ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОГО И ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Гуляганова О.В.
Учитель начальных классов, высшей категории, ГБОУ СОШ № 5 «образовательный центр «Лидер», г. о. Кинель, Самарской области

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОГО И ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация

В статье исследуются игровые технологии, позволяющие повысить познавательную активность детей на уроке русского языка, развить внимательность, связную речь, расширить словарный запас школьников.

Ключевые слова: игровые ситуации, пословицы, поговорки, загадки.

Как заставить учиться? Нередко такой вопрос встает перед учителем. А ведь ребенок приходит в школу с огромным желанием учиться. Как надолго удержать в нём это чувство радостного удивления перед школой, перед тайнами, которые его там ждут? Как приковать неустойчивое внимание к уроку, не заставляя силой? Не заставлять надо, а заинтересовывать, приглашая ребенка к новой системе отношений: учебного сотрудничества, уважения, взаимопонимания. Надо сделать серьезное обучение занимательным, не наполнять детей знаниями, а зажигать.

Ведь не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. Уроки с использованием игр для игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания. Поскольку отход от традиционного построения урока и введение игрового сюжета привлекают внимание учащихся всего класса. В игре ученики попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценить свои знания в активном действии, привести эти знания в систему. В гости к ребятам могут прийти сказочные герои (Чебурашка, Буратино, Незнайка, Вини-Пух, Пятачок и др.) Они часто просят помощи, совета у ребят. Как не помочь, например, Вини-Пуху разгадать схему слова, ребус, загадку. Игры можно использовать на различных этапах урока (в качестве дополнения к упражнениям учебника по русскому после изучения определённой темы). Особое внимание нужно уделить игровому материалу в период обучения грамоте. . [1, стр.34]

«Найди слово». На доске написаны слова: уточка, столб, укол, зубр, коса, полк, волк, крот, краны. Учитель говорит, что в каждом из этих слов «спряталось» еще одно слово и предлагает его найти. [1, стр.91]

«Эхо». Учитель объясняет детям, что такое эхо и предлагает поиграть в игру с таким же названием. Игра заключается в том, что учитель называет слова, а дети хором повторяют их, но не полностью, а только их конец так, чтобы получилось слово. Например: смех-мех, коса-оса, крот-рот и т.д. Очень трудной для всех детей является тема «ударение». Чтобы все дети научились определять ударный слог, можно использовать следующую игру. [2, стр.73]

«Радисты». Учитель выстукивает по коробочке или крышке своего стола количество слогов в слове, выделяя ударный слог громким стуком. Дети должны подобрать слова с таким же количеством слогов в нем и ударение на том же слоге. Для развития словарного запаса детей умения быстро подбирать слова, как для выражения своих мыслей, так и для решения грамматических задач, используются различные игры-соревнования. Например: записать на доске за определенный промежуток времени примеры на данное правило. Соревнования проводятся по рядам, в нем участвуют все учащиеся класса. Выигрывает тот ряд, у которого записано больше слов. П

ословицы и поговорки, загадки развивают нестереотипную мыслительную деятельность, обогащают словарный запас, позволяют решать не только учебные задачи, но и ощутить силу живого русского языка. Например, если в пословицы необходимо вставить глаголы, противоположные по смыслу:
Чем зря кричать, лучше … (помолчать). От лени болеют, от труда … (здоровеют).
Или другое задание: прочитать пословицы и объяснить их смысл. Терпение и труд все перетрут.
Без труда нет добра.
Хорошо трудиться – хлеб уродится.
Затем, назвать однокоренные слова. Выписать их. Любую из пословиц написать по памяти. [2, стр.105]
Очень важны и скороговорки, развивающие фонематический слух ребёнка, правильное произношение звуков, дикцию, темп речи. Скороговорки часто используются на минутках чистописания, т. к. в них несколько раз повторяется одна и та же буква. [3, стр.28]
А шарады, ребусы, кроссворды не могут никого оставить равнодушными. Этот занимательный материал помогает учащимся в усвоении орфограмм.
Например, шарады могут быть использованы при изучении состава слова. Задание: назвать слово.
Его корень в слове «вязать», Приставка в слове «замолчать», Суффикс в слове «сказка»,
Окончание в слове «рыба». (Завязка).
Кроссворд по теме «Непроверяемые безударные гласные».
— Решите кроссворд. Напишите в тетради слова. Подчеркните безударные гласные, непроверяемые ударением. [4, стр.56]

Литература:

  1. В.В.Волина. «Весёлая грамматика». – «Знание», Москва, 1995г.
  2. Л.Г. Орлова. «Использование элементов фольклора на уроках русского языка». – Санкт-Петербург, 1995г.
  3. Журнал «Начальная школа» №4 за 1989г.