Намазова У.С.
Преподаватель Термезского государственного университета
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
С развитием современных технологий появилось больше возможностей использовать на уроках телевидение, видео, компьютерные обучающие программы, и учителя с удовольствием это делают. Но, к сожалению, видеофильмы и компьютерные программы – это уже готовый продукт, выполненный кем-то другим и вызывающий интерес у учащихся в силу того, что является представителем серии “что-то новенькое», несколько более непривычное, чем стоящий у доски учитель. Несмотря на всю привлекательность использования современных технологий, учащиеся остаются более или менее пассивными.
В то же время учителя, работающие по современным учебникам, включают детей в проектную деятельность.
Учебный образовательный проект – организованная деятельность учащихся, направленная на решение проблемы, заведомо не имеющей единственно правильного решения. Проект обязательно ориентирован на получение конкретного результата и включает исследовательский элемент.
Проект – это задание, которое дается, как правило, в конце изучения определенной темы. Его выполнение дает учащимся возможность почувствовать, что иностранный язык – это не цель учения, а средство общения. В процессе подготовки, создания и представления проекта создается реальная ситуация деятельности: дети интервьюируют людей, составляют графики, пишут статьи, рисуют плакаты, издают книги и буклеты, сочиняют стихи.
Проектная деятельность обладает как достоинствами, так и недостатками.
Достоинства метода проектов:
- отсутствие готовых и однозначных решений (моделирование жизненной ситуации); развитие навыков самообразования и самоконтроля;
- развитие навыков групповой деятельности;
- повышение информационной культуры – развитие навыков поиска, сбора, обработки и представления информации, в том числе и с использованием ИКТ;
- создание комфортной среды обучения за счет того, что каждый ребенок может проявить себя – не в иностранном языке, так в рисовании;
повышение мотивации; - развитие самостоятельности и инициативы, творческих способностей, способностей учащихся к самооценке;
- интеграция различных предметов.
Недостатки метода проектов:
- проблема субъективной оценки творческой работы;
- переоценка своих возможностей и попадание в стрессовую ситуацию из-за невозможности уложиться в определенные сроки;
- психологические коммуникативные проблемы: деление группы на “работяг” и “балласт”; технические накладки, которые могут повлиять как на процесс работы, так и на конечный
результат.
Несмотря на некоторые недостатки, проектная деятельность как нельзя лучше вписывается в актуальный в настоящее время так называемый компетентностный подход к обучению, который включает в себя развитие у учащихся трех компонентов:
- умение работать с различными источниками информации; умение работать в группе;
- умение работать самостоятельно.
Умение работать с информацией развивается через использование различных источников (книги, Интернет, другие люди), учащиеся вынуждены искать и отбирать необходимые сведения, выстраивать логику высказывания, выражать свое мнение, делать оценку, письменно оформлять информацию, выходить из положения при недостатке языковых средств.
Как правило, проекты рассчитаны на групповую работу. Такая работа особенно эффективна в подростковом возрасте, когда ведущей деятельностью является общение: с одной стороны дети удовлетворяют свою потребность в общении, с другой – развивается второй компонент компетенции – умение работать в группе.
Проектирования – это большая работа, поэтому каждый участник самостоятельно разрабатывает свою область (развивается умение работать самостоятельно). Поскольку эта область является частью целого, и успех группы зависит от каждого участника, каждый из них стремится сделать свою часть работы как можно лучше.
В процессе работы над проектом учащиеся имеют возможность на практике использовать знания и методы, взятые из других областей (истории, географии, музыки, кино, компьютерных технологий, дизайна и т.д.).
В итоге создается реальный продукт: график, диаграмма, плакат, листовка, буклет, рекламный проспект и т.д. – который можно увидеть и потрогать. Это может быть классическая “бумажная версия”, выполненная карандашами, фломастерами или красками на листе бумаги. Однако дети предпочитают компьютерные технологии. Они используют пакет Microsoft Office. Дети, освоившие текстовый редактор, могут набирать текст в Word’е, вставить картинки и распечатать – это тот же “бумажный» вариант, но чуть более современный. Более “продвинутые” используют имеющуюся в офисном пакете среду создания презентаций PowerPoint. Многие оформляют работы в виде сайта в HTML.
При использовании метода проектов меняется роль учителя. Учитель выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника информации, координатора. Главной задачей учителя становится не передача конкретных знаний, а передача способов работы. Свою работу учащиеся предъявляют скорее своим товарищам, чем учителю.
Учебный проект может стать одной из образовательных форм, организующей учебно- воспитательную работу всего образовательного учреждения, как урочную, так и внеклассную. Общешкольные проекты – это третье направление организации проектной деятельности учащихся во внеурочное время.
Дидактическими целями общешкольных проектов, также как любых других, являются следующие:
- формирование устойчивого интереса к учебному процессу ввиду значимости результатов исследования;
- реализация индивидуализации и дифференциации обучения через использование педагогических технологий личностно-ориентированного подхода;
- совершенствование навыков самостоятельной работы в процессе поиска и подбора необходимой литературы;
- развитие социальных и коммуникативных умений при использовании технологии сотрудничества;
- развитие интеллектуальных умений критического и творческого мышления при решении исследовательских задач, требующих интеграции знаний из разных областей.
Как правило, вся школа оказывается задействованной в проблематике общешкольного проекта. Вступая в тесное взаимодействие с творческими мастерскими, кружками и клубами, учащиеся с разными интересами, разным творческим потенциалом совместными усилиями создают творческий продукт своей исследовательской или практико-ориентированной деятельности. В этом суть личностно-ориентированного подхода и ценность проектной деятельности.
Литература:
- Гамезо М.В., Матюхина М.В., Михальчик Т.С. возрастная и педагогическая психология. М.: Изд-во Просвещение, 2004.38 с.
- Денисенко О.А. Английский язык в школе. М.: Изд-во Просвещение, 2005.42 с.
- Е.С. Полат «Типология телекоммуникационных проектов» — Наука и школа — № 4, 1997.
- Зимняя В.Н. Педагогическая психология. М.: Изд-во Просвещение, 2004.217, 249, 316 с.
- Зотов Ю.Б. Организация современного урока. М.: Изд-во Просвещение, 2006.37 с.
- Китайгородуева Г.А. Методика интенсивного обучении М.: Изд-во Просвещение 2003.152 с.
- Колкер Я.М., Установа Е.С., Еналиева Т. М Методика обучения иностранному языку. М.: Изд-во Просвещение, 2003.62 с.
- Леонтьева М.Р. Об изучении иностранных языков в общеобразовательных учреждениях // ИЯШ // 2000. №5. С.17.
- Мухина К.В. Психология. М.: Изд-во Просвещение, 2006.249-321, 356 с.
- Новые педагогические и информационные технологии / Под ред. Е.С. Полат — М., 2006.
- Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. — 2000. — № 2.
- Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. — 2000. — № 1.
- Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иностранному говорению. М.: Изд-во Просвещение, 2004.214 с.
- Пассов Е.И. Проблемы коммуникативных методов обучения иноязычной речевой деятельности. М.: Изд- во Воронеж, 2003.96 с.