МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ УЧЕБНОГО РИСОВАНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКЕ ДИЗАЙНЕРОВ

Савинов А.М., Савинова С.В.
ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ УЧЕБНОГО РИСОВАНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКЕ ДИЗАЙНЕРОВ

Аннотация

В статье обосновывается необходимость изучения основ художественной грамоты по рисунку студентами дизайнерами. Предлагаются варианты дополнительных заданий, которые направлены на освоение методических принципов академического рисунка.

Ключевые слова: академический рисунок, методические принципы академического рисунка, преподавание рисунка.
Keywords: academic drawing, methodical principles of academic drawing, teaching drawing.

Рисунок является основой художественной подготовки дизайнеров. От того как поставлено обучение рисунку в значительной степени зависит профессиональное становление студентов и их творческая самореализация. Будущим дизайнерам необходимо освоить комплекс методических принципов академического рисунка. К главным из этих принципов можно отнести методическую последовательность ведения рисунка, особенности композиции изображения на листе, способы конструктивного анализа формы и тонального решения рисунка [1]. Наблюдение за процессом выполнения рисунка показало, что значительная часть студентов ведет работу, не придерживаясь методических принципов учебного рисования, разработанных отечественной художественной школой.

Следовательно, определенное количество студентов осваивает основы учебного рисования не в должной мере. В результате студенты не приобретают прочных знаний и навыков профессионально-художественного подхода к рисованию. Поэтому практической задачей педагога исследователя является разработка на научной основе системы учебной деятельности, способствующей успешному освоению методических принципов учебного рисования.

В психолого-педагогических науках принята такая точка зрения на процесс обучения студентов, которая подразумевает, что без активности студента обучение невозможно.

Следовательно, важной задачей построения дидактического процесса является организация активности студентов и направление ее по определенному руслу. Оттого, как построен дидактический процесс, будет зависеть скорость усвоения студентами знаний и достижимое качество их усвоения. К числу применяемых в последние годы методик относятся: деловые игры, ситуационные задачи, проблемное обучение, реальное проектирование и др. По своей сути их можно отнести к этапу мотивации дидактического процесса, так как они позволяют повысить активность и самостоятельный поиск студентов в учебном процессе. Например, во время рисования, изучая части лица гипсового слепка головы, студенту, в соответствии с проблемным методом обучения, можно ставить опережающую задачу – нарисовать голову человека целиком, определив роль частей лица в рисунке головы.

Сверхнормативная задача помогает повысить активность в сознательном усвоении текущей задачи. Но для того, чтобы студенты освоили методически верный подход к выполнению академического рисунка, необходимо проведение серии специальных заданий, которые бы заостряли внимание студентов на каком-либо этапе или виде работы и закрепляли освоение методических принципов через их неоднократное применение на практике. Необходимо, чтобы студенты могли в каждом задании решать задачу освоения не всех сразу принципов, а отдельно взятого одного или нескольких. Например, начало рисунка, каким оно должно быть? Должен быть выполнен первоначальный набросок изображения общими линиями.

Для того, чтобы студент усвоил этот этап рисунка необходимо потренироваться именно на выполнении этого этапа и так на освоение каждого этапа и каждого методического принципа. При этом необходимо делать так, чтобы усвоение не было механическим, а осознанно достигалось студентами в результате решения ситуационных задач [2]. С этой целью до студентов надо доносить смысл каждого принципа, чтобы они могли разобраться в сути методических принципов учебного рисования. Согласно данным психологии, запоминание основано на понимании сути закрепляемого материала в памяти, на раскрытии логических и смысловых, связей между отдельными составляющими процесса выполнения рисунка.

Поэтому, чтобы облегчить понимание студентами сложного процесса, его необходимо декомпозировать на отдельные части. Такими частями могут быть этапы работы над рисунком для выполнения, которых требуется освоение методических принципов учебного рисования. Затем следует закреплять через упражнения тот или иной навык для достижения положительного результата. В последующем необходимо соединить весь комплекс методических принципов выполнения рисунка в контрольных рисунках. Каждое упражнение может иметь свой заголовок, раскрывающий содержание принципа. Важным является установление связи между отдельными упражнениями, чтобы студенты осознавали логическую зависимость и последовательность учебного материала [3]. Каждое учебное упражнение должно разрабатываться таким образом, чтобы оно выполнялось безошибочно и способствовало освоению одного или нескольких методических принципов учебного рисования. Например, выполняя упражнение, раскрывающее конструкцию предметов, студенты должны усвоить методический принцип конструктивного анализа формы.

Таким образом, если студенты наряду с программными заданиями по выполнению длительных рисунков будут практиковать специальные задания по освоению отдельных составляющих процесса ведения рисунка, то они смогут выполнять и длительные рисунки на более высоком уровне. Методические принципы академического рисунка направлены на раскрытие методов работы над рисунком и их освоение студентами дает понимание того, как следует правильно вести работу над рисунком. После выполнения дополнительных заданий студенты начинают лучше понимать, как следует методически верно начинать рисунок и как его заканчивать, какие задачи решать на отдельных этапах обучения и в течение всего периода освоения художественной грамоты. Освоение методических принципов работы над учебными рисунками определяет дальнейшие действия рисующих в процессе практической работы над рисунком и является важным условием профессиональной подготовки студентов дизайнеров по рисунку.

Литература:

  1. Савинов, А.М. Методические принципы учебного рисования как основа теории и практики обучения академическому рисунку / А. М. Савинов // Вестник университета Российской академии образования. – 2010. – № 5 (53). – С. 90-94.
  2. Маткаримова, Д.Ш. Технология конструирования ситуационных задач в содержании практического обучения // Молодой ученый. – 2012. – №4. – С. 434-437.
  3.  Кармазина, М.В. Роль упражнений в процессе преподавания живописи и рисунка / М.В. Кармазина // Вестник МГОУ. Серия «Методика обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству». № 2. – М. : Издательство МГОУ, 2007. – С. 24-30.