Лисовская С.В.
Учитель-дефектолог высшей квалификационной категории ГБОУ Школа № 480 г. Москвы, магистр
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОВЗ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ КАК ПРОФИЛАКТИКА ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ
Аннотация
В статье на основании опыта работы с детьми с ОВЗ показано, как в образовательном комплексе в дошкольном отделении коррекционно-развивающая работа ориентирована на школьный уровень образования и профилактику школьной неуспеваемости.
Ключевые слова: готовность к школьному обучению, профилактика школьной неуспеваемости, преемственность дошкольного и начального общего образования, дети с особыми возможностями здоровья (дети с ОВЗ), развитие мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации.
На современном этапе дошкольного образования важной задачей является выявление детей с особыми возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ), и не только выявление, а коррекционная помощь со стороны специалистов дошкольных отделений школы: педагога-психолога, учителя- дефектолога и учителя-логопеда.
Коррекционная работа с детьми с ОВЗ дошкольного возраста в рамках преемственности между дошкольным и школьным уровнями образования должна проходить не как подготовка к школе, а как профилактика школьной неуспеваемости.
Как правило, многие младшие школьники с ОВЗ (и не только с ОВЗ), имеют те или иные трудности при обучении русскому языку, чтению и математике.
Трудности, которые младшие школьники испытывают при усвоении учебного материала по русскому языку, чтению и математике, и их психологические причины могут быть разделены на три группы [1,8].
Первая группа трудностей связана с недостатками формирования сложных по структуре и многоуровневых по организации двигательных навыков письма и чтения.
Вторая группа трудностей обусловлена особенностями формирования когнитивного компонента навыков письма, чтения и вычислительных умений.
Третья группа трудностей связана с недостатками в формировании регуляторного компонента навыков письма, чтения и вычислительных умений. Конкретная психологическая причина, лежащая в основе этой группы трудностей, состоит в несформированности процессов самоконтроля и саморегуляции.
В данной статье, предлагается рассмотреть первую группу трудностей и показать, что необходимо сформировать в дошкольном возрасте для профилактики школьных неуспеваемости детей.
Важно, что это целенаправленный коррекционно-развивающий процесс, т.к. у детей с ОВЗ многие функции развиваются медленнее, чем у нормально развивающихся, и, в большинстве случаев, необходимо эти функции формировать, стимулировать и корректировать.
Качество процесса письма в значительной мере обуславливается уровнем развития психомоторной сферы ученика.
Конкретными недостатками развития психомоторной сферы являются:
- несформированность зрительно-двигательных координации;
- недостаточный уровень дифференцированности мышечных усилий руки;
- недостатки в развитии микромоторики.
Все эти особенности в развитии не появляются в 7 лет с началом овладения письма, а выявляются и корректируются специалистами в дошкольном возрасте.
Если у ребенка слабо развита мелкая моторика руки, не сформированы зрительно- двигательные координации, недостатки в развитии микромоторики специалисты, занимающиеся с ребенком с ОВЗ, понимают, что развитие этой функции важно, т.к. на школьном уровне это может привести к тому, что:
- высота букв не будет соответствовать рабочей строке; буквы будут располагаться выше или ниже рабочей строки;
- могут возникнуть трудности при усвоении правильного начертания букв; появиться грязь в тетради;
- медленный темп письма;
- может появиться тремор при письме.
Из опыта работы, можно отметить, что развитие мелкой моторики руки и зрительно- двигательной координации, необходимо уделять много времени, и этот навык формируется в течение 2-3 лет, а в сложных случаях и более.
Поэтому, часто на коррекционно-развивающих занятиях педагог-психолог и учитель- дефектолог предлагают детям провести линии карандашом по дорожке, не касаясь ее стенок и не пересекая их, раскрасить тот или иной предмет, не заходя за контур, дают детям сортировать мелкие предметы, работают с пластилином.
В подготовительной группе большое внимание уделяется знакомству детей с тетрадкой в клетку, в которой дети учатся видеть границы клетки, рисовать элементарные узоры. Учитель- дефектолог может проводить целенаправленные занятия по профилактике зеркального написания цифр и учить детей не только правильно писать цифры, но и вписывать эти цифры в клетку.
Т.о. в течение всего дошкольного периода необходимо целенаправленно формировать мелкую моторику и зрительно-моторную координацию, т.к. не пройдя все этапы развития мелкой моторики и зрительно-моторной координации, в подготовительной группе или уже в школе дать ребенку тетрадь и требовать от него чистого и правильного написания букв и цифр нецелесообразно. А качество процесса письма в значительной мере обуславливается уровнем развития психомоторной сферы ученика.
При формировании двигательного навыка чтения роль играют особенности артикуляции учащегося, которые влияют на темпо-ритмические характеристики чтения.
Упражнения, направленные на развитие артикуляции, можно встретить на занятии не только у учителя-логопеда, но и на занятиях у педагога-психолога или учителя-дефектолога. Например, учитель-дефектолог в начале занятия может предложить детям повторить четко, не изменяя порядок слов, чистоговорки или любые предложения по лексической теме.
Основная задача в данном случае будет – это развитие памяти, а второстепенная задача это развитие артикуляции детей.
Каждый специалист дошкольного отделения школ понимает, что затруднения в артикулировании приведут к:
- низкой скорости чтения;
- слоговому типу чтения;
- низкому уровню понимания прочитанного.
Начинать коррекционную работу по данному направлению необходимо как можно раньше.
Таким образом, в данной статье показано, как в образовательном комплексе в дошкольном отделении коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ ориентирована на школьный уровень образования и профилактику школьной неуспеваемости.
Литература:
- Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. — М.: «Ось-89», 2005.