ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Чердынцева Е.В.
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства Омский государственный педагогический университет (г. Омск)
ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация

В статье на основе современных психолого-педагогических исследований дается теоретическое обоснование необходимости формирования логических учебных действий у обучающихся в начальной школе. Рассматриваются основные методы обучения, способствующие развитию логических действий у младших школьников в процессе обучения.

Ключевые слова: логические учебные действия, младшие школьники, методы проблемного обучения, практические методы, кейс-метод.
Keywords: logical learning activities, younger students, methods of problem education, practical methods, case study.

Современное общество характеризуется высокой динамичностью, постоянным обновлением информационных потоков, активным внедрением во всех социальных сферах наукоёмких технологий. Для интенсивного социального развития необходимы свободные, высокообразованные, мобильные творческие люди, способные самостоятельно обучаться, готовые к быстрому принятию адекватных решений в кризисных ситуациях. Это свойственно личности с высоко развитым логическим и творческим мышлением.

В научных исследованиях Л.И. Божович [3], П. Я. Гальперина [4], В. В. Давыдова [5], Д.Б. Эльконина [11] и других отмечается, что развитие оперативности, гибкости, критичности мыслительных процессов необходимо осущетсвлять в детсте. При этом сензитивным периодом является младший школьный возраст, поскольку в данный период дети включаются начинают активно осваивать систематизированные научные знания, и в этом процессе активизируются все мыслительные операции.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в качестве основой задачи определяется формирование у младших школьников универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных) для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться [9]. Логические универсальные учебные действия, которые входят в состав познавательных универсальных учебных действий имеют наиболее общий характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знаний. Развитие логических учебных действий теснейшим образом связано с формированием логических приемов мышления, составляющих основу того или другого логического действия.

Анализ умственного развития и психических процессов у младших школьников, представленный в работах Л.Л. Алексеевой, Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой [1], А.Г. Асмолова [2] показывает, что в период младшего школьного возраста развитие мышления является определяющим для умственного развития в целом. В это время формируются основы умственного развития детей, создаются предпосылки для подготовки самостоятельно мыслящего, критично оценивающего свои действия человека, способного сопоставлять, сравнивать, выдвигать несколько способов решения проблемы, оценивать их и выбирать наиболее рациональный, выделять главное и делать обобщенные выводы, применять полученные знания на практике. Поэтому именно в этот период познавательные логические учебные действия, являющиеся базовыми операциями мышления, в большей степени, чем ранее или в последующие годы, должны стать предметом овладения младшими школьниками [7].

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для обеспечения успешности обучения в начальной школе и на последующих ступенях обучающимся необходимо овладеть следующими логическими учебными действиями: сравнение конкретно-чувственных и иных данных с целью выделения тождества/различия, определение общих признаков и составление классификации; опознание конкретно-чувственных и иных объектов с целью их включения в тот или иной класс; анализ объектов, синтез, сериация, классификация, обобщение, доказательство, подведение под понятие, установление аналогий. При этом исследования Е.Г. Ожоговой [6], П.И.

Фроловой [10] позволяют сделать вывод о том, что результативность развития логических действий у младших школьников в значительной степени определяется методами организации специальной развивающей работы.

Основываясь на представленных выше научных подходах, рассмотрим основные методы развития логических учебных действий у обучающихся в начальной школе. Развитию у детей логических действий прежде всего будет способствовать системное использование педагогом на различных уроках методов проблемного обучения: проблемного изложения, эвристического и исследовательского методов. В ходе проблемного изложения учитель определяет учебную проблему и раскрывает обучающимся способ её решения в процессе рассуждения. Младшие школьники прослеживают за логикой мысли педагога, прогнозируя последующие шаги поиска. При этом у обучающихся активизируются и развиваются действия анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий.

Применение эвристического метода основывается на организации и сопровождении педагогом поисковой деятельности детей. При этом, кроме рассмотренных выше логических действий, осуществляется развитие у обучающихся в начальной школе умений доказательства, подведения под понятие, классификации.

С целью развития логических умений педагогу также необходимо применять кейс-метод. При этом учитель предлагает детям реальную или максимально приближенную к реальности ситуацию. Младшим школьникам необходимо исследовать ситуацию, предложить варианты ее разрешения, выбрать лучшие из возможных решений.
Исследовательский метод состоит в организации учителем исследовательской деятельности младших школьников, в ходе которой они самостоятельно выявляют и формулируют учебную проблему, определяют способ её решения. Данный метод позволяет активизировать и осуществлять развитие всех видов логических учебных действий обучающихся.

Эффективными для развития логических действий у младших школьников являются практические методы обучения. В процессе их применения педагог предлагает обучающимся различные виды заданий на сравнение объектов, установления соответствия между объектами, нахождение общих признаков и особенностей предметов и явлений, на завершение фрагмента текста, составление плана предстоящей деятельности, на определение предмета или явления по отдельным признакам, определение предмета или явления по данной схеме, определение целого, частью которого является данный предмет или явление, на разделение объектов на группы и определения основания для отнесения их к группам, составление последовательности объектов в соответствии с определенным признаком и других[8].

Таким образом, развитие логических учебных действий у младших школьников является важнейшим условием их успешного обучения и умственного развития. Решение этой задачи возможно в процессе комплексного и системного использования учителем на различных уроках методов проблемного обучения, кейс-метода, практических методов.

Литература:

  1. Алексеева, Л.Л., Логина, О.Б., Ковалева, Г.С. Планируемые результаты начального общего образования/Л.Л. Алексеева, О.Б. Логина, Г.С. Ковалева. – М.: Просвещение, 2012. – 120 с.
  2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: пособие для учителя/А.Г. Асмолов. — М.: Просвещение, 2012. — 153с.
  3. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте/Л.И. Божович. – Спб.: Питер, 2008. – 398 с.
  4. Гальперин, П.Я. Формирование умственных действий и понятий/П.Я. Гальперин. – М.: Просвещение, 2008. — 145 с.
  5. Давыдов, В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте/В.В. Давыдов. – М.: Педагогика, 2009. – 167 с.
  6. Намсинк, Е.В., Ожогова, Е.Г. Профессионализм педагога при реализации основных функций профессионально-педагогической деятельности//Детство, открытое миру: сб. материалов межрегиональной научно-практической конференции (25 марта 2015 года)/Е.В. Намсинк, Е.Г. Ожогова. – Омск: ОмГПУ, 2015. – С. 249 – 252.
  7. Петухова, А.Е., Якубенко, О.В. Профилактика и медико-психологическая коррекция дезадаптации у школьников/А.Е. Петухова, О.В. Якубенко// Вопросы современной педиатрии. – 2006. – Т. 5. – № 1. – С. 463.
  8. Психология и педагогика начального образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» / Н.П. Мурзина, Е.В. Чердынцева, М.В. Мякишева, Е.Г. Ожогова, Е.В. Намсинк, И.Н. Рассказова, Е.В. Чухина, О.В. Якубенко. Под общей редакцией Н.П. Мурзиной. – Омск, изд-во ОмГПУ, 2015. – 484 с.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 41 с.
  10. Фролова, П.И., Горина, А.В., Дубынина, М.Г. Психология и педагогика: учебное пособие/П.И. Фролова, А.В. Горина, М.Г. Дубынина.– Омск, Изд-во СибАДИ, 2015. – 429 с.
  11. Эльконин, Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений/Д.Б. Эльконин.– М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 384 с.