ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАСКРЫТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ ШКОЛ

Бессонова Е.И.
Учитель химии-биологии
ГКОУ СО «Верхотурская вечерняя школа» г. Верхотурье, Свердловской области

ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАСКРЫТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ ШКОЛ

Аннотация

В статье анализируется применение инновационных технологий для развития творческих способностей обучающихся в образовательных учреждений пенитенциарного типа.

Ключевые слова: инновационных технологий для развития творческих способностей обучающихся, результаты обучения.

В исправительные учреждения люди попадают из самых разных общественных групп – от необразованных маргиналов до научных работников и крупных бизнесменов. Образовательный ценз их различен, поэтому согласно Уголовно-исполнительного кодекса РФ, все лица в возрасте до 30 лет, не имеющие основного среднего образования (9 классов), обязаны учиться в школах при ИУ. Многие из осужденных утратили способности к учебной деятельности в связи с большим перерывом в учѐбе. Поэтому первым шагом в их перевоспитании является приобщение к общественно-полезному труду и обучение в общеобразовательной школе, т. е. направление творческого потенциала осужденного в полезное русло. Чем полнее будут учтены способности осужденных, тем выше будет эффект их социальной реабилитации. [ 2]

Изучение способностей учащихся помогает решать ряд важных задач:

  • развивать волевые, эмоциональные, интеллектуальные и нравственные качества личности осужденных;
  • осуществить правильный профессиональный отбор поступивших в колонию, в интересах общества;
  • переключить способности, имеющие антиобщественную направленность, на полезную для общества деятельность.

В каждом человеке есть доброе начало, и это начало нужно лишь беречь и развивать. Мысль Достоевского Ф.М., что каждый человек самоценен, должна быть положена в основу всей деятельности пенитенциарной школы. Потенциальные возможности души каждого человека поистине беспредельны. В классических обществах эту функцию выполняет церковь. В условиях пенитенциарных систем эту функцию должна выполнять школа. Отсюда вытекает первый принцип построения модели пенитенциарной школы – функционирование в гуманистической (феноменологической) парадигме образования, при которой человек – главная ценность педагогической культуры. Школа должна не только транслировать знания, сохранять национальную память, но и дать возможность каждому ученику глубже понять себя и окружающих, раскрыть свой
творческий потенциал, самореализоваться.

Учитывая большую пестроту возрастного, национального, конфессионального состава учащихся и характер совершённых ими преступлений, вторым принципом следует провозгласить личностно-ориентированный подход к образованию, так как именно ему присущи человекообразующие функции – сохранение и восстановление телесного и душевного здоровья, личной свободы, духовности, нравственности, поиск смысла жизни. Многие из учащихся пенитенциарных школ на долгие годы изолированы от общества (часть из них вернутся в семьи, живущие в новых социальных условиях). Отсюда вытекает третий принцип построения пенитенциарной школы – ресоциализация личности учащихся. Любая цивилизованная форма образования должна выполнять и культурно-созидательную функцию, так как культуру нельзя сохранить иначе, как через человека. Таким образом, вся система образования в условиях закрытого социума должна строиться исключительно на антропологических ценностях.

Рассмотрим назначение этих функций. Образовательная функция должна формировать общую культуру учащихся, транслировать знания, воспитывать и развивать духовную, творческую, гуманную, адаптивную личность. Функция ресоциализации состоит в профессиональной адаптации учащихся в соответствии с динамикой общественного развития, в повышении их деловой квалификации. Валеологическая функция заключается в санитарно-гигиеническом, медицинском просвещении, в проведении психологических тренингов, популяризации валеологических знаний. Рекреационная функция организует досуговое пространство как сферу восстановления

психофизических сил, здоровья и творческого потенциала. Функция самоактуализации должна формировать в сознании учащихся понимание своей самоценности, уникальности и полезности обществу. Коррекционная функция школы выполняет роль практической реализации методов и приёмов коррекционной педагогики и психологии. [5]
В любой школе при ИУ преобладает, как правило, контингент 8-12 классов. Если не набирается класс-комплект из 25 человек, (что обычно бывает в 5-7 классах), то занятия ведутся по системе заочного обучения. Обычно пенитенциарная школа работает в режиме сменной (вечерней).

Важнейшей особенностью пенитенциарных школ является доминирование воспитательных задач над обучающими, т.е. важнейшая функция пенитенциарной школы – человекообразующая. [2]. В условиях лишения свободы пенитенциарная школа является той нитью, которая связывает учащихся с остальным обществом и приобщает их к реалиям жизни. А ещё чаще педагоги пенитенциарных школ являются первыми и даже единственными из людей, говорящими ученику доброе слово.

Инновационное обучение объединяет в себе основные принципы методик следующих педагогов: А. Адамского (раскрепощение личности ученика); В. Шаталова, С. Лысенкова (свобода учителя); А. Губельского (превращение школы в сообщество, в школу развития). Актуальность инновационного обучения состоит в следующем: соответствие концепции гумманизации образования; преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания; использование личностно ориентированного обучения; поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика; соответствие социокультурной потребности современного общества самостоятельной творческой деятельности. Основными целями инновационного обучения являются: развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся; формирование личностных качеств учащихся; выработка умений, влияющих на учебно- познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества; развитие различных типов мышления; формирование качественных знаний, умений и навыков.

Данными целями определяются и задачи инновационного обучения: оптимизация учебно- воспитательного процесса; создание обстановки сотрудничества ученика и учителя; выработка долговременной положительной мотивации к обучению; включение учащихся в креативную деятельность; тщательный отбор материала и способов его подачи. В основе инновационного обучения лежат следующие технологии: интерактивные технологии обучения, технологию проектного обучения, информационно-компьютерные технологии, личностно-ориентированные, развитие критического мышления, междисциплинарное обучение.

Метод проектов активизирует деятельность учеников, так как он: личностно- ориентированный, использует множество дидактических подходов, поддерживает педагогические цели на всех уровнях деятельности, способствует развитию коммуникативных и информационных умений и развивает системное мышление.

Критерии оценивания достижений учащихся отслеживался через мониторинг качества учебных достижений учащихся. Уровень самооценки и объективной оценки отслеживался при выполнении самостоятельной работы и итогов групповой деятельности. Уровень креативного мышления обучающихся определялся по таким показателям, как умение вырабатывать идеи, сравнивать их, находить адекватные способы решения, уметь творчески подходить к оформлению работы. В целях развития и определения уровня творческих способностей обучающимся предлагалось сделать кроссворды, написать эссе, оформить плакат, стенд, провести интервью.

Работы учащихся по проектной деятельности: Реферат: «Алюминий и его свойства» (Кузнецов О.), «Вода, ее свойства и применение» (Иванов А.), «Щелочноземельные металлы» (Терентьев С.), «Сплавы в жизни человека» (Артамонов В.). Плакат: «Вода ее свойства, применения» (Иванов А.). Интервью-опрос: «Вред курения» (Бабиков А.), «Сигарета в твоей жизни» (Справцев С.). Потрфолио: «Тайны воды». (Васев В.), «Всѐ о сладком» (Темников И.), «Химическая промышленность и технология» (Сикачев А., Ефремов Д.), «Микроэлементы» (Шалимов А.). Проект- универсальный: «Бытовая химия» (Величко Е.), «Химия и пища» (Юдин С., Козырев М.), «Домашняя аптека» (Володских А.), «Удобрения» (Сутягин А.). Проект творческий: Стихи Поликарпова Я., Кроссворды, ребусы, загадки: Подзимков М.Салахов И.

Результаты участия в научно-практической конференции, школьный тур: 2010-2011 уч.год – 9 участников; 2011-2012 уч.год – 8 участников;2012-2013 уч.год – 12 участников; 2013-2014 уч. год – 15 участников; 2014-2015 уч. год – 15 участников. Результаты участия в научно-практической конференции, областной тур: 2012-2013 уч.год – 5 областных школ, среди пенитенциарных образовательных учреждений(12 участников);2013-2014 уч.год –5 областных школ (16 участников).

Областная олимпиада по химии для учащихся образовательных учреждений пенитенциарного типа проводится с 2011 года:2011-2012 уч. год – 5 школ (23 участников); 2012-2013 уч. год – 7 школ (38 участников); 2013-2014 уч. год – 7 школ (42 участников); 2014-2015 уч. год – 5 школ (48 участников. Участие во Всероссийских и международных олимпиадах по химии и биологии: 2013-2014 уч. Год – международный дистанционный блиц-турнир по химии – 6 участников – 3-е место – 1 человек; 2014-2015 уч. Год международный дистанционный блиц-турнир по химии – 5 участников – 3-е место – 1 человек; Всероссийская олимпиада по химии «Инфоурок»: 2013-2014 уч. Год – 5 участников – 2-е место – 1 человек; 2014-2015 уч. Год – 8 участников – 3-е место – 1 человек. Влияние проектной деятельности на участие в олимпиадах: Результаты олимпиады по экологии – 9 человек; Результат областной олимпиады по естествознанию, посвященной 450-летию со дня рождения Галилело Галилея – 12человек(учителя, подготовившие участников: Бессонова Е.И.,Чернецкий А.Р.); Всероссийский конкурс «Я энциклопедия» 2014 год; Благодарственное письмо ГКВСОУ СО «ВСОШ№2» за активное участие в областном конкурсе «Математика в терминах» 2013год;Благодарственное письмо за участие в пятом Всероссийском математическом конкурсе «Ребус» 2014год, участвовало 14 человек; Почетная грамота МОПО СО за 2-е место в областном интеллектуальном конкурсе «Эродиты Урала по математике»; Результаты олимпиады по математике 5-9 класс, посвященная 165-летию со дня рождения Ковалевсвой С.В.(3 место); Всероссийский интеллектуальные конкурс «Преодоление» 2013-2014 год, 24 человека: первое место, с денежным призом, русский язык, литература 8класс (учитель Карпушина С.Н.); первое место по химии 11класс (учитель Бессонова Е.И.); второе место по биологии 11класс (учитель Бессонова Е.И.); третье место по математике 9класс (учитель Зырянова О.С.); третье место по физике 8класс (учитель Печенкин Н.М.); Всероссийский интеллектуальные конкурс «Преодоление» 2014-2015 год, 22 человека: первое место русский язык (учитель Карпушина С.Н.); третье место по математике (учитель Зырянова О.С.); третье место по биологии (учитель Бессонова Е.И.);

Применение инновационных технологий повлияло на развитие творческого потенциала обучающихся. Возросла компетентность личности учащегося: предметно-информационная, деятельностно-коммуникативная, ценностно-ориентационная. Вырос уровень познавательной мотивации учащихся к изучению предметов, повысилась успеваемость, качество знаний, уровень участия учащихся в ежегодной учебно-практической конференции, олимпиадах разного уровня и других мероприятиях.

Проблемы при работе по проектной деятельности обучающихся в образовательном процессе: нет выхода к ресурсам интернета и других СМИ, учащиеся слабо обладают монологичной речью при защите своих проектов (очевидно в процессе обучения недостаточно условий для ее развития). Анализ результатов деятельности показал, что учащиеся обладают достаточным уровнем предметных умений. У учащихся возникали трудности в оформлении результатов своей деятельности (ограничено свободное время в условиях пенитенциарного учреждения).

Литература

  1. Кабаева Г.В., Кукушин В.С. Нравственное возрождение личности в условиях закрытого социума. Концепция развития ВСОШ-26., Ростов н/Д ГинГо, 1997.
  2. Зайцева И.А., Кукушкин В.С., Ларин Г.Г., Румега Н.А., Шатохина В.И. Коррекционная педагогика / М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д 2004.
  3. Кабаева Г.В., Кукушин В.С. Мир человека. Программа нравственного воспитания оступившихся // открытая школа. 2000. № 6.
  4. Краткий психологический словарь М., 1985 с.
  5. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию ХХI века. – М.: Инноватор. 1996. Вып. 6х школ – обеспечить смену мировоззрения учащихся, воспитать людей гражданского общества.