ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК: ОСОБЕННОСТИ, ПОДГОТОВКА, ПРОВЕДЕНИЕ

Жумаканова Л.Т., Омарова Г.Н.
Старшие преподаватели Карагандинского государственного университета имени Е.А.Букетова, Караганда, Казахстан

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК: ОСОБЕННОСТИ, ПОДГОТОВКА, ПРОВЕДЕНИЕ

Аннотация

В статье обсуждается интеграция во время процесса обучения, определяется место интегрированного урока современной системе образования. Рассматриваются этапы подготовки интегрированного урока, преимущества использования и сложности применения.

Ключевые слова: интеграция, интегрированный урок, бинарный урок, формы интегрирования.
Keywords: integration, integrated lesson, binary lesson, forms of integration.

Одной из традиционных, но актуальных задач образования является формирование у обучающихся целостной картины мира. Функцию объединения разнопредметных знаний в целостную научную картину мира выполняет интеграция в процессе обучения.

Интегрированный урок – особый вид урока, на котором обозначенная тема, вопрос, проблема рассматриваются средствами двух или нескольких дисциплин, осуществляются синтез систематизация знаний, умений, что обеспечивает формирование у обучающихся целостной картины мира, способствует освоению ими соответствующих компетенций.
Интегрированный урок могут проводить несколько преподавателей, но может его вести и один педагог. Бинарный урок – разновидность интегрированного урока, который ведут два преподавателя или преподаватель и мастер производственного обучения. Бинарные уроки являются наиболее распространенной в образовательной практике формой интеграции.
Конечной целью интегрированного урока является применение знаний в незнакомой, нестандартной ситуации, выдвижение новых гипотез и реализация теоретических знаний на практике, в ходе чего происходит осмысление целостности окружающего мира, формируются творческие способности обучающихся [1;2].

Первым шагом в подготовке интегрированного урока является анализ и сопоставление программного материала, календарно-тематических планов учебных дисциплин с целью выделения тем, близких по содержанию или по цели использования.

При выборе темы для интегрированного урока следует найти общую системообразующую идею – ядро интеграции. Прежде всего в основу ложится близость содержания ведущих тем разных дисциплин и их логическая взаимосвязь. Для профессионального образования наибольшее значение имеют «связи между объектами, рассматриваемыми в разных учебных предметах по методам исследования и практическим действиям обучающихся; связи, объединяющие законы отдельных наук в более общие философские понятия; связи расчетно-измерительного характера; связи научных знаний с производственным процессом; связи между трудовыми функциями рабочих и специалистов в рамках профессий и специальностей» [2, с. 87].

Интегрировать на уроке можно любые компоненты педагогического процесса: цели, принципы, содержание, методы и средства обучения [1].
Следующий шаг – отбор материала для объединения его в одном уроке. Отбираются учебные темы и их отдельные части, которые составят содержательную основу интеграции, при этом должно быть достигнуто взаимное согласие преподавателей интегрируемых дисциплин.
Определение формы интегрирования материала в основном зависит от цели урока и выбора системообразующего компонента, т. е. от того, вокруг чего будет проводиться интеграция.

Формы интегрирования могут быть:

  • предметно-образная, используемая при воссоздании более широкого и целостного представления о предмете познания;
  • понятийная, когда проводится феноменологический анализ явления, составляющего это понятие, и вырабатывается тезаурусное поле понятия;
  • мировоззренческая, когда производится обоснование изучаемого наукой явления с помощью научных фактов;
  • деятельностная, при которой производится процедура обобщения способов деятельности, переноса и их применения в новых условиях;
  • концептуальная, при которой обучающиеся разрабатывают новые идеи, предложения, способы решения учебной проблемы.

После того как определены цель урока, интегрируемые блоки знания, выделен системообразующий компонент, определена форма интегрирования, разрабатывается сценарий урока.
Основной этап интегрированного урока зависит от дидактической цели и типа конкретного урока, но поскольку интегрированный урок — это чаще всего урок систематизации и обобщения знаний, умений обучающихся, то основным его этапом является обобщение и систематизация. На этом этапе не только осуществляется обобщение, синтез, комплексное применение знаний, но и развитие и обогащение ассоциативных связей, формирование у обучающихся способности продуцировать на их основе новое знание.

В целом структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями:

  • предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала;
  • логической взаимообусловленностью материала интегрируемых дисциплин на каждом этапе урока;
  • большой информативной емкостью учебного материала, используемого на уроке [3].

Среди различных методов проведения интегрированных уроков наиболее часто используется диалог. Диалог может происходить как между преподавателями, которые рассматривают определенную проблему или явление с разных позиций, так и между преподавателями и обучающимися, которые приводят новые факты из жизни, спрашивают о непонятном, включаются в решении проблемы.

Большую эффективность дает использование на интегрированном уроке различных интегрированных заданий, особенность которых заключается в синтезе знаний и умений из разных научных областей, разных учебных дисциплин вокруг изучения одного вопроса, решения одной проблемы.

В организации образовательного процесса интегрированные уроки имеют значительные преимущества: повышается уровень знаний по дисциплине, который проявляется в их системности, глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счет их многогранной интеграции; умения становятся более обобщенными, способствующими комплексному применению знаний; формируются умения самостоятельно переносить знания в новую ситуацию, «комбинировать известные способы деятельности и новые, видеть новые функции объекта»; развиваются общие компетенции, универсальные учебные действия, навыки самообразования; повышается мотивация обучающихся изучению дисциплин, наблюдается рост познавательного интереса обучающихся, который проявляется в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время [2, 90].

Но вместе с тем преподаватели отмечают ряд затруднений, снижающих эффективность интегрированных уроков:

  • привычная установка обучающихся на получение достоверной информации от одного источника;
  • интегрированный урок требует длительной подготовки (поэтому их невозможно проводить часто), требует достаточно полной психологической и методической совместимости педагогов, тщательной координации действий при проведении урока;

Но, несмотря на все сложности, полагаем, что разработка и проведение интегрированных уроков является актуальным и перспективным направлением в организации образовательного процесса по подготовке квалифицированных рабочих и специалистов.

Литература:

  1. Мартынова М. В. Интегрированное обучение. Педагогические технологии. Типы и формы интегрированных уроков. Методические рекомендации. 
  2. Ужан О. Ю. Роль и место интегрированных уроков в формировании творческих способностей, обучающихся // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2013. — №1(9). — С. 87–91.
  3. Криволапова Е. В. Интегрированный урок как одна из форм нестандартного урока // Инновационные педагогические технологии: материалы II Mеждунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С.113–115.