ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Воскресенский А.А., Певцова С.Г.
РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург.

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В данной статье рассматривается популяризация дистанционного обучения в высшем образовании, рассматриваются все плюсы и минусы данной модели обучения.

Ключевые слова: дистанционное обучение, информационно-коммуникационные технологии, высшее образование.

В последнее десятилетие, наряду с традиционной формой обучения, успешно развивается и такая форма обучения как дистанционная. Современное образование как система, первоначальной своей функцией считает создание условий для успешной адаптации человека к тем социокультурным реалиям, которые являются ведущими в том или ином обществе.

Модель дистанционного обучения стала неотъемлемой частью высшего образования по всему миру. На сегодняшний день дистанционное обучение очень популярно во многих развитых странах мира, таких как: США, Великобритания, Франция, Германия и т.д. Система высшего образования России не столь давно включилась в процесс апробирования этой формы обучения на базе Высшей школы экономики и находится на этапе освоения. Доступность к информационной среде становится тем условием, которое, в конечном итоге, определяет успешное развитие как государства в целом, так и каждого человека в отдельности. Информационно-коммуникационные технологии (далее ИКТ) в системе образования как школьного, так и высшего выступают в роли координатора образовательного процесса, Интернет в современном обществе – это пространство где содержится огромное количество информации, и поскольку пространство Интернет, является средством взаимодействия между потребителем информации и информацией, его потенциал, возможности для преподавания и обучения является поистине безграничным [1].

Согласно Законе «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 года) под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением «содержащейся в базах данных и используемой в образовательных программах информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий», а также обеспечение взаимодействия обучающихся и преподавателей с помощью ИКТ. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые «с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [4]. Из этого следует, что модель дистанционного обучения в российском высшем образовании получил государственную правовую поддержку.

В основе такой популярности и востребованности данного направления в образовании лежат следующие причины:

  • удобная в освоении и достоверная информация;
  • доступность;
  • личная мотивация;
  • гибкий график;
  • использование современных технологий в учебном процессе;
  • стоимость.

Различия традиционного образовательного процесса в высшем образовательном учреждении от дистанционного в его классическом виде заключается в отсутствии развитой системы использования информационных технологий. Учебные методические пособия и материалы высылаются студентам в электронном виде на электронных носителях. Высланные материалы представляют собой основную часть рабочего учебника и состоят из фрагментов содержания и заданий, организующих деятельность студентов по их усвоению.

С развитием модели дистанционного обучения были сформулированы следующие функции:

  • удовлетворение образовательных потребностей населения;
  • удовлетворение потребностей в квалифицированных специалистах;
  • повышение качества образования и уровня образованности в обществе;
  • повышение профессиональной и социальной мобильности населения в сфере образования;
  • создание образовательного пространства, обеспечивающего возможность получения качественного образования независимо от места нахождения обучаемого.

В настоящее время образование претерпевает множество изменений в различных ступенях образования. Переход от традиционного образования к экономике знаний принес с собой множество изменений, критериями которых являются:

  • Научно-методологическое обеспечение инновационного развития;
  • Разработка дорожной карты;
  • Формирование инновационных систем в образовании [3].

Подводя итог по теме дистанционного обучения можно сделать следующие заключения. Дистанционное обучение – это обучение, которое не обременено рамками личного присутствия, основано на принципах заинтересованности людей в обучении, личной мотивации, что позволяет адресно предложить образовательный продукт наиболее дисциплинированным и самомотивированным субъектам образовательного процесса. Эффект от использования дистанционных технологий обучения достигается при условии разработки для каждого обучающегося индивидуальной траектории учебно-познавательной деятельности. Индивидуальная образовательная траектория – это результат реализации личностного потенциала студента в образовании через осуществление соответствующих видов деятельности.

Переосмысление использования традиционных педагогических приемов для усвоения материала, таких, как: метод опорных точек, метод выбора лучшего решения и т.д. приводят к переходу на дистанционное обучение, благодаря которому у преподавателя появляется возможность собирать большие аудитории слушателей нацеленных на образовательный результат.

Литература:

  1. Дендев Б. Информационные и коммуникативные технологии в образовании. – М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2013. – с. 320.
  2. Образовательный виртуальный мир Vacademia. [Электронный ресурс].
  3. Открытое образование [Электронный ресурс]. URL: http://npoed.ru/docs (дата обращения: 26.09.2015).
  4. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. [ Электронный ресурс]. 
  5. Юткина Ю. Дистанционное образование: плюсы и минусы [Электронный ресурс].