Рабазанов С.И., Павлов С.И.
Рязанский филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД МВД РОССИИ
Аннотация
В статье исследуются актуальные вопросы физической подготовки сотрудников органов внутренних дел МВД России, рассматриваются проблемные факторы оперативно-служебной деятельности, связанные с применением физической силы.
Ключевые слова: физическая подготовка, физическая сила, профессионально-прикладная физическая подготовка, общая физическая подготовка, координационные-двигательные способности.
Keywords: physical training, physical strength, vocational and applied physical preparation, General physical preparation, coordination and motor abilities.
Проводимая реформа правоохранительных органов в нашем государстве создает новые требования к офицерским кадрам, их содержанию, организации, подготовке и методике профессиональной деятельности. Ежедневная работа сотрудников ОВД должна соответствовать присущим такой деятельности требованиям – организованность, целеустремленность, высокое мастерство, физическая подготовленность и выносливость, решительность, способность творчески решать поставленные задачи [1, 50].
Предметом постоянного внимания специалистов в этой сфере является проблема подготовки сотрудников ОВД. Особую серьезность и внимание она приобрела в последние десятилетия на фоне и в связи с эволюционированием характера преступности и ее деятельности в государстве и увеличением использования преступниками современных технических средств, огнестрельного и холодного оружия. При этом хорошо заметна тенденция к резкому увеличению достаточно опасных видов преступлений, что неоднократно подтверждается информацией официальной статистики и обширными сообщениями прессы.
Не снижается и количество потерь среди личного состава органов внутренних дел Российской Федерации. Так, в 2015 и 2016 годах возросло количество происшествий, связанных с гибелью сотрудников в результате огневого и физического контакта с правонарушителями, неумелого (небрежного) обращения с табельным оружием.
Анализируя криминогенную обстановку и покушения на жизнь сотрудников ОВД, можно сделать вывод, что основными причинами ранения и гибели полицейских является непрофессионализм как рядовых, так и начальствующих кадров, психологическая неготовность к выполнению оперативно-служебных задач, порой халатность и недисциплинированность при исполнении возложенных служебных обязанностей.
Вышеприведенная выше не благоприятная статистика неоднократно подтверждает, что работа сотрудников ОВД осуществляется в условиях действия целого ряда факторов, которых нет в обычной жизни гражданского лица, и характеризуется повышенным нервно-эмоциональным и психологическим напряжением и достаточно высоким уровнем двигательной активности и требуемым уровнем физической подготовки. Сотрудники полиции по догу службы часто попадают в самые разнообразных конфликтные ситуации, опасные для жизни как их самих, так и окружающих в тот момент людей.
Стремительно осложнившиеся факторы оперативно-служебной работы сотрудников ОВД ставят повышенные требования к их профессиональной с служебной подготовленности, физической тренированности, культуре и, в первую очередь, необходимой как статической так и общей выносливости, быстрой реакции на происходящие события в экстремальных условиях, способности физически преодолеть высокие нагрузки, возникающие в связи с осуществлением их служебных обязанностей, что в совокупности требует качественного обучения и подготовки в сфере именно физического воспитания и совершенствования, развития координации, моторики, выносливости и быстроты реакции, способности моментально и безошибочно принять верное решение.
При этом прекрасно понятно, что достижения такой профессиональной подготовки сотрудников ОВД во многом определяется способностью контролировать свои эмоциональные состояния, умением мобилизовать внутренние физические резервы в целях достижения поставленной цели, мужеством, смелостью, стойкостью, необходимым уровнем физической подготовки, совершенным обучением применения правомерных боевых приемов, а также приемов самообороны, прекрасным владением табельного оружия.
Итак, начиная разбирать актуальные проблемы подготовки сотрудников ОВД, выделим их и найдем им решение.
1. Профессионально-прикладная физическая подготовка – это физическая подготовленность, которая относится именно к деятельности сотрудников ОВД, в соответствии с которой: служебно-оперативным требованием в службе сотрудников ОВД является владение приемами самообороны, силового и правомерного пресечения противоправных действий и задержания преступников без риска для себя и минимального ущерба – для самого преступника.
Так сотрудник ОВД должен соответствовать следующим требованиям и уметь:
- выбирать благоприятные для себя и неудобные для противника положения, используя сложившиеся условия;
- уметь предугадать вероятные противоправные действия противника и осуществлять свои действия так, чтобы лишить противника возможности давать отпор, эффективно нейтрализовать противника;
- мгновенно и верно принимать решения и быстро их реализовывать, реагировать на обстановку;
- противостоять мешающим и подобным негативным условиям экстремального характера [2, 25].
Решение указанной проблемы достигается исключительно уровнем образовательной организации, в которой проходит обучение и подготовку будущий сотрудник полиции, так данная организация должно иметь:
а) грамотный, с многочленным практическим опытом профессорско-преподавательский состав в сфере физической и боевой подготовки исключительно направленный на подготовку обучаемых как будущих сотрудников полиции;
б) необходимые условия для подготовки обучаемых – спортивные залы, спортинвентарь, полигоны, стрельбища и т.п.;
в) строгий режим времени обучения и отдыха, грамотно подобранное питание и должный контроль за обучением со стороны руководства;
2. Общая физическая подготовка.
Не секрет, что в последнее время замечается явное ухудшение общего состояния здоровья и физической подготовленности абитуриентов вузов системы МВД России.
Подтверждением недостаточной физической выносливости и подготовки могут быть результаты инспекторских проверок деятельности сотрудников различных подразделений ОВД: инспекторов ППС, оперуполномоченных УР, участковых уполномоченных. К сожалению, далеко не все сотрудники могут выполнить необходимые нормативы по физической подготовке.
Данный факт, также и отражается и на самой профессионально-прикладной физической подготовки, в связи с чем многие сотрудники ОВД не имеют требуемых навыков силового пресечения противоправных действий, что порождает не способность эффективно применять боевые приемы борьбы и задержания.
В соответствии со сказанным экс-министром МВД Р.Г. Нургалиевым на открытом заседании Государственной думы, «других людей у меня нет: я набираю их из нашего общества. Какое общество, такая и милиция», – что говорит о том, что решение указанной проблемы кроется уже в самом обществе и, если мы хотим ее преодолеть необходимо кардинально менять мировоззрение людей так чтобы оно с уважением относилось к физическому воспитанию и физической подготовке.
3. Коллизия между общей физической подготовкой и профессионально-прикладной физической подготовкой при подготовке будущих сотрудников МВД России. Данная проблема вытекает из двух вышеуказанных. Так увеличение часов на общую физическую подготовку негативно отражается на прикладной, поскольку первая фактически начинает поглощать профессионально-прикладную физическую подготовку [3, 42-47].
И опять же решение указанного кроется исключительно в решении первых двух, здесь же необходимо отметить, что при соотношении данных видов физической деятельности должен быть правильный подход, обеспечение которого возложено на плечи образовательно учреждения.
4. Координационные-двигательные способности — своего рода это сочетание скорости реакции и правильного понятия решения, а с другой стороны – физической возможности их осуществить. Так выше уже неоднократно отмечалось, что к сотрудникам полиции должны предъявляться высокие требования по физической подготовке, в контексте этой проблемы к данным требованием будет – высокий уровень управления собственным равновесием и эффективное выведение противника из устойчивого равновесия. Это одна из основных задач при выполнении приемов рукопашного боя, боевых приемов борьбы, задержании и противоборств с правонарушителем.
При этом должный уровень владения устойчивым равновесием самим сотрудником ОВД даст ему эффективно решать разнообразные оперативно-служебные задачи [4, 55]. Решение поставленной проблемы кроется в разнообразии двигательных реакций, необходимых организму, тонкая дифференцировка и точность движений. При всем своеобразии комплексов профессионально важных качеств, необходимых сотруднику ОВД, следует выделить ряд личностных качеств, выступающих как профессионально значимые. Это, прежде всего, волевые качества, в основе которых лежит способность к преодолению трудностей в достижении цели, настойчивость, целеустремленность, а также ответственность, самоконтроль, адекватность самооценки, эмоциональная устойчивость, психологическая надежность, склонность к риску. Одним из важных условий развития личности и эффективности профессиональной подготовки является необходимый уровень здоровья, физической подготовленности и юридического интеллекта [5, 80].
Таким образом, подводя итог решению всех обозначенных проблем, касающихся физической подготовки сотрудников ОВД, можно обобщить их в следующее:
1) В подготовке необходимо создавать разумно приближенные условия проведения практических занятий, упражнений, учений и тренировок к условиям реальной оперативно- служебной работы сотрудников ОВД (воссоздание внешних визуальных черт служебной обстановки, моделирование ситуаций и условий, имитация разнообразных психогенных факторов и противодействующих сил, а также предоставление обучающимся возможности применения оружия и спецтехники), что позволяет будущим сотрудникам отдалиться от учебной обстановки и почувствовать себя участниками реальных событий;
2) Приближение внутренних (психологических) условий проводимых учений, тренировок, занятий и обучающих игр к наиболее реалистичным условиям оперативно-служебной обстановки, этим происходит достижение у обучаемых определенных процессов психической деятельности, необходимых сотрудникам ОВД, то есть качеств максимально приближенных к тем, которые возникают в ситуациях при пресечении преступлений, вооруженному сопротивлению и последующему задержанию. Подобная задача находит свое решение путем применения на занятиях элементов внезапности событий, высокой скорости реагирования и передвижения, быстрого изменения условий обстановки, не стандартности создаваемых модельных ситуаций, риска, при осуществлении самостоятельных действий в плане невыполнения поставленной задачи, активизации соревновательного мышления, и все это с учетом последующего увеличения сложности поставляемых задач и длительности процесса их выполнения.
Литература
- Система профессиональной подготовки личного состава подразделений ГИБДД: методические рекомендации / Проказин Д.Л., Капустина Е.Г., Кузнецова Н.М., Бровчук О.В. Орёл: Орловский юридический институт МВД России, 2010. — 62 с.
- Менщиков В.М. Профессионально-прикладная физическая культура учащейся молодежи как предмет теоретического исследования // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2000. № 4. С. 2-4.; Ческидов Н.В. Средства и методы развития профессиональных качеств сотрудников уголовного розыска в процессе физической подготовки: автореф. дис канд. пед. наук. М., 1997. 25 с.
- Матвеев Л.П., Полянский В.П. Прикладность физической культуры: понятийные основы и их конкретизация в современных условиях // Теория и практика физ. культуры. 1996. № 7. С. 42-47.
- Медников А.Б. Проблема координационной подготовки сотрудников полиции // Общество: социология, психология, педагогика. 2014, № 1. С. 55
- Макеева В.С. Научно-методические аспекты физической подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России: монография / Макеева В.С., Баркалов С.Н., Степанюк В.И. — Орел: ОрЮИ МВД России, 2006. — 96 с.