ЛОГОРИТМИКА В СИСТЕМЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ

Багринцева Н.В.
Учитель-логопед I квалификационной категории
МБОУ Наримановского района СОШ №2 д./п. «Сказка», Астраханская область

ЛОГОРИТМИКА В СИСТЕМЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ

Аннотация

Статья посвящена вопросам развития речевых и двигательных функций в коррекционно- образовательной деятельности детей дошкольного возраста с речевой патологией, с использованием приёмов логоритмики, в условиях здоровьесберегающей среды.

Ключевые слова: музыка, движения, слово, укрепление здоровья, воздействие логоритмических занятий.

Мир детства – это вечное движение. Двигаясь, дети ощущают радость жизни, красоту и гармонию окружающего мира, заключаемую в самом ритме движения. По мнению врача-педагога Е.А.Аркина: » Интеллект, чувства и эмоции возбуждаются к жизни движениями».
В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, некачественное питание, эмоциональный дискомфорт – лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на хрупкие детские организмы. Кроме того, огромное влияние на современных детей оказывают недостаток двигательной активности и перегрузки в умственной деятельности.

В настоящее время государством разрабатываются кардинальные меры по охране и укреплению здоровья детей. Их реализация осуществляется при активном участии образовательных учреждений. На основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) разработана примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Этот программный документ позволяет педагогам ДО организовать образовательно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС. Одной из главных задач, которую ставит Программа перед работниками ДО, является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности. [2, 12]

В этой связи весьма актуальным становится вопрос о внедрении в практику ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий. Они должны внедряться в условиях здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей среды, обеспечивающей благоприятную гигиеническую, психологическую и педагогическую обстановку.

В последнее время отмечается тенденция к ухудшению речи детей дошкольного возраста и снижению детских навыков и умений в сфере общения. Согласно наблюдениям практикующих логопедов, число дошкольников с различными речевыми дефектами неумолимо растет. Среди них: дети с заиканием, алалией (сенсорной и моторной), дизартрией и прочими нарушениями. Всё это определяет необходимость повышения знаний о важности коррекционно-развивающей работы и развития речи детей. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. В условиях массового дошкольного учреждения в логопедических группах требуется поиск нетрадиционных решений, которые не только не ослабят физическое и психическое здоровье, но будут способствовать его повышению. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми. В связи с этим в работе логопеда формируется особое направление – логопедическая ритмика, или «речь с движением».

О необходимости применения логоритмических занятий в коррекционной работе и лечебном воздействии данного метода писали многие учёные. Немецкие исследователи К.Колер, К. Швабе указывали, что логопедическая ритмика может быть использована как психотерапевтический метод. Э.Килинска-Эвертовска определяет логопедическую ритмику, в широком значении слова, как систему музыкально-двигательных упражнений, осуществляемых для коррекционной логопедии. В.А.Гиляровский писал, что логопедическая ритмика оказывает влияние на общий тонус, на настроение, она способствует тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы, активированию коры. Исследователи указывали на связь речи и выразительных движений (М.О.Гуревич; А.А.Леонтьев), двигательных и речевых анализаторов (А.Г.Иванов-Смоленский; А.Р.Лурия; Н.П.Тяпугин), на связь формы произношения с характером движений (В.А.Куршев).

Практика показывает, что регулярное проведение логоритмических занятий для детей с речевой патологией, способствует физическому развитию детей, развитию речи и музыкальности, формирует эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками. Как комплексная методика , включающая в себя интеграцию трёх образовательных областей, таких как: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие через музыку, физическое развитие, логопедическая ритмика способствует не только преодолению и профилактике нарушения моторики и речевого недоразвития детей, но и создаёт благоприятную атмосферу для усвоения изучаемого материала и развития творческих способностей. Уникальное сочетание физических упражнений, музыки, проговаривание стихов в ритме движений или пение в такт любимой мелодии, развивает ритмическое чувство, координацию, равновесие, речь, а так же способность развитию всех психических процессов. Эмоциональная окрашенность занятий музыкой придаёт им энергию или мягкость, больший размах или сдержанность и в то же время содействует их свободе и непринуждённости. Очень важно, чтобы занятия носили не только занимательный характер, но и оказывали оздоровительный эффект на детский организм.

Успех занятий, конечно же, невозможен без совместной деятельности логопеда, воспитателя и музыкального руководителя. Чем гармоничней творческий союз педагогов, тем выше уровень знаний и умений воспитанников, тем будет выше результат детской деятельности. Взаимодействие педагогов в работе по реализации современных подходов к оздоровительной работе построено на двух главных компонентах: педагогическом и психологическом.

В соответствии с ФГОС ДО, деятельность педагогических работников должна исключать перегрузки, которые могут негативно отразиться на благополучии и развитии детей, так же необходимо учитывать особенности психофизического развития и состояние их здоровья, применять в своей работе педагогические обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.

Логопедическая ритмика строится на дидактических и специфических принципах. Они связаны между собой и определяют единство воспитания, развития и коррекции функциональных систем детей с речевыми расстройствами. Принцип систематичности обусловливает последовательность изложения изученного материала всего курса логопедической ритмики, определяет раскрытие тем и распределение материала внутри них. Этот принцип обязательный не только для логоритмического комплекса мероприятий, но и для всего коррекционно- образовательного процесса, используемого в отношении детей с речевой патологией. Ежедневное выполнение логоритмических упражнений приучает детей к установленному щадяще- оздоровительному режиму. Только при многократных систематических повторениях образуются здоровые двигательные динамические стереотипы. Вариативность упражнений вызывает ориентировочно-исследовательский интерес, эмоции. И.П.Павлов подчёркивал, что в педагогике постепенность и упражняемость следует считать физиологическим правилом. Принцип сознательности и активности заставляет педагогов опираться на сознательное и активное отношение ребёнка к своей деятельности. Активность детей с речевой патологией можно повысить эмоциональностью педагога, образностью музыки, различными игровыми приёмами.

Принцип наглядности непосредственно связывает ребёнка дошкольного возраста с окружающей действительностью. Ведь любое познание начинается с чувственного восприятия. В данном случае очень важна взаимосвязь показателей различных рецепторов (органы зрения, слуха, вестибулярного двигательного аппарата и др.), которые обогащают образ движения, его восприятие. Принцип доступности и индивидуализации предусматривает учёт возрастных особенностей и возможностей детей с речевой патологией. Одним из условий доступности этого принципа является преемственность двигательных, речевых и музыкальных заданий. Всего этого можно достичь правильным распределением материала на занятиях в течение года.

Индивидуальный подход предполагает учёт типа высшей нервной деятельности, возраста ребёнка, логопедического диагноза, двигательного статуса. Все общедидактические принципы могут быть реализованы лишь при тесной взаимосвязи друг с другом. Немало важными являются специфические принципы в работе с детьми, страдающими той или иной речевой патологией. Принцип развития учитывает многие параметры детей-логопатов: развитие ребёнка с речевой патологией, развитие его речевых и неречевых процессов, осуществление в процессе двигательной деятельности умственного, нравственного, эстетического и сенсорного воспитания. Принцип всестороннего развития влияет на организм в целом. Логоритмические занятия повышают общую тренированность детского организма, создают новые взаимоотношения между функциональными системами организма. Этиопатогенетический принцип заставляет педагогов строить логоритмические занятия в зависимости от причины и патогенеза речевого расстройства. Принцип учёта симптоматики определяет физические возможности каждого ребёнка с речевой патологией, учитывает наличие параличей и парезов (дизартрия, алалия, афазия), ограничивает в движениях детей с ограниченными возможностями здоровья. Принцип комплексности учитывает связь логоритмических занятий с медико-психолого-педагогическим воздействием и основными видами музыкальной деятельности. Во время занятий необходимо опираться на те установки, которые дети получили на логопедических занятиях, на занятиях с психологом, учитывать приём лекарственных средств.

Логоритмические занятия с детьми показали, что включение их в действенную образную импровизацию преднастраивает сенсомоторные механизмы на выполнение более утончённого, нестереотипного движения. То, что с трудом удаётся сделать при механическом (физическом) освоении движения, достаточно быстро и эффективно достигается при эмоциональном коммуникативном проживании соответствующего пластического образа в игровой ситуации.

Логоритмические занятия решают эстетические задачи, особенно в процессе использования музыкальной, изобразительной, художественно-речевой деятельности, в процессе театрализованных игр и постановок. Воспитательные задачи подчинены общим задачам воспитания дошкольного учреждения. Коррекционные задачи решаются в зависимости от ведущего речевого и неречевых расстройств, сопутствующих нарушений темпа, ритма речевой и двигательной деятельности, расстройства психических функций (внимания, памяти, мышления).

Таким образом, коррекционные логоритмические упражнения, с одной стороны исправляют нарушенные функции, а с другой – развивают сохранные функциональные системы ребёнка, то есть развивают речевую функциональную систему и неречевые процессы. Реализация данных занятий позволит детям с речевой патологией в комплексе преодолеть речевые нарушения, нормализовать неречевые психические функции, скоррегировать моторную сферу, сформировать оптико- пространственный гнозис, а в дальнейшем социализироваться в школе.

Литература:

  1. Анисимова М.В. Музыка здоровья/М.В.Анисимова. — М.:ТЦ Сфера, 2014. — 128 с.
  2. Веракса Н.Е, Васильева М.А, Комарова Т.С. «От рождения до школы» (примерная основная программа дошкольного образования) / Н.Е.Веракса.-М.: Синтез, 2014.-368 с.
  3. Волосовец Т.В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников/ Т.В. Волосовец. — М.: Сфера, 2007. — 223 с.
  4. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика / М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2002, — 272 с.
  5. Воронова А.Е. Логоритмика для детей 5-7 лет/А.Е.Воронова. — М.: ТЦ Сфера, 2006. – 144 с.
  6. Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду/М.Ю.Гоголева. — Ярославль: Академия развития, 2006. — 120 с.