ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Сивкова М.А.
Воспитатель МБДОУ д/с №76 г. Белгорода

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Аннотация

В данной статье автор уделяет внимание формированию экологических представлений у дошкольников с использованием в работе дидактических игр. Выделяются основные задачи экологического воспитания, дается краткая характеристика требований, предъявляемых к организации игровой деятельности, перечислены различные игры, способствующие развитию ребенка – дошкольника в образовательном учреждении.

Ключевые слова: экология, представления, дошкольное образование, игровая деятельность.
Key words: ecology, representations, preschool education, game activity.

Экологическое воспитание играет важную роль во всестороннем развитии ребенка-дошкольника, формировании системы знаний о природе и воспитании осознанного отношения к ней.

Теоретическим основам экологического воспитания дошкольников уделялось большое внимание в различных психолого-педагогических исследованиях.
Систему знаний и изучение возможностей их усвоения дошкольниками о неживой природе рассматривали Т. В. Земцова, Л. И. Мищик, И. С. Фрейдкин, о растительном мире Б. Бонева, Н. К. Постникова, И. А. Хайдурова и др., о животном мире С. Н. Николаева, П. Г. Саморукова, Е. Ф. Терентьева, А. М. Федотова и др.

Существенный вклад в решение проблемы экологического воспитания дошкольников на современном этапе внесли такие исследователи, как Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, О.Ю. Тютюник, А.М. Федотова И.А. Хайдурова и другие. В их работах раскрываются цели и задачи, сущность и содержание экологического воспитания, основные методы и формы работы с детьми дошкольного возраста.

В работе дошкольного образовательного учреждения используются разнообразные программы, способствующие развитию экологических знаний у дошкольников: «Юный эколог» — С.Н. Николаевой: «Наш дом – природа» — Н.А. Рыжовой; «Планета – наш дом» — И.Г. Белавиной и Н.Г. Найденской; «Мы открываем мир» — Т. Климовой и Н. Тарановой и другие.

В системе экологического образования дошкольников целесообразно опираться на задачи в области экологии, представленные Н.А. Рыжовой [5]:

  • формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средства становления осознанно-правильного отношения к природе); развитие познавательного интереса к миру природы;
  • формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
  • воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;
  • формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
  • формирование первоначальной системы ценностных ориентации (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);
  • освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
  • формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
  • формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

Формирование экологических представлений в дошкольном возрасте педагоги ДОУ реализуют через игровую деятельность, с использованием дидактических игр.

При отборе игр для экологического образования дошкольников необходимо соблюдать следующие требования:

  • игры необходимо подбирать с учётом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе;
  • игра должна давать ребенку возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых;
  • содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям, формируемым в процессе других видов деятельности;
  • игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе;
  • предпочтение отдается тем играм, которые позволяют решать не только задачи экологического образования, но и обеспечивают решение общих задач формирования личности ребенка-дошкольника [6].

Как известно, дидактические игры – это игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них знания о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию психических процессов, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, обогащают словарь, способствуют воспитанию умения играть вместе. Дети оперируют предметами природы, сравнивают их, отмечают изменение отдельных внешних признаков. Многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать, вызывают эмоциональное отношение к природе.

Дидактические игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей. Дидактические игры проводят в часы досуга, на занятиях и прогулках.

Игры-занятия проводятся по определенному программному содержанию. Воспитателю в них принадлежит ведущая роль. Игровая форма придает таким занятиям занимательность, обучение идет в процессе выполнения игровых правил, действий. Игры- занятия проводятся во всех возрастных группах.

Дидактические игры по характеру используемого материала делятся на предметные игры, настольно-печатные и словесные. Предметные игры – это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, цветы, фрукты, овощи). В качестве примера таких игр можно назвать
«Вершки и корешки», «Путаница», «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус» и т.д. В предметных играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы.

Младшим детям можно давать несложные задания («Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», найди такой же по цвету», «Принеси желтый листок», «Разложи листочки по порядку: самый большой, поменьше, маленький» и т.д.), которые позволяют упражнять детей в различении предметов по качествам и свойствам. Задания способствуют формированию сенсорных представлений, развивают наблюдательность. Проводятся они со всей группой детей и с ее частью. Особое значение игровые упражнения имеют в младшей и средней группах. Старшие дети уже могут определять оттенки цветов, листьев, овощей и фруктов, выделять отдельные части растений, группировать растения по принадлежности, по месту произрастания и другим признакам.

Настольно-печатные игры – это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки («Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года»,
«Малыши». «Растения», «Подбери листок» и т.д.).

В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Игры сопровождаются словом, которое либо предваряет восприятие картинки, либо сочетается с ним (у детей формируется умение по слову восстанавливать образ), а это требует быстрой реакции и мобилизации знаний. Подобные игры предназначены для небольшого числа играющих и используются в повседневной жизни.

Словесные игры – это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Проводятся они для закрепления у детей знаний о свойствах и признаках тех или иных предметов. В некоторых играх знания о природе обобщаются и систематизируются. Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Это игры типа «Кто летает, бегает и прыгает?», «Что это за птица?», «Когда это бывает?», «В воде, в воздухе, на земле»,
«Нужно – не нужно» и т.д.

Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. В некоторых отражаются явления неживой природы. К таким играм относятся, например, «Наседка с цыплятами», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Волки и овцы» и т.д. Подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания. Получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе.

Большое значение для развития детей имеют творческие игры, связанные с природой. В них дошкольники отражают впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни. Основная особенность творческих игр: они организуются и проводятся по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно. Во время игр дети усваивают знания о труде взрослых в природе, формируя положительное отношение к нему.

Очень важно создавать определенные условия для развертывания творческих игр природоведческого содержания: в группах должны быть специальные наборы игрушек – животные, овощи, фрукты, сельскохозяйственные машины и т.д.

Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом (песок, снег, глина, камешки, шишки и т.д.). В этих играх дети познают свойства и качества материалов, совершенствуют свой чувственный опыт. Воспитатель, руководя такой игрой, дает знания детям не в готовом виде, а с помощью поисковых действий.

В каждой возрастной группе должны быть созданы условия для игр с природным материалом во все времена года. Это песочные дворики и столы, резиновые фигурки людей и животных, фанерные силуэты домов и деревьев, шишки, веточки, желуди, репейник, металлические каркасы, с помощью которых лепят снежные фигурки, печатки для создания «картин» на снегу, оборудование для поделки цветного льда и т.д.

Ценность природного материала – в возможности его разнообразного использования, что помогает детям открывать все новые и новые свойства и качества предметов. Педагог должен помочь воспитанникам в отборе и использовании природного материала.

Таким образом, в процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости, понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.

Литература:

  1. Артёмова Л.А. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Л.А.Артёмова – М., 1992.
  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К.Бондаренко– М., 1985.
  3. Зенина Т. Экологическое воспитание детей раннего возраста / Т.Зенина // Дошкольное воспитание. – 2004. — № 7. – с. 2-10.
  4. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С.Н.Николаева – М., 1999.
  5. Рыжова Н.А. Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика, автореф. дис..канд. пед. наук. М., 2000.
  6. Николаева С.Н.. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 3-е изд., перераб. — М.: Изд. центр
    «Академия», 2005. — 224 с..
  7. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада. Конспекты занятий — М.: Мозаика
    — Синтез, 2008. — с. 16.