развертка. Поиск тонового решения. Эскиз композиции обложки в плоскости. Развертка. Поиск цветового решения. Эскиз композиции обложки диска в плоскости. Развертка. Выполнение эскиза композиции обложки компакт-диска. Развертка в натуральную величину. Форэскиз. Выполнение дизайн-проекта обложки компакт-диска.

Для закрепления материала необходимо давать задания для самостоятельной работы. Чаще всего они реализуются в следующих формах: вопросы для контроля знаний студентов; клаузуры по составлению абстрактных композиций; клаузуры по разработке знаков, букв; контрольные задания по разработке упаковочных материалов. Кроме того, для контроля по практической части освоения дисциплины студентам необходимо давать контрольные задания выполнить клаузуру. Например, заданием могут быть следующие клаузуры: составить абстрактную композицию по стихотворению или стихотворной строчке; составить абстрактную композицию по монологу героя; разработать композицию лицевой стороны карманного календаря на основе имеющегося изображения и т. п.

Таким образом, при освоении композиции каждое последующее задание должно включать в себя элементы предыдущего с постоянным усложнением задач, задания должны базироваться на уже освоенном материале, закрепляя его в практической проектной деятельности. Важным является постоянный мониторинг качества выполняемых работ. Постепенно студенты от основ композиции будут переходить к проектной деятельности. Курс композиции в этом случае составит прочную базу для проектирования любых объектов в графическом дизайне.

Литература:

  1. Михайлов, С.М., Кулеева Л.М. Основы дизайна: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2002 .- 240 с.
  2. Устин В. Б. Композиция в графическом дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве: учебное пособие. – 2-е изд., уточненное и доп. / В. Б. Устин. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 239 с.
  3. Савинова С.В., Харунжева А.А. Подходы к определению свойств и функций визуальных коммуникаций и их классификация // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 18. – С. 139–146. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56217.htm.
  4. Савинов, А.М. Развитие умений выполнять рисунки в направлении дизайн-проектирования / А. М. Савинов // Дизайн и художественное творчество: теория, методика и практика: материалы 1-й международной научной конференции. В 2 ч. Ч. 2. – СПб. : ФГБОУВО «СБбГУПТД», 2016. – С. 185-190.