ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК РЕШАЮЩИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ УЧЕНИКА

Христюк П.А.
Заместитель директора УВР, учитель информатики, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Апатиты
«Средняя общеобразовательная школа № 6 с углубленным изучением английского языка»

ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК РЕШАЮЩИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ УЧЕНИКА

Аннотация

В данной статье говориться о решающем факторе развития воспитанника через личность педагога, активизацию его творческой деятельности через нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы, способствующие вовлечению педагогов в деятельность и диалог.

Ключевые слова: инновационная деятельность, интерактивные методы и формы, мобильность, кейс- метод, культурные практики
Keywords: innovation, interactive methods and forms, mobility, case study, cultural practices.

В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал.

Формирование творческой личности является одной из приоритетных задач современного образования. Первостепенное значение имеют:

  • забота о здоровье, эмоциональном благополучии; позитивной социализации.
  • Создание в школе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения.
  • Интеграция разнообразных видов деятельности.
  • Творческая организация воспитательно-образовательного процесса.
  • Единство подходов к воспитанию детей в условиях школы и семьи.

Современная практика образования характеризуется активным включением педагогов в инновационную деятельность. В таких условиях особое значение придается состоянию профессиональной деятельности, уровню компетентности педагогов, повышению их квалификации, стремлению к самообразованию, самосовершенствованию. Решающим фактором развития воспитанника становится личность педагога, активизация его творческой деятельности через нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы, способствующие вовлечению педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен, что позволяет:

  1. Повысить качество воспитательно-образовательного процесса.
  2. Стимулировать интерес и мотивацию педагогов к самообразованию.
  3. Повышать уровень активности и самостоятельности.
  4. Развивать навыки анализа и рефлексии своей деятельности.
  5.  Развивать стремление к сотрудничеству, эмпатии.

Кроме того, обеспечивается создание атмосферы, снимающей у взрослых напряженность и тревожность в связи с включением в образовательную деятельность, раскрываются новые возможности. Проектирование содержания культурных практик предполагает наличие у педагога достаточных знаний по содержанию и структуре видов деятельности, входящих в их состав (С. В. Масловская), а также предусматривает учет педагогом основных рекомендаций к их осуществлению по данному направлению, согласно возрастным особенностям детей.
Профессия учителя постепенно переходит в разряд специальностей, характеризующихся высочайшим уровнем мобильности.

Она становится все более сложной, что связано с появлением новых профессиональных задач, поведенческих взглядов, с необходимостью освоения новых функций, востребованных современным обществом. На первый план сегодня выходят такие личностные и профессиональные качества, как: четкое видение современных задач образования; гуманная педагогическая позиция; ценностное отношение к ребенку, культуре, творчеству; способность к самообразованию, умение работать с содержанием обучения и разнообразными педагогическими технологиями, придавая им личностно-смысловую направленность; сохранении духовного и физического здоровья детей; проявление заботы о развитии индивидуальности каждого ученика; умение осуществлять экспериментальную деятельность по внедрению субъективно и объективно новых подходов и технологий. Учитывая особую важность развития ученика, педагоги определили задачу создания системы работы культурных практик как приоритетную. Для ее реализации было сделано следующее:

  • разработана система планирования;
  • обеспечено научно-методическое сопровождение этого направления;
  • подготовлены дидактические материалы;
  • определено содержание работы;
  • созданы формы ее организации на уровне всех участников образовательного процесса.

В ОУ проводим целенаправленную психолого-методическую работу, которая включает в себе разнообразные методы и формы работы:
Первая эффективная интерактивная форма, введенная в работу с педагогами – тренинг «Формирование психологической готовности к новшеству в напряженных условиях деятельности». Это практическая помощь при формировании новых знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, способствующих формированию познавательного и эмоционального отношения к инновациям. Программа тренинга сформирована с учетом факторов, оказывающих существенное влияние на эмоциональное состояние педагогов в условиях ФГОС.

Проведенный семинар-практикум «Освоение культурных практик», познакомил членов педагогического коллектива с основными идеями воспитательно-образовательной системы культурных практик и практическими рекомендациями по ее реализации.
На педагогическом совете «Особенности проявления самостоятельности и инициативы воспитанников в культурных практиках» реализовали технологию открытого пространства: что предусматривает активное участие каждого педагога, создание демократической атмосферы, равенство возможностей, открытость и сотрудничество, взаимодействие, общение, развитие и обмен идеями.

Деловая игра «Использование культурных практик в амплификации развития» способствовала повышению интереса к рассматриваемой проблеме, помогла формированию творческого мышления педагогов, поиску новых путей решения сложных задач, формировала и тренировала их практические умения и навыки. Использовали и неигровой метод анализа и решения ситуаций: кейс-метод, где педагоги участвовали в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач, взятых из реальной практики. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности педагогов по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие творческих способностей.

Таким образом, разработка и реализация содержания культурных практик позволяет педагогу: реализовать в полной мере воспитание детей в соответствии с приоритетным направлением; вовлекать в образовательный процесс представителей других социальных организаций, расширяя тем самым образовательное пространство; способствовать более успешной социализации учеников формируя у них предпосылки для учебной деятельности. Чтобы воспитание и обучение стали результативными, параллельно создаём условия для развертывания системы многообразных свободных практик воспитанника, которые обеспечивают его самостоятельное, ответственное самовыражение. Если они обеспечиваются, то традиционные методы (воздействия) начинают трансформироваться в методы взаимодействия. При развитой системе культурных практик воспитаннику необходимо не столько воспитание, сколько педагогическая поддержка, сотрудничество, общий душевный настрой (забота) взрослого и ребенка, их взаимное доверие, озабоченность общим делом (интересом).

Современный педагог осознает, что развитие детской самостоятельности и инициативы во многом зависят от него, особенно от признания, что ученик – это свободная личность. Он имеет право выражать себя соответственно только его пониманию и теми способами, которые он считает подходящими. Поменять мышление необходимо, прежде всего, педагогу.
Всем нам сегодня нужно осознать, что мы находимся на пике модернизации образовательного процесса. Для взрослого появляется еще одна возможность соприкоснуться с прекрасным миром детства и стать для ученика близким другом. В культурных практиках педагогом создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. После проводимых мероприятий значительно улучшился психологический микроклимат в педагогическом коллективе, повысилась самооценка педагогов, уверенность в себе, своих силах, улучшилось эмоциональное состояние. Результативность проведенной работы раскрывает всю ценность проведенной работы, эффективность используемых приемов и методов.

Литература:

  1. Давыдова О.И. Богославец Л.Г. Интеративные методы в организации педагогических советов. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.
  2. Технология культурных практик дошкольников направленности на мир семьи. Учебно-методическое пособие Под ред.О.В. Дыбиной. — М.
  3. Микляева Н.В. Интеграция образовательного процесса. М. 2013г.