Мирошникова Д.В.
Старший преподаватель, каф. иностранных языков
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет»
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БАКАЛАВРА К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Аннотация
В статье исследуются общие аспекты проблемы формирования готовности бакалавра к педагогической практике, представлены результаты исследования моральной готовности студентов к выполнению профессионально-педагогической деятельности, рассмотрены технологии формирования готовности будущих учителей к успешному прохождению практики.
Ключевые слова: педагогическая практика, бакалавр, готовность к профессиональной деятельности.
Keywords: teacher training practice, bachelor degree, readiness for professional activities.
Анализ современной системы образования, концепций и методов, реализуемых в системы высшего образования, показывает, что, несмотря на глубокие исследования и научные достижения в области профессионального становления будущих учителей, проблема создания креативной среды в высшей школе остается недостаточно разработанной. Обнаруживается противоречие между потребностью будущих бакалавров в установлении связей между теорией и практикой на основе освоенных в ходе обучения в вузе компетенций и необходимостью осознать себя будущим педагогом, готовым к инновациям, креативном корректировании собственной профессиональной деятельности и обладающим новым типом мышления. Адаптация будущего бакалавра к условиям профессиональной среды успешно происходит в педагогической практике, где студент может
«прикоснуться» к профессиональному миру.
Проблема формирования готовности бакалавра к профессиональной педагогической деятельности многоаспектна, но ее решение связно с необходимостью преодоления второго противоречия: между потребностью современной школы в конкурентоспособном специалисте и возможностью его подготовки.
Готовность бакалавра к педагогической практике определяется его готовностью к основным видам деятельности в педагогической практике. Так как в полной мере осмыслить закономерности, принципы обучения и воспитания, овладеть профессиональными умениями и навыками, а также получить первичный опыт практической деятельности возможно именно в педагогической практике [1], то степень готовности бакалавра к педагогической практике определяется по следующим показателям:
- владение интегральным комплексом обобщенных психолого-педагогических знаний, умений и навыков;
- знания об особенностях профессионально-педагогической деятельности на современном этапе развития образования;
- теоретических знания технологии выстраивания профессионально-педагогического взаимодействия;
- творческая направленность в решении социально ориентированных и методических задач в профессиональной деятельности;
- эмоционально-ценностное отношение к профессионально-педагогической деятельности.
С целью диагностики уровня готовности будущих бакалавров к педагогической практике нами была использована анкета «О готовности к педагогической практике», являющаяся модификацией анкеты «Студенты о профессиональной подготовки (для педвузов)» Г.В. Акопова. Так, моральная готовность к педагогической практике оценивалась нами в соответствии со следующими параметрами:
- – готов, я не боюсь идти на практику, у меня все получится;
- – готов, но боюсь, что что-то может не получится;
- – частично готов, но считаю, что столкнусь с множеством трудностей;
- – не готов, боюсь, что что-то не получится;
- – не готов, считаю, что ошибся в выборе профессии;
- – свой ответ.
При оценке основных отрицательных факторов развития студентов мы провели опрос, который показал, что среди основных страхов перед профессионально-педагогической деятельностью на практике студенты выделяют боязнь не найти общего языка с детьми, страх «не влиться» в педагогический коллектив, неуверенность в своей методической подготовке, боязнь попасть в неловкую ситуацию по время проведения урока.
Диагностика готовности студентов к самостоятельной профессиональной деятельности показала, что к началу педагогической практики подавляющее большинство студентов находится в стадии неопределенности и неготовности к профессиональной деятельности в профессионально- психологическом плане, хотя и обладают достаточным уровнем профессиональной подготовки.
Полученные данные позволили нам скорректировать модель педагогической практики и подобрать образовательные технологии, направленные на развитие готовности к педагогической практике и конкурентоспособности будущего учителя.
Согласно [4], качество подготовки студентов определяется личностно-ориентированным, комплексным, усложняющимся, непрерывным и творческим характером деятельности. Для формирования готовности бакалавров к педагогической практики мы использовали технологии решения творческих методических задач и проведение коммуникативных семинаров с использование средств профессионально-педагогического взаимодействия.
Структура коммуникативных семинаров включала следующие этапы: обозначение темы, цели и задач занятия, вопросы к обсуждению, высказывания точек зрения, выступления тех, кто поддерживает данные точки зрения, выступления оппонентов, подведение итогов, оглашение задания для самостоятельной работы. Проводимые нами коммуникативные семинары по вопросам педагогической практики, профессионального становления и конкурентоспособности учителя в современном мире и творческого развития учителя позволили сформировать у студентов представления об их деятельности в педагогической практике, о ее важности для профессионального развития будущего учителя, а также способствовали снятию основных страхов перед практикой.
Решение творческих методических задач стало основой для формирования творческого мышления бакалавров, снятия страхов перед профессиональной деятельностью и способствовало развитию рефлексивных умений. Работа над решением творческих методических задач позволило студентам почувствовать, что любая затруднительная ситуация имеет решение, а развитие творческого мышления способствует качеству, быстроте и многовариантности решений. Таким образом, при определении условий творческих методических задач мы руководствовались целями и задачами педагогической практики, принципами методики и содержанием обучения иностранному языку в школе.
Решение творческих методических задач происходило в течение курса «Методика обучения иностранному языку» в вузе, где особое внимание уделялось соответствию творческих задач содержанию дисциплины.
Основным критерием соответствия разработанных задач творческим является выполнение студентами в ходе решения задачи творческой деятельности. Л.М. Лузиной выделяются два критерия творческой деятельности: новизна (предполагающая оригинальность, нешаблонность, ломка традиций, неожиданность, целесообразность и ценность) и решение педагогических задач (требующее сходных усилий с осуществлением научного открытия) [3]. Таким образом, творческая деятельность в решение творческих методических задач основывалась на понимании творческой педагогической задачи как основной единице развития творческого мышления студентов – будущих учителей.
Основным условием организации коммуникативных семинаров и работы по решению творческих методических задач стала организация взаимодействия. Согласно Л.А. Витвицкой, взаимодействие – это «согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов по решению участниками значимой для них проблемы или задачи» [2]. Процесс взаимодействия, по мнению автора, рассматривается как целенаправленный взаимообмен и взаимообогащение смыслом деятельности, опытом, эмоциями, установками, различными позициями.
Организация взаимодействия в ходе коммуникативных семинаров и решения творческих методических задач способствовала формированию умения признавать иную точку зрения и гибкости мышления, что достигалось путем проблематизации общения. Кроме того, ориентация каждого студента на сотрудничество положительно сказывалась на продуктивности решения задач в целом.
Таким образом, готовность бакалавра к педагогической практики определяется комплексом критериев – методической и педагогической грамотностью, творческой ориентированности и открытостью к установлению взаимодействия с участниками педагогического процесса. Формирование готовности бакалавра к педагогической практике должно начинаться на этапе теоретической подготовки в вузе с помощью технологий, ориентированных на творческую педагогическую деятельность.
Литература:
- Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1985. – 148 с.
- Витвицкая, Л.А. Педагогическое взаимодействие в образовательном процессе школы [Текст] : монография / Л.А. Витвицкая. — Оренбург : [Б. и.], 2002. — 138 с.
- Лузина, Л.М. Формирование творческой индивидуальности учителя в педагогическом ВУЗе. – Ташкент: Фан, 1986. – 96 с.
- Педагогическая практика в начальной школе / Г.М. Коджаспирова, Л.В. Борикова, Н,И. Бостанджиева и др. – М: Издательский центр «Академия», 2000. – 272 с.