ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ В РАМКАХ ФГОС КАК ПУТЬ К САМОРАЗВИТИЮ УЧЕНИКА

Великих Е.В., Худжина Г.А.
Тисульская средняя общеобразовательная школа

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ В РАМКАХ ФГОС КАК ПУТЬ К САМОРАЗВИТИЮ УЧЕНИКА

Аннотация

В данной статье представлены виды домашних заданий и способы проверки самостоятельной домашней работы.

В связи с внедрением ФГОС нового поколения, где наряду с предметными и личностными результатами образовательной деятельности всё большее значение приобретают так называемые метапредметные результаты, овладение универсальными приёмами учебной деятельности, которые позволят ребёнку быть успешным в любой предметной области. В этих условиях именно домашние задания, в процессе выполнения которых дети сталкиваются с необходимостью поиска, переработки и оценки информации с использованием разнообразных источников, структурирования приобретённой информации, выбора наиболее рациональных приемов закрепления материала, рационального планирования работы, осуществления поэтапного и итогового контроля за собственными действиями, становятся реальным инструментом формирования УУД.

С.А. Пуйман формулирует основные правила задавания на дом следующим образом:

  • Домашнее задание должно быть понято всеми без исключения.
  • Домашние задания не должны быть однообразными и шаблонными.
  • Домашние задания должны быть посильными и доступными.
  • Учащиеся должны знать не только, что делать, но и как делать: как прочитать учебник, как приступить к решению задачи и т.д.
  • В процессе обучения необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся.
  • Целесообразно строить домашние задания по принципу «минимум – максимум» – обязательные для всех и рассчитанные на учеников, интересующихся предметом, имеющих к нему склонность.
  • Домашние задания обязательно должны проверяться учителем.
  • Домашние задания должны включать в себя вопросы, требующие от ученика умений сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, делать выводы.

Именно эти условия будут способствовать тому, что домашние задания будут вызывать у школьников удивление в начале их выполнения, радость в процессе работы, удовольствие при виде ее результатов, пробуждая интерес к образовательной деятельности, не зависимо от её предметного наполнения. Только тогда домашняя работа обучающихся станет эффективным инструментов формирования их познавательной самостоятельности.

Виды домашних заданий
Задания по усвоению, закреплению нового материала и на повторение. Их особенность заключается в том, что они призваны изученный на уроке материал представить в новой форме или рассмотреть под новым углом.

Здесь может быть использована работа с книгой:

  • это работа с текстом и графическим материалом учебника – пересказ основного содержания части текста;
  • составление плана ответа по прочитанному тексту; составление опорного конспекта;
  • поиск ответа на заранее поставленные к тексту вопросы;
  • анализ, сравнение, обобщение и систематизация материала нескольких параграфов.

Работа с первоисточником, справочниками и научно-популярной литературой, конспектирование и рефератирование прочитанного. А также выполнение тренировочных, воспроизводящих по образцу упражнений и конструирование различных моделей. 

Задания на применение знаний. Здесь речь идет о различных практических работах, позволяющих установить тесную связь теории с практикой.

Задания на формирование умения делать обобщения, выводы. Речь идет о сложной мыслительной работе, предполагающей достаточно высокий уровень сформированности навыков и умений, с выполнением мыслительных операций, особенно сравнения, анализа, синтеза. Ученик должен самостоятельно изучить связь и между рассматриваемыми явлениями и сделать обобщающие выводы. В качестве домашнего задания такого вида учащимся можно предложить написать сочинение по изученному материалу.

Задания, подготавливающие учащихся к восприятию нового материала. Учитель иногда предлагает ученикам дома отобрать факты, и провести наблюдения, продумать вопросы, которые затем будут рассмотрены в классе. Работа над материалом, ещё не объясненным на уроке, обычно вызывает интерес и увлекает школьников, такие задания способствуют изменению отношения учащихся к домашней работе.

Инициативные задания. Учитель оценивает неординарный подход к выполнению инициативного домашнего задания, выбор степени сложности, показ широты кругозора (метапредметные УУД).

Каждый из рассмотренных видов домашнего задания может носить либо дифференцированный характер, либо быть индивидуальным, либо быть общим для всего класса. (См. Приложение.)

Проверка выполнения учениками домашнего задания – важный и неотъемлемый этап любого урока. Если проверочная система не налажена, роль самостоятельной домашней работы ученика практически обесценивается.

Проверить домашнее задание можно следующими способами:

  • вызвать одного или нескольких учеников к доске и опросить по теме;
  • провести фронтальный опрос в классе (опрос с места);
  • выполнить аналогичное задание;
  • использовать индивидуальные карточки;
  • провести выборочную проверку письменного задания;
  • провести самопроверку или взаимопроверку письменного задания.
  • Дискуссия

Для ее проведения класс необходимо разбить на группы, каждая из которых будет выступать в защиту своей позиции или взгляда на проблему.
• Вопрос автору (в форме интервью)
Учитель предлагает ребятам придумать несколько вопросов автору открытия, изобретения, произведения, чтобы глубже познать его смысл.
• Неожиданные вопросы
Задача учителя сформулировать вопрос по-иному, нежели в учебнике после параграфа.
Опрос-светофор
В качестве светофора выступает длинная картонная полоска красного цвета с одной стороны и зеленого – с другой. Обращенная к учителю зеленая сторона свидетельствует о готовности ученика к ответу на поставленный вопрос («Знаю!»), красная – о том, что ученик не готов ответить («Не знаю!»).
• Солидарный опрос
Если ученик у доски не может справиться с заданием, необходимо обратиться за помощью к классу. Кто хочет помочь? Из тех, кто желает оказать помощь, педагог выбирает наиболее сильного ученика и предлагает ему шепотом дать подсказку товарищу.
• Программируемый опрос
В этом случае ученику необходимо выбрать правильный ответ из тех, которые предлагает учитель.
• Тихий опрос
Учитель негромко беседует с одним или несколькими учениками, а весь класс выполняет другое задание.
• Опросная цепочка
Один ученик начинает ответ, учитель в любом месте жестом прерывает его и предлагает продолжить мысль другому ученику.
• Лист «защиты»
Создается для неподготовленных учеников и находится всегда в одном и том же месте. Ученик, который не готов к уроку, вписывает свою фамилию в защитный лист и может быть уверен, что его сегодня не будут спрашивать. Задача учителя – держать ситуацию под контролем.
• Рецензия на устный ответ
Ученикам предлагается выслушать ответ одноклассника, подготовить и выступить с устной рецензией на него.

• Взаимная проверка. Взаимный опрос.
Педагог дает поручение трем наиболее подготовленным ученикам провести опрос тех, кто подготовился на «5», «4» или «3».
При проверке письменного домашнего задания можно предложить ученикам обменяться тетрадями с соседом по парте.
• Краткие письменные ответы
Вместо устного опроса учитель просит отвечать на несложные вопросы по теме письменно.
При этом ответ должен состоять из двух-трех слов.
Таким образом, степень эффективности выполнения домашнего задания учащимися во многом зависит от того, насколько интересной и разнообразной по форме и содержанию будет его проверка.