ОБ ОПЫТЕ ПРЕПОДАВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН И ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ В ЦЕЛЯХ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО И ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА В СФЕРЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

Дрокина В.И.
Преподаватель отделения «Экономика и право»,
ГБПОУ Краснодарский архитектурно-строительный техникум, г. Краснодар

ОБ ОПЫТЕ ПРЕПОДАВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН И ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ В ЦЕЛЯХ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО И ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА В СФЕРЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

Аннотация

В статье рассматривается опыт преподавания специальных юридических дисциплин и организации производственной практики в целях формирования модели будущего специалиста по обеспечению реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.

Ключевые слова: юриспруденция, образовательные технологии, служебные компетенции, право социального обеспечения, проблемная ситуация, пенсионный процесс.

Коллектив преподавателей отделения «Экономика и право» Краснодарского архитектурно- строительного техникума активно участвует в формировании модели конкурентоспособного и практико-ориентированного специалиста по специальности среднего профессионального образования 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения», обладающего достаточным уровнем компетенции, способного быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям современной рыночной экономики.

Подготовка специалистов в части освоения основного вида профессиональной деятельности по обеспечению реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты населения осуществляется на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) указанной специальности, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 12.05. 2014 г. № 508, и рабочего учебного плана. В соответствии с требованиями ФГОС выпускник образовательного учреждения среднего профессионального образования должен в совершенстве владеть своей профессией, быть мобильным, уметь быстро и адекватно реагировать на меняющиеся условия, обеспечивать максимально эффективный результат [1,2].

Решению этой задачи способствует внедрение новых форм эффективных технологий обучения, таких как практико-ориентированная технология обучения; проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов и др.

По характеру преподаваемых дисциплин мне приходится принимать непосредственное участие наряду с другими преподавателями отделения «Экономика и право» в процессе подготовки будущих специалистов по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения». Этот процесс мною осуществляется поэтапно, начиная с общеобразовательной профильной учебной дисциплины ПД. 04 «Право» на первом курсе и заканчивая преддипломной практикой по профилю специальности и выпускной квалифицированной работой на 3 курсе.

К трудностям формирования профессиональных навыков у будущих специалистов следует отнести недостаточный уровень в отдельных случаях школьной подготовки, невысокий интеллектуальный потенциал студентов, который предстоит долго и кропотливо развивать; наконец, это огромный правовой массив, который подлежит изучению, противоречивость и постоянное реформирование законодательной базы в области социального обеспечения.

Первый этап подготовки специалистов начинается на первом курсе, где я преподаю дисциплину
«Право». Дисциплина «Право» относится к числу общеобразовательных профильных дисциплин, где у студентов формируются первые представления о праве социального обеспечения как специальной юридической дисциплине, межпредметных связях, роли «Теории государства и права» и отраслевых юридических дисциплин в формировании профессионального юридического мышления.

Изучение студентами курса «Право» позволяет сделать более эффективным и результативным усвоение сложного комплекса специальных правовых дисциплин, включая дисциплину специализации; способствует формированию в дальнейшем общекультурных и профессиональных компетенций в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.
Второй этап посвящен освоению содержания междисциплинарного курса МДК. 01 «Право социального обеспечения» в составе профессионального модуля ПМ.01 Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты. Хотелось бы поделиться многолетним опытом преподавания данной дисциплины.

Серьезные трудности вызывает приобретение практических навыков решения сложных многоэтапных задач в части установления страховых пенсий. В современный период установление пенсионных выплат представляет собой многоступенчатый процесс, который включает в себя применение норм трех последовательно принятых пенсионных законодательных актов – ранее действовавших Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» и федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ и ныне действующего федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Таким образом, в настоящее время для установления страховых пенсий необходимо знание не только действующего законодательства, но и законодательства, утратившего силу. Установление страховых пенсий осуществляется в соответствии с нормами федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» – это более пятнадцати сложных формул.

Оценка пенсионных прав за периоды до 2015 года проводится на основе Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», с применением пенсионных формул Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» и Федерального закона «О порядке исчисления и увеличения размеров государственных пенсий» от 20 июля 1997года № 113-ФЗ.

Имея достаточный опыт преподавания по данной дисциплине (с 2000-го года), я пришла к выводу о необходимости изменения методики преподавания, внедрения передовых образовательных технологий и цифровых образовательных ресурсов. Недостатком репродуктивного метода, на мой взгляд, является неполное усвоение знаний, необходимых для осуществления правоприменительной деятельности, слабая сформированность умений отстаивать собственную позицию, устанавливать и поддерживать межличностные деловые контакты. Эти проблемы тем более актуальны, что в условиях непрерывного реформирования пенсионного законодательства приобретенные знания могут устаревать даже до окончания курса обучения.

Современная педагогическая практика показывает, что наиболее продуктивными и перспективными в профессиональном образовании являются технологии, позволяющие организовать учебный процесс с учётом профессиональной направленности обучения, а это требует от педагогов применения новых методов, приемов и форм работы. Одним из таких методов является практико- ориентированное обучение. Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО), основанных на компетентностном подходе, способствует реализации практико-ориентированной технологии обучения, которая формирует динамическую модель успешного специалиста [4,1].

Применение практико-ориентированной технологии предусматривает уделять особое внимание проведению практических занятий. Выполняя то или иное практическое задание, студенты овладевают определенным кругом знаний, приобретают умения и навыки самостоятельного решения поставленной перед ними задачи, усваивают глубже и лучше тот материал, на котором было построено задание. В практических заданиях знания конкретизируются: то, что было только в мыслях, становится вещественным, ощутимым, зримым, реальным. В процессе их выполнения осуществляется выработка практических умений и навыков, появляется и развивается инициатива учащихся, их творчество, что очень важно в воспитательном отношении. Практические задания препятствуют преждевременному наступлению переутомления, выполняются с большим желанием, интересом и деловитостью[4,2].

В связи с этим я стала больше внимания уделять проведению практических занятий по формированию умений и навыков применения социального законодательства. Учебный кабинет права социального обеспечения автоматизирован – оснащен компьютерами по числу студентов и подключен к сети Интернет. Принимая во внимание, что процесс издания учебников по праву социального обеспечения затрагивает значительный промежуток времени, в ходе которого законодательная база морально устаревает, в качестве дидактических средств, частично автоматизирующих процесс обучения, мною применяются самостоятельно разрабатываемые электронные методические рекомендации. В них материал структурирован по видам учебной деятельности, непрерывно пересматривается и обновляется. Я развиваю в студентах умения и навыки толкования и анализа законодательной базы, применяя сравнительный метод исследования; навыки решения достаточно сложных практических задач по определению права на пенсионные выплаты и исчислению их размеров.

При проведении практических занятий по решению ситуационных задач использую такие формы обучения, как учебные деловые игры: выполнение заданий по установлению социальных выплат в малых группах с закреплением руководителей групп, которые организовывают работу в группе. Занятия проводятся в форме соревнования с установлением таких критериев оценки, как быстрота и правильность решения задачи в составе группы с распределением ролей. Подбор и
«выращивание» лидеров очень важны для успешного проведения производственной практики по результатам освоения дисциплины специализации второго курса, а также преддипломной практики по профилю специальности.

По моему опыту, усвоение сложного расчетного механизма исчисления страховых пенсий является успешным с применением элементов технологии программированного обучения. Технология программированного обучения возникла в начале 50-х годов XX в., когда американский психолог Б.Скиннер предложил повысить эффективность управления усвоением материала, построив его как последовательную программу подачи порций информации и их контроля. Согласно данной теории, шаговая учебная процедура – это технологический прием, означающий, что учебный материал в программе состоит из отдельных, самостоятельных, но взаимосвязанных, оптимальных по величине порций информации и учебных заданий (отражающих определенную теорию усвоения знаний учащимися и способствующих эффективному усвоению знаний и умений). Совокупность информации для прямой и обратной связи и правил выполнения познавательных действий образует шаг обучающей программы [2,107].

Мною разработана система алгоритмов решения многоступенчатых задач в области исчисления страховых пенсий с учетом применения принципа обратной связи (по В.П. Беспалько). Обратная связь необходима не только педагогу, но и учащемуся; одному – для понимания учебного материала, другому – для коррекции [2,108]. Решая задачи на исчисление размеров страховых пенсионных выплат с применением пошагового алгоритма, студенты приобретают профессиональные навыки, используемые при прохождении практики по профилю специальности.

К числу применяемых мною современных педагогических технологий в учебном процессе относится и «Кейс-технология», которая на протяжении многих лет занимает ключевую позицию в образовании и лучше других методов учит решать проблемы с учетом конкретных условий и при наличии фактической информации.

Кейс-технология (кейс-метод) – это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений. Технология метода заключается в следующем: по определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые обучающимся нужно получить; при этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т.е. в роли диспетчера процесса сотворчества [3, 2].

Что касается юриспруденции, то «Кейс» – метод находит здесь самое широкое применение, и особенно при проведении практических занятий по разрешению практических ситуаций, связанных с определением права на социальные выплаты и исчислением их размеров. Студентам предлагается осмыслить конкретный юридический факт, реальную жизненную ситуацию, разрешение которой требует усвоения целого комплекса правовых знаний в определенной отрасли правовых наук при разрешении данной проблемы.

В качестве основных методов кейс-технологий, активизирующих учебный процесс, я использую метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения). В роли «кейсов» выступают конкретные практические ситуации в сфере реализации социальных прав граждан. При составлении кейсов я учитываю принцип индивидуального подхода – это принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности.

Это элементы технологии индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков) [2,108].Следуя этой теории, я разрабатываю кейсы различной степени сложности для сильных в интеллектуальном плане, средних и слабых учеников, оцениваемые соответственно на удовлетворительную, хорошую или отличную оценку. Студенты сами выбирают кейс определенной сложности с учетом своих способностей, оставляя за собой право замены кейса на более сложное задание либо, наоборот, на менее сложное.

В практической ситуации описываются реальные люди, сталкивающиеся с необходимостью обращаться в управления Пенсионного фонда в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Это могут быть обращения или жалобы граждан по вопросам возникновения права на пенсию, неправильного исчисления размеров пенсий. Интересным, на мой взгляд, является проведение практических занятий по формированию ответов на жалобы, обращения граждан по вопросам реализации социальных прав, в режиме реального времени on-line.

При выполнении таких заданий формируются не только профессиональные компетенции по установлению социальных выплат, но и навыки работы с нормативными правовыми актами с использованием информационно-коммуникационных технологий и цифровых образовательных ресурсов, осуществления информационного взаимодействия в локальных и глобальных информационно-телекоммуникационных сетях; размещения, систематизирования и хранения информации посредством информационных ресурсов, а также навыки делопроизводства по составлению и оформлению правовой документации.
Моя деятельность как преподавателя при использовании кейс-метода включает, прежде всего, творческую работу по созданию кейсов и вопросов для их анализа, подготовка методического обеспечения для проведения практических занятий.

Следующим этапом является моя деятельность в аудитории, где я организовываю работу студентов, поддерживаю деловой настрой в аудитории, оцениваю вклад студентов в анализ ситуации и решение кейсов.

При проведении занятий с использованием «Кейс» – метода я ставлю перед студентами такие общие учебные цели как:

  1. Выработать умение анализировать ситуацию;
  2. Сформировать умение самостоятельно принимать решение;
  3. Овладеть творческим мышлением;
  4. Прививать умения по расшифровке причинно-следственных связей в сфере юридических наук.

Достоинство этого метода и в том, что анализ правовой ситуации сильно воздействует на
профессионализацию студентов, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к учебе; формирует не только творческие способности, но и творческий тип личности.

К основным навыками профессиональным качествам, приобретаемым студентами, относятся:

  1. Навыки написания, анализа и толкования юридических документов.
  2. Умение видеть и использовать все возможные варианты решения юридической проблемы.
  3. Навыки логического мышления, умение вести правовой диалог и давать правовую квалификацию юридическим явлениям и правоотношениям.
  4. Овладение ораторскими навыками и профессиональной этикой.

Такие занятия позволяют мне как преподавателю, во-первых, убедиться какие знания теории по данной теме получили студенты, а во-вторых, понять, приобрели ли они практические навыки.

При освоении междисциплинарного курса МДК.01 «Право социального обеспечения» мною широко используются межпредметных связи с другими отраслевыми и специальными дисциплинами (гражданским правом и гражданским процессуальным правом, трудовым правом, семейным правом, конституционным правом, а также с профессиональным модулем ПМ. 02 «Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации». Я работаю в тесном контакте с другими преподавателями юридических дисциплин и компьютерных технологий, что дает возможность избегать дублирования, применять информационные технологии.
Положительных результатов я не смогла бы добиться без помощи и тесного контакта с классными руководителями, которые помогают наладить четкую дисциплину и успеваемость в группах.

Необходимо отметить, что повышению качества знаний так же способствует контакт с родителями студентов, с которыми я регулярно встречаюсь на собраниях по приглашению классных руководителей. Я довожу до родителей требования к студентам по освоению профессионального модуля, даю информацию о приобретении нормативной литературы, содержании авторских электронных учебных пособий в целях контроля за обучением со стороны родителей.

Заключительным и наиболее сложным этапом формирования будущих специалистов социальной сферы является руководство практикой по профилю специальности. Организация практики осуществляется по договорам о сотрудничестве с базами практик – учреждениями пенсионного обеспечения и социальной защиты населения; инициатором нашего тесного сотрудничества является бессменный руководитель отделения «Экономика и право» Алексеев С.В.

Руководство производственной и преддипломной практикой налагает большую ответственность, поскольку оценка знаний, умений и профессиональных навыков студентов производится профессиональными работниками непосредственно в местах будущей профессиональной деятельности.
Поскольку выпущено практически уже 15 поколений студентов, лучшие из которых успешно работают в органах социального обеспечения, хотелось бы поделиться некоторым положительным опытом руководства практикой.

Основными заказчиками специалистов среднего звена в сфере реализации социальных прав граждан являются государственные учреждения пенсионного фонда РФ и органы социальной защиты населения Краснодарского края. Это должны быть специалисты, обладающие профессиональными компетенциями и готовые к данному виду трудовой деятельности на основе достаточных практических и теоретических знаний и навыков. Это также развитые профессиональные качества, необходимые для выполняемой работы (инициативность, организаторские способности и т. д.); высокая работоспособность; коммуникабельность [5,1].

Налаживание отношений с практическими работниками, непосредственно занятыми в пенсионном процессе, и доведение до них требований к проведению практики – достаточно сложный процесс. Он требует постоянного общения со специалистами учреждений социального обеспечения и контроля за своевременным перемещением студентов по технологических операциям в целях комплексного усвоения программы практики. В период прохождения практики проводятся плановые дистанционные занятия по оказания помощи студентам в подготовке отчетной документации, а также выездные занятия к местам прохождения практики.

Большая ответственность возлагается на руководителей подгрупп из числа лучших студентов, которые осуществляют контакт со специалистами, контроль явки студентов закрепленных подгрупп и являются как бы связующим звеном между образовательной организацией и базами прохождения практики. Традиционным стало проведение совещаний перед практикой и по её завершению с приглашением студентов 3 курса. Такие совещания формируют у студентов ответственное отношение к прохождению практики.

По результатам прохождения практики мы получаем положительные отзывы от руководителей мест прохождения практики. Наиболее отличившиеся студенты поступают в резерв регионального Отделения ПФР по Краснодарскому краю, что дает им возможность в дальнейшем трудоустроиться по специальности в территориальных управлениях ПФР и органах социальной защиты населения края. В целях оказания практической помощи студентам мною разработаны и систематически обновляются методические указания и индивидуальные практические задания к производственной практике по итогам второго курса и преддипломной практике на третьем курсе (размещены на персональном сайте).

Наряду с руководством практикой по данной специальности мною осуществляется руководство подготовкой и написанием выпускных квалификационных работ. Как правило, такая работа осуществляется в индивидуальном режиме с использованием студентами умений и навыков формирования пенсионной документации, приобретенных на практике.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что процесс формирования специалистов является непрерывным процессом, успешные результаты которого могут быть достигнуты только в результате совместных усилий руководителя отделения, преподавателей в составе профессиональных модулей, отраслевых правовых дисциплин и классных руководителей, их ответственности за результаты своего труда. Только совместными усилиями и трудом можно формировать хороших специалистов, конкурентоспособных и востребованных на рынке труда.

Литература:

  1. Приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 N 508 (ред. от 14.09.2016) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.07.2014 N 33324) / Российская газета» (специальный выпуск), N 258/1, 13.11.2014, Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru — 06.10.2016.
  2. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии DOC / Г.К. Селевко. — Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  3. Бородкина В.М. Кейс-метод как современная образовательная технология. [Электронный ресурс], режим доступа: infourok.ru – 10.10.2014 (дата обращения: 28.07.2017).
  4. Крутько Л.В. Практико-ориентированное обучение в рамках дисциплины «Документационное обеспечение управления». [Электронный ресурс], режим доступа: Социальная сеть работников образования nsportal.ru — 08.12.2014. (дата обращения: 28.07. 2017).
  5. Костромитинова О.П. Механизм взаимодействия с социальными партнерами в области практического обучения в рамках специальности 210414 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники. [Электронный ресурс], режим доступа: nsportal.ru — 03.01.2016 (дата обращения: 28.07.2017).