Лисовская С.В.
Учитель-дефектолог высшей квалификационной категории, ГБОУ Школа № 480 г. Москвы, магистр
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОВЗ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ КАК ПРОФИЛАКТИКА ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ
Аннотация
В статье на основании опыта работы с детьми с ОВЗ показано, как в образовательном комплексе в дошкольном отделении коррекционно-развивающая работа ориентирована на школьный уровень образования и профилактику школьной неуспеваемости.
Ключевые слова: готовность к школьному обучению, профилактика школьной неуспеваемости, преемственность дошкольного и начального общего образования, дети с особыми возможностями здоровья (дети с ОВЗ), формирование пространственных представлений.
На современном этапе дошкольного образования важной задачей является выявление детей с особыми возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ), и не только выявление, а коррекционная помощь со стороны специалистов дошкольных отделений школы: педагога-психолога, учителя- дефектолога и учителя-логопеда.
Коррекционная работа с детьми с ОВЗ дошкольного возраста в рамках преемственности между дошкольным и школьным уровнями образования должна проходить не как подготовка к школе, а как профилактика школьной неуспеваемости.
Как правило, многие младшие школьники с ОВЗ (и не только с ОВЗ), имеют те или иные трудности при обучении русскому языку, чтению и математике.
Трудности, которые младшие школьники испытывают при усвоении учебного материала по русскому языку, чтению и математике, и их психологические причины могут быть разделены на три группы [1,8].
Первая группа трудностей связана с недостатками формирования сложных по структуре и многоуровневых по организации двигательных навыков письма и чтения.
Вторая группа трудностей обусловлена особенностями формирования когнитивного компонента навыков письма, чтения и вычислительных умений.
Третья группа трудностей связана с недостатками в формировании регуляторного компонента навыков письма, чтения и вычислительных умений. Конкретная психологическая причина, лежащая в основе этой группы трудностей, состоит в несформированности процессов самоконтроля и саморегуляции.
В данной статье рассмотрена вторая группа трудностей у младших школьников и необходимость формирования пространственных представлений в дошкольном возрасте для профилактики школьной неуспеваемости.
Конкретными причинами, лежащими в основе второй группы трудностей, могут быть:
- Несформированность пространственных представлений.
- Недостатки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза и фонетико- фонематического восприятия.
- Недостатки в развитии познавательных процессов.
Формированием пространственных представлений у детей с ОВЗ занимается педагог- психолог и учитель-дефектолог.
Развитием процессов звукобуквенного анализа и синтеза, фонетико-фонематического восприятия учитель-логопед.
Развитием и коррекцией познавательной сферы учитель-дефектолог и педагог-психолог.
Несформированность пространственных представлений может привести к зеркальному написанию букв и цифр. В дошкольном возрасте в образовательном учреждении детей не учат писать, даже печатными буквами, но зрительный образ буквы формируют. Например, учитель- логопед может предложить детям в сюжетной картинке найти заданные буквы, а учитель- дефектолог, развивая у детей зрительное восприятие и воображение, может нарисовать букву или цифру и предложить дорисовать ее до предмета. Данная работа проводиться только в подготовительной группе, а с детьми младшего возраста, для профилактики зеркального написания букв, проводятся игры и упражнения, направленные на развитие зрительного восприятия, начиная с 3-х лет:
- узнавание наложенных друг на друга изображений,
- нахождение в сюжетной картинке заданных предметов и т. д.
Несформированность пространственных представлений может привести к замене букв на письме по пространственному сходству (с-е,б-д,и-п,н-п), в процессе чтения неправильному считыванию похожие по начертанию буквы.
Профилактикой данного нарушения занимаются все специалисты дошкольного отделения: Учитель-дефектолог или педагог-психолог предлагают упражнения на:
- развитие зрительного образа («Найди такой же»);
- зрительного анализа («Перерисуй рисунок», когда ребенка просят внимательно рассмотреть какой-либо узор, составленный из геометрических фигур точно так же воспроизвести его);
- зрительного анализа и сравнение («Найди двух одинаковых») и т.п. Учитель – логопед предлагает упражнения на:
- зрительный анализ букв, выделение их в слове («Найди букву» «Выбери и подчеркни заданную букву»)
- запоминание формы буквы и соотношения ее частей и пропорций (лепка букв из пластилина).
При несформированности пространственных представлений могут на школьном уровне образования наблюдаться такие особенности, как:
- расположение букв при списывании в обратной последовательности;
- «зеркальное» чтение (чтение слов справа налево) или челночное чтение (чтение с возвратом);
- при списывании цифровой последовательности запись начинается с последнего элемента (напр., 123 вместо 321)
Первая причина этому может быть связана с несформированностью однонаправленности считывания слева направо.
Работа специалистов по формированию и коррекции данной функции начинается с детьми с ОВЗ с 3-лет. По опыту можно сказать, у каждого второго ребенка нарушена эта функция.
Педагог-психолог и учитель-дефектолог при проведении разного рода заданий постоянно учит детей действовать слева направо (выкладывать предметы или картинки, зачеркивать знаки в заданиях на внимания и т.д.)
Вторая причина связана с недостаточно развитием анализ пространственных отношений.
На коррекционных занятиях:
- идет отработка понятий право-лево;
- работа по усвоению предлогов;
- по словесному обозначению пространственных признаков предметов: высокий — низкий (дом);
- в подготовительной группе «Диктант пространственных действий» и т.п.
Таким образом, в данной статье рассмотрена и доказана необходимость формирования пространственных представлений в дошкольном возрасте для профилактики школьной неуспеваемости.
Литература:
- Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. — М.: «Ось-89», 2005.