МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН-КУРСЫ: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Голубева А.Н.
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры начертательной геометрии, компьютерной графики и дизайна, магистрант I курса направления подготовки 44.04.01 «Дизайн образовательной среды» ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», г. Москва

МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН-КУРСЫ: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье изучены современные научные подходы к определению понятия «массовые открытые онлайн-курсы» в педагогической литературе, представлена классификация массовых открытых онлайн-курсов, изучен опыт реализации открытых онлайн-курсов в российском
образовании.

Abstract

Scientific approaches to the definition of the concept of «mass open online courses» in the educational literature are discussed in the article, classification characteristics and groups of mass open online courses are highlighted and summarized, the experience of implementing open online courses in
Russian education is studied in the article.

Ключевые слова: массовые открытые онлайн-курсы, классификация МООК, массовое электронное онлайн-обучение.
Keywords: mass open online courses, classification of IPOK, mass electronic online training.

Массовые открытые онлайн-курсы (МООК) появились в профессиональном образовании в начале двадцать первого века в связи с активным развитием интернета и приобрели мировую популярность. В России область массового электронного обучения находится в начальной стадии становления. В педагогической литературе имеется немало научных трудов, посвященных теоретическим основам проектирования и использования в учебном процессе онлайн курсов. Вместе с тем, нет единого подхода к определению содержания и классификации массовых онлайн-курсов, к определению места и роли МООК в образовательной среде. Все это свидетельствует о необходимости всестороннего изучения проблемы применения МООК в системе образования.
В ходе исследования стало очевидным, что относительно понятия «массовые открытые онлайн-курсы» нет единой точки зрения педагогов и ученых. Основные подходы к определению понятия «массовые открытые онлайн-курсы» (МООК) в научной литературе представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Раскрытие понятия «массовые открытые онлайн-курсы» (МООК) научной литературе

Источник Подходы к определению массовых открытых онлайн-курсов
Гречушкина Н.В., Жокина Н.А. [5] Организованный целенаправленный образовательный процесс, построенный на основе педагогических принципов и обеспечиваемый технически средствами современных ИКТ
Неборский Е.В. [12] Разновидность дистанционного обучения с массовым интерактивным участием, с применением технологий электронного обучения и открытым доступом через интернет
Бадарч Д., Токарева Н.Г.,

Цветкова М.С. [2]

Электронные онлайн-курсы (учебно-методические комплексы), включающие в себя видеолекции с субтитрами, текстовые конспекты лекций, домашние задания, тесты и итоговые экзамены
Копытова Н.Е. [7] Перспективная технология дистанционного образования, которая содержит открытые учебные материалы для работы в режиме онлайн
Курзаева Л.В., Григорьев А.Д. [9] Средство расширения возможностей онлайн-обучения, которые дают возможность внедрить новые бизнес-модели и включает в себя элементы открытого образования
Пеккер П.Л. [13] Электронные учебные курсы, выложенные на образовательной платформе в интернете и предназначенные для большого числа слушателей

Как видим, среди специалистов в области педагогики можно встретить принципиально различные подходы к определению сущности МООК. Часть ученых (Неборский Е.В., Копытова Н.Е., Бадарч Д., Токарева Н.Г., Цветкова М.С.) [12; 7; 2] считают, что МООК – это разновидность дистанционного обучения, которая содержит открытые учебные материалы для работы в режиме онлайн. Другие ученые (Гречушкина Н.В., Жокина Н.А., Курзаева Л.В., Григорьев А.Д., Пеккер П.Л.) [5; 9; 13] придерживаются подхода, что массовые открытые онлайн-курсы – это средство расширения возможностей онлайн-обучения, электронные учебные курсы, выложенные на образовательной платформе в интернете, предназначенные для большого числа слушателей. На наш взгляд, массовые открытые онлайн-курсы представляют собой технологию дистанционного образования с применением современных средств электронного онлайн-обучения.
В настоящее время нет единой общепринятой классификации МООК. Обобщая мнения ученых педагогов Михеевой О.П., Гречушкиной Н.В., Жокиной Н.А., Кольбе А.С. [11; 5; 6] предлагаем классификацию массовых открытых онлайн-курсов, которая способствует более глубокому пониманию их сущности:

  1. По виду решаемой педагогической задачи: коннективистские МООК (cМООС), классические открытые онлайн-курсы (хМООС); практико-ориентированные МООС (task-based MOOC); адаптивные МООК (adaptiveMOOC); групповые МООК;курс;
  2. По доступности – открытый, то есть доступный бесплатно всем обучающимся и закрытый
  3. По масштабу реализации МООК: малочисленные МООК (до 1000 человек), массовые открытые онлайн-курсы (до 10 000 обучающихся), мега-МООК (до 100 000 и выше).
  4. По типу работы курса: синхронный, асинхронный.
  5. По виду слушателей (обучающихся): корпоративный, академический, исследовательский (или научный), общественный.
  6. По характеру познавательной активности слушателей: информационный, практико- ориентированный, деятельностный.
  7. По варианту построения учебного процесса: распределенные коллаборативные МООК; ризоматические МООК.

Рассмотрим более подробно каждый из видов массовых открытых онлайн-курсов.
Коннективистские МООК (cМООС) основаны на общении участников и обсуждении определённых тем, а обучение происходит в связанной сетью группе людей, которые активно используют интернет-блоги.

Классический открытый онлайн-курс (хМООС) – традиционные курсы, которые имеют строгую структуру и включают все компоненты учебного процесса: лекции, практические задания, тесты к лекциям и портал для общения с преподавателями и студентами.
Практико-ориентированные МООС (task-based MOOC) – курсы, в процессе которых обучающиеся выполняют определенные практические задания, выполняют проекты. При этом задания могут выполнять различными способами. В таких курсах приветствуется совместное решение определенных задач, создание проектов и так далее.
Адаптивные МООК (adaptiveMOOC) – предоставляют возможность применения индивидуального подхода в массовом обучении и строятся на гибких алгоритмах построения курсов обучения.

Групповые МООК – предполагают объединение группы обучающихся с целью повышения их успеваемости. При онлайн обучении в малых группах используются такие технологии как обучение в сотрудничестве и кооперативное обучение.

Синхронный массовый онлайн-курс – курсы, которые имеют фиксированную дату начала занятий, четкие сроки для выполнения заданий и оценок и дату окончания.
Асинхронный курс – это курс, обучение на котором проводится в удобное для учащегося время. Сроки начала и окончания обучения, сроки выполнения заданий не имеют фиксированной даты. Данный вид курсов является наиболее распространённым в массовом обучении, так как позволяет снизить отсев учащихся из-за нехватки времени на изучение курса и выполнение заданий.

Корпоративный МООК (сorporate MOOC) – курс применяемый для онлайн обучения сотрудников компании.
Массовый онлайн открытый исследовательский курс (massive online open research) – направлен на проведение масштабных научных исследований, на совместную работу над новыми открытиями, разработками и технологиями, которые необходимы обществу на данном этапе развития.

Академический МООК (academic MOOC) – это онлайн-курс, который разрабатывается ученными и преподавателя ведущих мировых университетов. При этом обучение на таких курсах ведется по учебным программам университета, материалы для курса создаются или самими профессорами или под их руководством.
Общественный МООК (user MOOC) – курсы направлены на повышение квалификации людей и направлен на получение новых знаний, умений и навыков.
Информационный (воспроизводящий) МООК – предназначен для глубокого и всестороннего изучения обучающимся учебного материала и содержит материал дисциплины, формы промежуточного и итогового контроля знаний (тестовое задание, творческое эссе), на основании которых выставляется зачет по курсу.

Практико-ориентированный МООК – направлен на овладение обучающимися практическими способами применения полученных знаний. Например, практико-ориентированные МООК могут содержать задания по созданию презентации, написанию учебной программы.

Творческий МООК – направлен не только на овладение обучающимися знаниями и практическими навыками, но и способствуют раскрытию их творческой индивидуальности, на основе самостоятельного выполнения предложенных заданий (например, создание индивидуального дизайн- проекта).

Распределенные коллаборативные онлайн-курсы (DOCC (Distributed Online Collaborative Courses), которые предполагают тесное взаимодействие обучающихся между собой и с преподавателем, проводятся на базе конкретного вуза, от которого зависит форма организации курса и его сопровождение.

Ризоматические МООК (rMOOC Rhizomatic MOOC) – это курсы, в которых базовым элементом обучения является принцип определения учебного плана сообществом обучающихся. Обучающиеся самостоятельно прорабатывают материал, выполняя задания, определяют, какого рода проект они будут выполнять и с кем из сокурсников, разрабатывают тесты и контрольные задания для группы.

В нашей стране развитие массовых открытых онлайн-курсов пошло более интенсивно в последние 5 лет. Так, В Московском государственном университете экономики, статистики и информатики разработана собственная МООК-платформа, где представлено несколько англоязычных курсов по экономике, информатике и русскому языку для иностранцев. В конце 2013 г. стартовала сетевая межуниверситетская площадка «Универсариум», то есть МООК-платформа, на которой открыто 9 курсов МГУ им. М.В. Ломоносова, РЭУ им. Г.В. Плеханова, Балтийского федерального университета. В 2015 году была открыта национальная платформа открытого образования http://openedu.ru/. В разработке данной платформы приняли участие восемь ведущих вузов страны: НИТУ, МИСиС, МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбГУ, СПбПУ, НИУ ВШЭ, МФТИ, УрФУ и ИТМО.
Сейчас пользователям доступны более 100 курсов. На сайте уже зарегистрировались более 8000 человек, в общей сложности воспользоваться курсами смогут более 10 млн. слушателей [10; 14].

Педагоги-практики [1; 3; 4; 8; 10] в качестве преимуществ применения массовых открытых онлайн-курсов называют: доступность массовых открытых онлайн-курсов, предлагаемых на бесплатной основе для всех желающих; высокий научный уровень, актуальность и новизна предлагаемых кур-сов; использование передовых образовательных технологий; обмен знаниями и опытом, формирование различных сообществ; новые возможности самореализации участников курсов, создание условий для продвижения российских университетов на мировой уровень; широкий охват различных областей научного знания; открытый доступ к бесплатным образовательным ресурсам; гибкость графика учебного процесса для обучающихся. Однако использование массовых открытых онлайн-курсов, на наш взгляд, связано с определенными трудностями: снижается учебная дисциплина, качество обучения по сравнению с традиционным образованием; появляются риски для сокращения числа образовательных учреждений и преподавателей; создаются угрозы национальным системам образования при активном использовании иностранных массовых открытых онлайн-курсов. Таким образом, массовые открытые онлайн-курсы являются перспективной образовательной технологией, которая постоянно развивается и широко применяется ведущими вузами во всем мире. Развитие дистанционных образовательных технологий и использование открытых образовательных ресурсов расширяют доступ к образованию, способствуют повышению его качества, открывают
новые возможности в сфере профессионального образования.

Литература:

  1. Артюшевская, С.В. Массовые открытые онлайн-курсы в контексте формирования глобального информационного общества / С.В. Артюшевская // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2013. — № 31. — С. 88-98.
  2. Бадарч, Д., Токарева, Н., Цветкова, М. МООК: реконструкция высшего образования / Д. Бадарч, Н. Токарева, М. Цветкова // Высшее образование в России. — 2014. — № 10. — С. 135-146.
  3. Ветрова, Л.Н., Агошкова, Н.Н. Управленческий учёт: активные формы обучения / Л.Н. Ветрова, Н.Н. Агошкова : учебно-методическое пособие. – Орёл, 2014. — 144 с.
  4. Голубева, А.Н. Современные методы художественного архитектурного проектирования в преподавании графических дисциплин / А.Н. Голубева // Научно-методический электронный журнал Концепт. — 2016. — Т.
    15. — С. 1946-1950.
  5. Гречушкина, Н.В., Жокина, Н.А. К вопросу о типологии массовых открытых онлайн курсов / Н.В. Гречушкина, Н.А. Жокина // Современные образовательные технологии в мировом учебно- воспитательном пространстве. — 2016. — № 4. — С. 30-34.
  6. Кольбе, А.С. Подход к созданию академических массовых открытых онлайн курсов / А.С. Кольбе // Новые информационные технологии в автоматизированных системах. — 2014. — № 17. — С. 40 – 49.
  7. Копытова, Н.Е. Массовые открытые онлайн-курсы повышения квалификации педагогов / Н.Е. Копытова // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. — 2015. — № 2 (26). — С. 37-42.
  8. Кружкова, И.И., Агошкова, Н.Н. Учебно-методическое пособие по выполнению практических заданий по дисциплине «Компьютерный практикум по бухгалтерскому учету» для бакалавров направления 080100 «Экономика» профиль подготовки «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / И.И. Кружкова, Н.Н. Агошкова. Орёл, 2013. — 106 с.
  9. Курзаева, Л.В., Григорьев, А.Д. Массовые открытые онлайн курсы: сущность, специфические характеристики / Л.В. Курзаева, А.Д. Григорьев // В сборнике: Новые информационные технологии в образовании материалы VIII Международной научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет. — 2015. — С. 250-253.
  10.  Ларук, О., Гаранович, М.В. Опыт и особенности использования научно-образовательных ресурсов массовых открытых онлайн-курсов (МООК) во Франции и США / О. Ларук, М.В. Гаранович // Глобальный научный потенциал. — 2015. — № 10 (55). — С. 135-141.
  11. Михеева, О.П. Современная систематика массовых онлайн-курсов на основе одномерных таксономических схем / О. П. Михеева // Электронное обучение в непрерывном образовании. — 2016. — № 1. — С. 292-300.
  12. Неборский, Е.В. Образование будущего: ключевые педагогические инновации и тенденции в развитии образовательной среды / Е. В. Неборский // Интернет-журнал Науковедение. — 2015. — Том 7. — № 2. — С. 149-159.
  13. Пеккер, П.Л. Востребованность онлайн курсов в России / П. Л. Пеккер // Современные информационные технологии и ИТ-образование. — 2016. — Том 12. — № 4. — С. 73 -78.
  14. Титова, С.В. МООК в российском образовании / С.В. Титова // Высшее образование в России. — 2015. — № 12. — С. 145-151.