АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ КОНСТИТУЦИИ РФ КАК ПРИЁМ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Гугнина О.В.
К.п.н., доцент кафедры Всеобщей истории и методики преподавания истории и обществознания ОГПУ
Каратаева Т.А.
Учитель истории и обществознания МОАУ «Гимназия №3», г. Оренбург

АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ КОНСТИТУЦИИ РФ КАК ПРИЁМ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Аннотация

Статья посвящена описанию одного из приёмов формирования гражданской идентичности современных школьников. Авторы обращают внимание на актуальность ценностно- ориентированных технологий обучения, особенно на технологию развития критического мышления, используемую при анализе текста Конституции РФ на уроке обществознания в 9 классе. В статье содержатся методические рекомендации по организации учебных занятий подобной тематики.

Ключевые слова: Конституция, гражданская идентичность, ценностно-ориентированные технологии, субъектность, событийность, аксиологизация.

Одним из универсальных учебных действий личностной направленности, которым должен обладать школьник в условиях нестабильной социально-политической ситуации в современном мире, выступает гражданская идентичность. Это интегративное свойство личности, которое мы определяем как «осознание человеком своей принадлежности к числу граждан определённого государства, предполагающее наличие у него высокого уровня политической и правовой культуры, достаточного аксиологического потенциала, стремления к регулярному проявлению гражданской активности в обществе» [1, с. 177], а также признание им таких основных гражданских ценностей, как свобода, справедливость, демократия, правовое государство, в качестве внутренне значимых. Именно эти категории закреплены в Конституции РФ, изучению содержания которой отводится учебная нагрузка на уроках обществознания в старшей школе.

Мы полагаем, что формирование гражданской идентичности современных старшеклассников особенно эффективно при использовании ценностно-ориентированных технологий обучения, под которыми понимается совокупность методов, приемов, средств обучения и воспитания, направленных на личностное развитие обучающегося, в котором формирование, изменение и интеграция его компонентов рассматриваются как восхождение человека к ценностям общества, определяющее основу для постоянного поиска и самосовершенствования. Основные принципы ценностно-ориентированных технологий обучения включают в себя диалогичность взаимодействия педагога и учащегося; субъектность как «целостную аксиологическую характеристику личности, раскрывающуюся в продуктивности деятельности, в ценностно-смысловой самоорганизации поведения» [2, с.6] учителя и ученика; деятельностный характер педагогического взаимодействия; аксиологизацию образования; гуманитаризацию образовательного процесса; событийность. Это позволяет нам утверждать, что любая педагогическая технология при соблюдении определенных условий может приобрести характер ценностно-ориентированной.

С целью анализа, выявления глубины понимания понятий «конституция», «основы российской государственности», «федеративное государство», составляющих основу темы «Конституция РФ» по обществознанию для учащихся 9 класса мы использовали текст Конституции РФ, презентацию (видеоматериал) и технологию развития критического мышления.
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему ему информационному полю. В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий). Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

Вторая стадия – «осмысление» – содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика, которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя и видеоматериал.

Третья стадия – «рефлексия» – размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позицией в дискуссии.

Например, на стадии вызова учитель задаёт вопросы: «Ребята, скажите, какими документами вы пользуетесь, когда необходимо удостоверить вашу личность?» (паспорт, свидетельство о рождении), «Какую информацию можно извлечь из паспорта?» (Ф.И.О., год рождения, прописка, гражданство, семейное положение), «Как вы считаете, у государства может быть подобный документ?» (да, Конституция).

Далее внимание ребят обращается на эпиграф – высказывание политолога Федора Бурлацкого
«Пренебрежение Конституцией, есть пренебрежение самими основами российской государственности». Ставится задача – в процессе урока подтвердить или опровергнуть это высказывание.

Иным вариантом осуществления «вызова» на уроке обществознания, посвящённом изучению Конституции РФ, может быть проведение параллели с историческим материалом. Учитель организует в начале учебного занятия просмотр фрагмента фильма «Звезда пленительного счастья» (1 серия с 0:21:16 до 0:23:15), где звучит фраза «Ура, Конституция!», и спрашивает, почему во времена Николая I это слово имело такой загадочный смысл? Этот приём позволит установить межпредметные связи, актуализировать знания обучающихся. В данном контексте уместно вспомнить, какие ценности были значимыми в XIX столетии, особенно на фоне обсуждения восстания декабристов и его исхода, сравнив с ценностями современного гражданского общества.

На стадии осмысления предлагается задание: «Подберите ассоциации к слову конституция, выделите ключевые понятия, сгруппируйте их». В итоге ребята выделяют ключевые слова: Конституция – закон, власть, права человека, президент, государство, Россия. Учитель комментирует:

«Конституция – (от лат. constitution установление, устройство) основной закон государства». Обучающиеся осмысливают фразу, формулируя пояснения к ней. Им важно объяснить, почему закон, а не свод законов. Педагог сводит их формулировки к пониманию писаного характера Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 г. единым нормативным правовым актом, определяющим, как устроено государство, как создаются органы власти, каковы права и обязанности граждан страны.
Затем используя видеослайд, школьники знакомятся со структурой Конституции, включающей преамбулу, 2 раздела, 9 глав, 137 статей.
Ещё одним заданием на осмысление является вопрос об основах конституционного строя, разбирая который старшеклассники работают непосредственно с текстом Конституции (используется раздаточный материал):

Статья 1. Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Статья 2 . Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Учащиеся выделяют конституционные принципы – правовое государство, демократизм, федерализм, признание человека высшей ценностью. Полноценным продуктом их самостоятельной исследовательской деятельности становится схема «Формы государства в России», для составления которой понадобится актуализировать их знания по политологии, сначала вспомнив формы правления, типы политического режима, формы административно-территориального устройства. С опорой на имеющиеся представления школьникам легче соотнести формы государства и их проявления в РФ.

Продолжая стадию осмысления, старшеклассники выясняют, какие субъекты РФ существуют, соотнося информацию со сведениями о родном крае при ответе на вопрос «Является ли город Оренбург субъектом федерации?» с опорой на текст статьи 65 Конституции РФ. Им удаётся выявить, что в составе Российской Федерации находятся 85 субъектов разного статуса: 21 республика, 9 краёв, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа, а Оренбург не является отдельным субъектом федерации, поскольку выступает только в качестве областного центра. Тем самым до школьников доводится краеведческая информация о том, что Оренбургская область, основанная 7 декабря 1934 года, относится к числу субъектов РФ.

В качестве творческого задания обучающимся можно предложить определить принципы формирования парламента в РФ, пользуясь ст. 94.п.1, ст. 95, ст.109 главы 5 Конституции РФ, и заполнить одноимённую таблицу.

«Рефлексия» как этап урока представляет собой сложный элемент процесса обучения, поскольку подразумевает индивидуальную формулировку школьником своего отношения к происходившему на уроке. Особенности детского восприятия достаточно наглядно иллюстрируются такой формой стихотворения из пяти строк (синквейн), в которой человек высказывает своё видение проблемы.

Учащиеся знакомы с порядком написания синквейна:

  • I строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна,
  • II строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие,
  • III строка – три глагола, раскрывающие действие понятия,
  • IV строка – короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение к проблеме,
  • V строка – одно слово, обычно существительное, выступающее как итог, вывод, в котором человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

В конце урока учитель предлагает провокационный вопрос «Как вы считаете, можно ли гражданину РФ пренебречь основами государственности?», что вызывает новую волну обсуждения, заставляя старшеклассников формулировать собственное мнение, выражать свою точку зрения с опорой на текст Конституции. Так их высказывания с применением знаний об основах конституционного строя РФ становятся убедительными и обоснованными. Более того особый акцент здесь приходится на понятие «гражданин», которое должно быть усвоено обучающимися не только с позиции признания гражданства как политико-правовой связи человека с государством, но и осознания своей принадлежности к государству на уровне гражданской идентичности.

Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, дает возможность рассмотреть различные варианты мнений по одному и тому же вопросу. Именно в процессе вербализации тот хаос мыслей который был в сознании в процессе самостоятельного осмысления, структурируется, превращаясь в новое знание. Кроме того, в процессе обмена мнениями по поводу прочитанного или услышанного, учащиеся имеют возможность осознать, что один и тот же текст может вызвать различные оценки, которые отличаются по форме и содержанию, что впоследствии может творческое выражение (приложение 1).

Применение технологии развития критического мышления по теме «Конституция РФ» в 9 классе позволяет не присваивать «готовое» знание, а конструировать свое понимание, которое рождается в процессе обучения. Тексту в данном случае отводится приоритетная роль: его читают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец сочиняют. Тем самым у нас есть основания считать данную технологию обучения ценностно-ориентированной, поскольку её реализация в данном случае была организована в диалогичной форме учебного взаимодействия учителя и обучающихся.

В рамках представленного учебного занятия школьники почувствовали себя субъектами аналитической деятельности, самостоятельно работая с текстом и создавая определённые интеллектуальные продукты на различных его этапах в виде таблицы или схемы. Аксиологизация образовательного процесса нашла своё выражение в обращении к гражданским ценностям, закреплённым в содержании Конституции РФ. Анализ текста Основного закона государства в рамках урока обществознания позволил наглядно продемонстрировать реализацию тенденции гуманитаризации современной системы образования, показав значимость общественных дисциплин в процессе формирования гражданской идентичности школьников, результативность которого во многом определяется ещё и событийным моментом.

На формирование гражданской идентичности оказывает влияние так называемое образовательное событие, в рамках которого «организуются специальные условия для детского действия, в результате которого ребёнком создается определённый продукт…» » [3, с. 3], воспринимаемый им как личный результат деятельности. В качестве методической помощи учителю истории и обществознания для работы по теме «Конституция РФ» предлагаем вариант игры, который можно использовать на повторительно-обобщающих уроках (приложение 2).

Таким образом, в данной работе были продемонстрированы аксиологические ресурсы формирования гражданской идентичности старших школьников в учебной деятельности через внедрение ценностно-ориентированных технологий в образовательный процесс современной школы, а именно: через приём анализ текста документа.
Приложение 1. Сочинение «Права и свободы прав человека в Конституции и мировые стандарты прав человека» (автор Виктория М., 9 класс).

Конституция является основной базой текущего законодательства государства. В нем закреплены основные права и обязанности и свободы человека, правила и принципы построения государственных органов, отношения гражданина к государству и государства к гражданину. Конституцию называют основным законом страны потому, что ей не может противоречить ни один другой закон. Таким образом, можно сказать, что на основе Конституции стоится иерархия законов и подзаконных актов страны.
Если бы ко мне подошел человек – представитель средневековой эпохи, например англичанин, живший в конце XII-начале XIII, то если сравнивать, мы имели бы совсем разные уровни политических прав, свобод, обязанностей. Но главным различием будет уровень реального развития страны, и соответственно принадлежащих к данному уровню развития определенных законодательных актов.

Так у англичан в 1215г появился первый конституционный акт – «Великая хартия вольностей», которая реально учитывала развитее Англии в конце XII- начале XIII веков. Данная Хартия касалась вассально-ленных отношений короля и баронов и стремилась ограничить произвол короля в использовании его сеньориальных прав, связанных с земельными владениями. Также в статьях прослеживается стремление к созданию баронской олигархии. В Великой хартии гарантировалась неприкосновенность личности всех свободных, но свободными в то время считалась верхушка иерархии, то есть всех кроме крепостных крестьян, которые составляли основную массу населения.

Формально хартия не делала различий в сословиях и предоставляла всем группам свободных одинаковый правовой статус. Можно сказать, что хартия была компромиссом между королем и бароном, что бароны стремились сохранить часть своих иммунитетов и привилегий, поставив осуществление отдельных прерогатив центральной власти под свой контроль или ограничив их использование в отношении феодальной верхушки, так как именно этому вопросу, и повещены большинство статей хартии.

На сегодняшний день Конституция РФ соответствует всем требованием человека. Мы не имеем сословного разделения общества, не имеем привилегированных слоев общества. Наши права и свободы общепризнанны принципам и нормам международного права. Права человека принадлежат ему от рождения, а не зависят от того кем были его родители. Также граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; в Англии конце XII — начале XIII веков правил король и мог совещаться с парламентом, то есть существовала монархия, и король не имел ограничений и мог контролировать любой вопрос своей страны. Так король Иоанн злоупотреблял налоговым и административным произволом.

Гражданин РФ имеет право на свободу и личную неприкосновенность, как в Англии было нормой, что у феодала были свои крепостные, которые работали на них. В Конституции Российской Федерации написано, что личная собственность имеет неприкосновенный характер, как в Англии монарх имел право конфисковать поместье у своего вассала. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы, у английского монарха взимал чрезмерные платежи таким способом и под такими предлогами, которые не были ни одобрены обычаем, ни установлены законам.

Конституция РФ была принята в 1993г на референдуме, в ней прописаны права и обязанности граждан государства, глав правительства, полномочия президента. Вся система законов направлена на упорядочение деятельности людей во всех сферах жизни: право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на благоприятную окружающую среду, право на образование, право на доступ к культурным ценностям, все равны перед законом и судом, достоинство личности охраняется государством, право на личную неприкосновенность, свобода совести, мысли и слова, право на объединения, свобода труда, материнство, детство и семья находятся под защитой государства. Тогда как в Великой хартии были прописаны только материальные и политические требования о гарантии прав и свобод человека.
Приложение 2. Игра для старшеклассников «Конституция РФ – главная книга страны».

Цель мероприятия: актуализировать знания учащихся старших классов по содержанию Конституции РФ в рамках проведения недели истории и обществознания.

Задачи мероприятия:

  • выявить уровень знаний старшеклассников по содержанию Конституции РФ, дать общую оценку их правовой культуре, определить те разделы усвоение которых вызывает наибольшие затруднения;
  • развивать умения соотносить факты, ориентироваться в тексте нормативно-правового документа, работать в команде;
  • воспитывать уважение к «главной книге страны» как источнику правового регулирования общественной жизни.

Вступительное слово учителя:
Первобытные люди решали спорные вопросы, опираясь на обычаи своих предков, зачастую применяя грубую силу, но ведь и жили они в человеческом стаде. Современное общество — не стадо, а разумная организация существования человечества. Оно нуждается в других способах решения конфликтов. Когда-то люди решили договориться о том, по каким принципам они будут жить и трудиться, общаться и развиваться. Так конституция стала договором между гражданами одной страны, основным законом государства и общества. Нам сегодня предстоит прикоснуться к страницам текста, защищающего наши же интересы и права. Итак, вы разделены на команды, это означает, что задания вы будете выполнять сообща.

Для начала мы обратимся к высказываниям великих людей о законе и конституции:
Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов. Ф. Вольтер Закон есть высшее проявление человеческой мудрости. С. Джонсон
Хорошая конституция бесконечно лучше, чес самый лучший деспот. Т. Маколей Народ без законов подобен человеку без принципов. Захария
Учитель: какой из афоризмов, на ваш взгляд, является наиболее подходящим к тем нашей
игры?

Учащиеся отвечают после обсуждения в командах. Учитель объявляет последующие задания командам.

I Первое несерьёзное задание на сегодня: придумайте название своей команды (их у нас будет три), опираясь на информацию из Конституции, а также эмблему, отражающую смысл названия, и слоган (каждый символ команды оценивается одним баллом). За основу предлагается взять содержание 1 главы.

II Следующая задача посложнее и требует творческого подхода: выберите из второй главы Конституции РФ одну статью, фиксирующую какое-либо право гражданина России, и проинсценируйте его так, чтобы ваши соперники смогли отгадать зашифрованное право и обозначить группу, к которой оно относится: общегражданские, политические, социально-экономические, культурные и процедурные права. За основу предлагается взять содержание 2 главы.

III Составьте распорядок одного дня из жизни Президента РФ, опираясь на знание его полномочий как главы государства. За основу предлагается взять содержание 4 главы.

IV Подготовьте выступления от лица президента, министра внутренних дел и депутата Государственной Думы, начиная с фразы «Если бы я был …».). За основу предлагается взять содержание 4-6 глав.

V Вспомните и приведите несколько пословиц, характеризующих основное назначение Конституции РФ.

В ходе данной игры главными критериями присуждения призового места являются правильность формулировок ответов в соответствии с текстом Конституции РФ, быстрота выполнения заданий, корректность поведения участников игры, раскрытие творческих задатков учащихся 9-11 классов.
Помните! Знать Конституцию — значит уважать самого себя!!!

Литература:

  1. Каратаева Т.А. Гражданская идентичность как объект исследования в педагогической науке // Личность как объект психологического и педагогического воздействия: сборник статей Международной научно- практической конференции (10 ноября 2016 г., г. Пермь). В 2 ч. Ч.1/- Уфа: АЭТЕРНА, 2016. — С.173-177.
  2. Ольховая Т.А. Становление субъектности студента университета: монография / Т.А. Ольховая. — Оренбург, 2006. — 181 с.
  3. Иванова Е.Н. Образовательное событие как тьюторская технология индивидуализации образовательного процесса
  4. Гугнина О.В. Использование материалов Конституции РФ в преподавании обществознания // Преподавание истории в школе. — 2014. — № 1. — С. 40-42.