Колесникова О.А.
Магистрант, Уральский государственный педагогический университет
ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА ОСНОВЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
Что представляют собой универсальные учебные действия (УУД)? Это основа обучаемости, умение учиться. УУД лежат в основе способности человека к совершенствованию самого себя, умения усваивать новый социальный опыт. Речь идёт как об ориентации учащихся в области каждого конкретного предмета, так и о выстраивании ребёнком самой деятельности, направленной на обучение, включая понимание того, что обучение имеет конечную цель, смысловую ценность и операциональные характеристики. Именно поэтому в рамках представленной статьи проанализирована актуальная проблематика диагностики сформированности личностных универсальных учебных действий на основе проектной деятельности.
Аnnotation
What are universal learning activities (UAL)? This is the basis of learning, the ability to learn. DU lies at the basis of a person’s ability to improve himself, the ability to absorb a new social experience. It is both about the orientation of students in the field of each specific subject, and about the child’s building of activities aimed at learning, including the understanding that learning has an ultimate goal, semantic value and operational characteristics. That is why, within the framework of the presented article, the actual problems of diagnostics of the formation of personal universal educational activities on the basis of the project activity are analyzed.
Ключевые слова: УУД, проектная деятельность, сформированность, ориентация.
Keywords: DAM, project activity, formation, orientation.
Основы теории и методологии УУД заложили Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов. Они первыми описали условия, необходимые для усвоения знаний и механизмов, с помощью которых формируется картина мира школьников и общая структура их деятельности.
В современных школах УУД являются показателем усвоения учеником программы, определённой отметкой о достижении определённого уровня (начальное образование, основное и полное среднее). Для определения УУД сегодня существует федеральный стандарт. Это значит, что на каждой ступени образования теперь существует программа, развивающая УУД. Главным фактором, формирующим УУД, принято считать содержание учебного процесса и эффективные, яркие и интересные для учеников задания. [1, c. 52]
УУД позволяют:
Учиться самостоятельно, ставить цели и достигать их, попутно находя стредства. Иметь способность к контролю и оценке как процессов деятельности, так и её результатов.
УУД создают условия, позволяющие личности гармонично развиваться и самореализовываться, получать постоянно новые знания, столь необходимые в поликультурном обществе, где необходима профессиональная мобильность.
УУД позволяют успешно усваивать знания, умения и навыки, формировать компетентность независимо от выбранной области.
Ученики овладевают УУД в процессе изучения различных учебных предметов, освоение которых формирует умение и способность учиться
УУД бывают:
- Личностными
- Познавательными
- Коммуникативными
- Регулятивными.
1) В первом случае речь идёт о личностном самоопределении, ценностно-смысловой ориентации и способности к нравстенно – эстетической оценке, то есть понимании того, что хорошо, а что плохо.
2) Познавательные учебные действия – любые действия, направленные на изучение материала, способность выполнять задания, данные учителем, как под его контролем, так и самостоятельно.
Познавательные УД, в свою очередь, бывают:
- общими учебными (включающими постановку задачи, выбор способов её решения и поиск информации, а также умение обрабатывать информацию, структурировать её).
- логические УД – анализ и синтез новых знаний, установка причинно – следственных связей, умение доказать свои суждения.
- постановка проблемы и поиск её решения. Состоят собственно из этих двух этапов, расшифровки не требуют.
3) Коммуникация в данном случае рассматривается и как диалог между людьми (ученик- учитель, ученик – сверстники, ученик – родители), так и в контексте общения с книгой или иными средствами обучения (Интернет, материалы для опытов).
4) Для выполнения этого пункта необходимо научить детей постановке целей, планировать этапы их достижения и корректировать план при необходимости. [2, c. 62]
Как диагностировать сформированность УУД?
Результативность любого процесса зачастую зависит от системы его оценки, поэтому так актуален сейчас вопрос такой методики оценки учебных действий, чтобы её результаты были достоверными. От системы оценивания УУД, от её точности, зависят не только сами по себе оценки учащихся, но и формирование их навыков, «задел» на будущее. Такая система необходима для оценки результатов по каждому учебному предмету, что в результате порождает желание создать универсальную систему УУД, которая позволит применять единые показатели к каждому предмету. Однако математику и литературу сложно оценивать одним способом, и учёные всё чаще сходятся во мнении, что единая оценочная система невозможна ни для всех предметов, ни для всех учеников.
Образование всегда было инструментом для развития общества, но сегодня в России оно довольно сильно устарело и не способно отвечать требованиям социума. Очень важно создать в школах такие условия, при которых каждый обучающийся получит максимум возможностей для развития своей личности. С введением федеральных стандартов обучение стало более глубоким, требования более строгими, а познавательная активность более высокой. [3, c. 10]
Однако есть и ещё одно очень важное направление, в котором наше образование уже делает первые шаги. Основой такого подхода является познавательный интерес учащихся. М.Ф. Беляев, Я.И. Божович, Г.И. Щукина считают познавательный интерес основой успешного обучения, главной причиной перехода от одной образовательной ступени к другой.
Необходимыми навыками для будущего гражданина являются способность к анализу, сравнению, выделению главного, решению проблем, творчество и сотрудничество, адекватная самооценка, ответственность и самостоятельность.
Познавательный интерес формировать необходимо, потому что современное общество требует от людей постоянного и непрерывного образования, активной познавательной позиции на всю жизнь. Проблема состоит в том, что во многих школах уделяется очень мало внимания процессам, которые способны сформировать такую позицию.
Главная задача учителя – раскрыть духовный, умственный потенциал ребёнка. Ребёнок должен научиться мыслить, получить навыки практических действий. Помогут в этом активные формы обучения.
Проектная деятельность используется довольно активно, и это даже притом, что уровень теории по данной проблеме очень мал. Практика показывает, что проектная деятельность очень результативна и имеет право на существование.
Задача новых стандартов – развить потенциал образования в школах, а значит, обеспечить школьникам развитие УУД, научить их стремиться к саморазвитию и самосовершенствованию. Речь идёт не только о присвоении ЗУН (знаний, умений и навыков), но и приобретении социального опыта. Все ЗУН могут быть сформированы, применены и сохранены лишь при активных действиях учеников.
В основе концепции, предлагающей развивать УУД – системно-деятельностный подход. Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов изучали данный вопрос. Теория актуальна и по сей день. Её продолжают разрабатывать А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина и С.В. Молчанов.
Если рассматривать термин УУД в широком смысле, то речь идёт об умении учиться, способности саморазвиваться, совершенствоваться, сознательно и активно приобретая социальный опыт.
В психологическом смысле речь идёт о совокупности действий учащегося и его навыках, связанных с ней. Эти навыки – залог самостоятельного усвоения знаний, формирования умений и способность к организации данных процессов.
Что касается УУД, то речь идёт об общеучебных и логических, а также постановке и решении проблемы.
Проектная деятельность находится в числе инновационных образовательных технологий. Она ориентирована на личность и стремится к тому, чтобы ребёнок конструировал свои знания самостоятельно, был способен ориентироваться в информации, развивать творческое и критическое мышление, видеть проблемы, формулировать их и решать.
Хотя сам метод проектной деятельности давно обсуждается, он является новым для психолого-педагогического сознания. Дело здесь в нехватке теоретического анализа. Радует то, что сегодня в основу этого метода кладут уже другую теоретическую базу. Речь идёт о П.Р. Атутове, М.В. Ретивых, В.Д. Симоненко и т.д. Исходя из данных исследований, насегодняшний день проектная деятельность – самая эффективная. Особенно это заметно в технологически обогащённой образовательной среде. [4, c. 11]
Проектная деятельность должна быть совместной, зато она предоставляет свободу выбора. Деятельность может быть творческой, игровой, главное, она должна иметь общую цель, а методы её должны быть согласованы. К тому же, ученик волен сам выбрать себе партнёров или отказаться от них. То есть проект может быть исполнен единолично, в паре, в группе, но за определённый отрезок времени.
Этапы проектной деятельности:
Разрабатываем замысел (анализируем ситуацию, проблему, ставим цель и планируем) Реализуем замысел (выполняем запланированные действия)
Оцениваем результаты (как проект изменил реальность).
Если проект реализовывается в начальной школе, то необходимым условием является учёт психолого-физиологических особенностей детей. То есть проблема должна быть из области их интересов и развивать их. Главное для учителя – старт. Важно чтобы дети осмыслили задумку и стремились к приобретению знаний. Это к вопросу о деликатности. Ученики должны сами искать информацию, а не просто воспринимать то, что «навязал» им учитель. После разъяснения задания необходимо спросит учащихся, всё ли им известно для выполнения проекта, что ещё предстоит узнать и где это можно найти.
Такой подход позволит активно ориентироваться в новом материале, самостоятельно выделять ключевые понятия, понимать и принимать учебные задачи, выбирать способы работы, владеть мыслительными операциями, быть активными, проявлять инициативу и находить решения вне шаблонов. Ещё один серьёзный плюс проектной деятельности для ребёнка – личная ответственность, которую он почувствует за самостоятельно выполненное дело или за вклад в общее. Однако не стоит забывать, что зачастую у учеников начальной школы учебные действия и операции, которые они производят, оторваны друг от друга. Такие дети могут не понимать смысл задачи, проявлять слабую активность и быть безынициативными. [5, c. 65]
Чтобы исправить ситуацию, можно предложить ученикам выбрать другую тему, актуальную для них. Срок для выполнения проекта также необходимо выбирать оптимальный, в зависимости от размера задания. Если в классе есть дети, которые заканчивают раньше, и те, которые никак не укладываются, оптимальным решением будет задавать проекты на дом, контролируя этапы их выполнения. Когда задание будет закончено, обязанность ученика – защитить его перед всем классом и перед учителем. Публичная защита поможет ребёнку получить опыт публичных выступлений и закрепить свои знания.
Эксперименты подтверждают, что использование проектного метода действительно позволяет увеличить интерес учеников к предмету, а как результат – и их успеваемость. Кроме того, научно подтверждено, что развивать личностные УУД необходимо с младших классов, чем раньше, тем лучше, ведь младшие школьники быстрее приспосабливаются к такому способу обучения и быстрее развиваются, используя его.
Литература:
- Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. М., 2012.
- Крутецкий В.А. Психологические особенности младшего школьника // Хрестоматия по возрастной психологии / сост. Л.М. Семенюк; под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 2014.
- Карабанова О.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы // Управление начальной школой. 2013. № 12. С. 9-11
- Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли
/ под ред. А.Г. Асмолова. М., 2012. - Губанова М.И. Функциональная грамотность младших школьников: проблемы и перспективы формирования // Начальная школа плюс до и после. 2011. № 12. С. 65-68.