ИННОВАЦИОННЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ

Чедов К.В.
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры и спорта, Пермский государственный национальный исследовательский университет
ИННОВАЦИОННЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы формирования культуры здоровья студентов на основе применения инновационных дидактических технологий на примере преподавания теоретической учебной дисциплины «Физическая культура».

Abstract

The article deals with the formation of a culture of students’ health on the basis of innovative didactic technologies using the example of teaching the theoretical discipline «Physical Culture».

Ключевые слова: культура здоровья, инновационные дидактические технологии, студенты.
Keywords: culture of health, innovative didactic technologies, students.

Студенты составляют особую социальную группу, объединенную специфическими условиями учебного труда и жизни. Это одна из самых многочисленных групп населения с повышенным уровнем риска заболеваний. Жизнедеятельность, а также факторы непосредственно связанные с учебной деятельностью (продолжительность учебного дня, учебная нагрузка, социально- психологическая атмосфера, нестабильное и несбалансированное питание, нарушение режима сна и отдыха, наличие здоровьеразрушающих привычек и другие) оказывают серьезное влияние на состояние здоровья молодежи [3, 91].

Перед отечественной педагогической наукой и системой высшего образования ставится важная задача – создать необходимые условия для успешного развития культуры здоровья студенческой молодежи. При этом возрастает социальная и педагогическая значимость формирования ценностей культуры здоровья студентов в условиях образовательной деятельности, определяющие в дальнейшем полноту реализации их жизненных целей и смыслов.

Образование является стратегической основой развития личности, общества, нации, государства и залогом успешного будущего. Преобразование постиндустриального общества в глобальное информационное, основанное не только на знаниях, но и на компетентности специалистов, значительно актуализировало проблему инновационных подходов к организации образовательных процессов. В результате чего к системе образования в современных условиях выдвигаются весьма высокие требования: она должна готовить специалистов к жизни и деятельности в широком, динамичном, быстро меняющемся мире, где перед человеком постоянно возникают нестандартные задачи, решение которых предполагает наличие умений и навыков строить и анализировать собственные действия.

Перспективным направлением в формировании и развитии культуры здоровья студенческой молодежи является преподавание теоретического курса «Физическая культура».
Статус «Национальный исследовательский» Пермскому государственному университету позволяет разрабатывать и утверждать самостоятельные образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Требования к условиям реализации и результатам освоения самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов (СУОС) не могут быть ниже соответствующих требований Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).

С целью совершенствования системы реализации ФГОСов и СУОСов в Пермском государственном национальном исследовательском университете, с сентября 2016 г. в учебные планы вуза вместо учебной дисциплины «Физическая культура» включен учебный модуль «Физическая культура». Данный учебный модуль состоит из двух учебных дисциплин: «Физическая культура», представленная 72 академическими часами, отведёнными на лекционные, семинарские и методические занятия и «Прикладная физическая культура», представленная 328 академическими часами, реализуемыми в форме практических занятий на основе выбранных студентами видов спорта или видов двигательной активности [1, 22].

Такая модернизация физического воспитания в вузе создала дополнительные условия для успешного развития культуры здоровья студенческой молодежи. Реализация разработанного нами учебно-методического комплекса теоретической дисциплины «Физическая культура» позволяет формировать ценности культуры здоровья студентов не только посредством освоения знаниевого компонента учебного курса, а прежде всего на основе развития их личностных качеств путем активного применения инновационных дидактических технологий.

Целью нашего исследования является раскрытие педагогического потенциала учебной дисциплины «Физическая культура» на основе реализации инновационных дидактических технологий в развитии культуры здоровья студентов.

Инновационные дидактические технологии являются одним из аспектов учебной деятельности современных образовательных учреждений, создающих условия для успешной социализации личности. При этом акцентируем внимание на том, что систематическое использование инновационных дидактических технологий (форм, методов и способов) является средством развития культуры здоровья студентов, будущих профессионалов.

Культура здоровья является частью общей культуры личности. Педагогическую работу по развитию культуры здоровья студентов мы считаем актуальной в образовательном пространстве вуза в контексте овладения ими общекультурными и профессиональными компетенциями.

Наш опыт показывает, что личностные качества, как составляющие культуры здоровья студентов, успешнее развиваются при использовании инновационных педагогических средств.
Рассмотрим более подробно особенности применения педагогических технологий на семинарских занятиях по теоретической дисциплине «Физическая культура» с целью формирования культуры здоровья студентов.

Кейс-технология ориентирована на развитие таких качеств личности, которые необходимы для того, чтобы человек мог применить теоретические знания на практике.
Проведение анализа конкретных ситуаций создает благоприятные условия для успешного овладения студентами теми или иными компетенциями. Актуализации личностных качеств студентов как носителей ценностей культуры здоровья способствуют конкретные ситуации, как правило, отражающие практическую проблему. Рассматриваемая проблема зачастую не имеет конкретного решения, в этой связи необходимо уметь защитить свою позицию, привести весомые доводы, проявить общекультурную и профессиональную компетентность.

Данная технология способствует развитию таких свойств личности студентов, как ответственность, толерантность, умение выслушать точку зрения каждого участника.
Овладению и конструированию знаний студентов в соответствии с их индивидуальными особенностями и потребностями способствует проектная технология. При использовании проектной технологии неотъемлемым составляющим в педагогической деятельности является сотрудничество между студентами и преподавателем. Развитие самостоятельности у студентов на основе деятельности в течение определенного времени является одним из важнейших преимуществ проектной технологии. Это особо важно в нашей опытно-экспериментальной работе в связи с проектированием индивидуальных стратегий сбережения и развития здоровья студентов.

Развитию речевой активности и речевой культуры студентов, креативности, толерантности, ответственности способствуют дебаты, построение денотатных графов по ключевым понятиям рассматриваемой темы, кластеров «Мой образ жизни», «Мой желаемый образ жизни», работа в малых группах.

Мультимедиа-технологии способствуют преодолению пространственно- временных барьеров в коммуникационном процессе, давая возможность оперативно получать информацию.
Тренинги нацелены на то, чтобы почувствовать себя в конкретной жизненной ситуации. В нашей опытно-экспериментальной деятельности тренинговые занятия применяются при рассмотрении такого аспекта культуры здоровья как культуры взаимоотношений, межполовых взаимоотношений, что имеет особую актуальность в студенческом возрасте.
Балльно-рейтинговая система оценивания способствует повышению мотивации студентов к активной и равномерной учебной работе в течение всего триместра по усвоению основ научных знаний и умений, приобретению общекультурных и профессиональных компетенций.

Написание эссе «Составляющие моего образа жизни» позволяет выявлять самые яркие переживания студентов, сопоставлять их с представлениями о себе как носителе культуры здоровья, устанавливать понимание собственного предназначения, ответственности за осуществляемый выбор в той или иной жизненной ситуации.

С целью создания условий для развития профессиональной компетентности преподавателей кафедры физической культуры и спорта университета нами проведена серия обучающих семинаров на тему «Инновационные дидактические технологии в вузе».

Таким образом, инновационные дидактические технологии, по сравнению с традиционными формами, создают более благоприятные условия для успешного формирования культуры здоровья студентов, прежде всего на основе развития их личностных качеств.

Литература:

  1. Гавронина Г.А., Чедов К.В. Реализация теоретической учебной дисциплины «Физическая культура» как условие развития культуры здоровья студентов / Г. А. Гавронина, К.В. Чедов // Физическая культура, спорт, туризм: научно-методическое сопровождение: материалы Всерос. науч.- практ. конф. с междунар. участием; 17-19 мая 2017 г.; г. Пермь, Россия / ред. кол.: Е.В. Старкова (глав. ред.), Т. А. Полякова (науч. ред.); Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2017. – С. 21- 24
  2. Чедова Т.И., Соловьев С.В. Направленность деятельности спортивного клуба на популяризацию здорового образа жизни среди студентов / Т.И. Чедова, С.В. Соловьев // Физическая культура, спорт, туризм: научно- методическое сопровождение: материалы Всерос. науч.- практ. конф. с междунар. участием; 17-19 мая 2017 г.; г. Пермь, Россия; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2017. – С. 91- 94.