СОДЕРЖАТЕЛЬНО-СТРУКТУРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЕНЕДЖЕРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Донев Д.Д.
Старший преподаватель кафедры экономики и антимонопольного регулирования Северо-Кавказского института-филиала
ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (г. Пятигорск)

СОДЕРЖАТЕЛЬНО-СТРУКТУРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЕНЕДЖЕРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация

В статье представлена характеристика содержательных и структурных особенностей профессиональной компетентности менеджера государственного и муниципального управления. Раскрыта полифункциональность профессиональной деятельности менеджера государственного и муниципального управления.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, менеджер государственного и муниципального управления, полифункциональность, профессиональная деятельность.
Keywords: professional competence, manager of public and municipal boards, polyfunctionality, professional activities.

В последнее время к вопросам содержания и структуры профессиональной компетентности менеджера государственного и муниципального управления стало уделяться всё большее внимание. Это обусловлено необходимостью использования интегративного подхода к исследованию составляющих профессиограммы менеджера государственного и муниципального управления.

Анализ литературных источников приводит к утверждению, что проблема компетентности – междисциплинарная, так как раскрывается в педагогике, философии, менеджменте, психологии, социальной работе, социологии и других областях научного знания. Основы изучения компетентностной проблематики были заложены трудами Давыдова В.В., Гальперина П.Я., Зимней И.А., Кузьминой Н.В., Кунициной В.Н., Леонтьева А.Н., Марковой А.К., Петровской Л.А., Рубинштейна С.Л., Шадрикова В.Д. и других исследователей.
Наряду с активной разработкой компетентностной проблематики в настоящее время продолжает сохраняться неоднозначность трактовки ряда ключевых положений. Подобная неоднозначность способствует конкретизации последующих исследований в соответствующем направлении в теоретическом и в практическом аспекте.

Содержание профессиональной компетентности менеджера государственного и муниципального управления конкретизируется посредством определения параметров, которые подлежат изучению и контролю во время аттестации или оценки практической деятельности специалиста. К ним относят: уровень компетентности менеджера в выполнении должностных обязанностей и степень участия в организации и управлении; результативность основных функций менеджера; соотношение условий и возможностей для эффективной профессиональной деятельности; реальное организационное, социально-правовое и материальное обеспечение профессиональной деятельности непосредственно менеджера государственного и муниципального управления.

Исследование профессиональной компетентности менеджера опирается на конкретизацию поля его деятельности. Г.С. Никифоров приводит основные функции менеджера. Первая группа функций включает процесс принятия решений, при котором осуществляется выбор целей и альтернативных вариантов решения. Вторая группа функций содержит аспекты планирования и последовательность реализации принятого решения.

Третья группа функций отвечает за руководство, включающее информационное взаимодействие и осуществление мотивации. Четвертая группа функций включает контроль, при котором соотносится требуемое и допустимое на каждом этапе реализации решений [5, 164].

Полифункциональность профессиональной деятельности менеджера государственного и муниципального управления в практическом аспекте предполагает многозначность выполняемых им ролей. Он выступает генератором идей, концептологом – проводником концепций управления, инноватором – как защитником, организатором реализации инновационных проектов, организатором – проектировщиком организационных структур, арбитром в решении конфликтных ситуаций, экспертом, умеющим провести анализ и объективно оценить, консультантом – специалистом, способным дать необходимые рекомендации.

Многоаспектность профессиональной деятельности менеджера государственного и муниципального управления предусматривает тщательную организацию его собственной деятельности и обладание высоким уровнем профессиональной компетентности (Барченков Д.А., Зазыкин В.Г., Кустов В.Н., Никонова М.В., Погорелова О.В., Скосарев С., Софьина В.Н., Федосенко О.А., Чернышев А.Г., Шеломова Т.В.; Альберт М., Мескон М., Хедоури Ф. и др.).

В большинстве случаев термин профессиональная компетентность менеджера применяется для характеристики комплекса знаний, умений и навыков в теории научного управления. Компетентность руководителя в работах М. Кяэрста рассматривается как фактор, способствующий совершенствованию процесса управления и как компонент личности, обеспечивающий успешность решения основных задач.

К профессионально важным качествам менеджера государственного и муниципального управления относят обобщенные, наиболее устойчивые характеристики, оказывающие решающее влияние на успешную реализацию управленческой деятельности.
Исследования, проведённые Игельником М.С. указывают, что в деятельности менеджера для реализации направления руководства необходимы мотивационно-волевые, коммуникативные и морально-нравственные качества личности [3, 16].

Коммуникативные качества менеджера реализуются в способности к корпорации и групповой работе; поведенческих ориентациях при разрешении конфликтов; социальной компетентности при реализации своих целей с посредством контактности, коммуникабельности, силы убеждения, обаяния, манеры уверенно держать себя. Способность к установлению контактов, умение расположить к себе работников зависит от манеры поведения менеджера. Хорошие манеры поведения способствуют быстрой адаптации в разной обстановке, облегчают налаживание контактов, позволяют расширять возможности влияния на людей.

В структуре профессиональной компетентности менеджера уделяется внимание мотивационно-волевым и мотивационно-нравственным качествам. В группе мотивационно- волевых качеств менеджера входят: ориентация на достижение, стремление к успеху, самоопределение и решительность. К группе мотивационно-нравственных качеств менеджера относятся следующие: честность, добросовестность, порядочность, принципиальность, внимательность к людям, ответственность.
В структуру профессиональной компетентности менеджера государственного и муниципального управления также входит совокупность организаторских и предпринимательских качеств.

К группе организаторских качеств менеджера можно отнести: навык подбора и расстановки кадров, планирование деятельности, обеспечение чёткого контроля. В основе проявления данных качеств лежит ряд психологических свойств менеджера: психологическая избирательность как способность адекватно отражать особенности и динамику развития коллектива; критичность и самокритичность как умение замечать недостатки в действиях, способность влиять на других; требовательность как умение предъявлять адекватные требования учитывая ситуацию; склонность к организаторской деятельности; способность к эмоциональному заражению других работников своей энергией; целеустремленность как способность постановки чёткой и ясной цели и стремления к её достижению; гибкость как навык реальной оценки обстоятельств, адаптации к ним при сохранении преданности своим принципиальным позициям; работоспособность как навык длительного выполнения работы с высокой эффективностью; настойчивость как способность в упорном стремлении достигать сознательно поставленную цель; самостоятельность как умение осуществлять деятельность, используя свои собственные возможности при отсутствии помощи со стороны; дисциплинированность как готовность подчиняться установленному порядку, способность наладить и поддержать дисциплину в коллективе; инициативность как умение действовать энергично, выдвигать идеи и намечать пути их реализации.

В группу предпринимательских качеств можно включить следующие: способность прогнозировать и быстро оценивать ситуацию; навык расчёта возможных исходов ситуации; активность; потребность в достижении целей; способность к разумному сочетанию риска и осторожности.

Вместе с перечисленными качествами менеджера государственного и муниципального управления, целесообразно указать и на познавательные качества, являющиеся системным, аналитическим, прогностическим, прагматическим, управленческим видами мышления, оперативной памятью, способностью к самоорганизации и саморазвитию; коммуникабельностью, инициативностью и способностью влияния на людей; гибкостью, творческим подходом; эмоциональностью, стрессоустойчивостью; а также профессиональными качествами – навыком постановки чётких целей и разработки эффективных методов их достижения, знанием современных технологий и направлений, изобретательностью и способностью к инновациям.

В структуру профессиональной компетентности менеджера государственного и муниципального управления также входит группа специальных профессиональных качеств, таких как: умение рассчитывать возможные исходы ситуации, гибкость мышления, умение предвидеть и быстро оценивать ситуацию, способность к кооперации и групповой работе, организаторские качества, социальная компетентность при реализации своих целей, психологическая избирательность, внимательность к людям.

В научных работах разных исследователей отсутствует однозначная оценка значимости той или иной подструктуры профессиональной компетентности менеджера.
В большинстве случаев термин профессиональная компетентность менеджера рассматривается вместе с социально-психологической и коммуникативной компетентностью. В работе Л.Н. Берестовой социально-психологическая компетентность менеджера выступает главным фактором эффективности его профессиональной деятельности. Обладание управленческими знаниями и методами автор относит к функциональной компетентности менеджера [1, 7].

Коммуникативная компетентность связана с психологической готовностью менеджера государственного и муниципального управления к преодолению трудностей, возникающих в процессе взаимодействия. В данном случае важно насколько менеджер способен к осознанию характера трудностей, дифференциации и персонификации их, ассоциации с ранее пережитым в личном опыте контакта. Показателем коммуникативной компетентности менеджера является способность к использованию внутренних ресурсов с целью нейтрализации и компенсации отрицательных эффектов, возникающих при взаимодействии.

В рамках исследований успешности совместной деятельности и эффективности социально-психологического тренинга коммуникативная компетентность раскрывается как способность к установлению и поддерживанию необходимых контактов с партнерами (Ю.Н. Емельянов, Ю.М. Жуков; Л.А. Петровская и др.).

В содержание коммуникативной компетентности А.А. Кидрон включает социальную сензитивность как социально-перцептивные навыки и чувствительность к восприятию другого; способности оптимизации межличностных отношений в группе; личностные характеристики, интегрирующие коммуникативный потенциал; фактор влиятельности как ряд коммуникативно-значимых умений, паттернов поведения и техник общения [4, 54].

В русле проблемы коммуникативной компетентности выделяют к рассмотрению социально-перцептивную компетентность, проявляющуюся в адекватности и полноте восприятия, понимания и оценки партнеров взаимодействия. В содержание социально- перцептивной компетентности входит полнота и глубина восприятия, понимания и оценки себя как личности, как субъекта профессиональной деятельности, как индивидуальности, а также социальных субъектов в деятельности и общении, проявляющиеся посредством эмоционально-чувственного, социального и интеллектуального взаимодействия, основанного на жизненном опыте и творчестве. Следовательно, социально-перцептивная компетентность менеджера может определяться, как готовность работника быть полноценным субъектом социально-пецептивного процесса, что в большей степени детерминирует его эффективность в пространстве взаимодействия с окружающим социумом. Предметно изучал конфликтную компетентность Б.И. Хасан, и рассматривал её в качестве определённого уровня развития осведомлённости о возможном диапазоне стратегий поведения в конфликтной ситуации и успешности их практической реализации. По мнению Б.И. Хасана, конфликтная компетентность выступает одной из ведущих характеристик личности и значимой составляющей частью коммуникативной компетентности [6, 21].

В.Г. Зазыкин и Е.Н. Богданов рассматривают конфликтологическую компетентность с системных позиций, дифференцируя гностический, конструктивный (регуляторный), пространственный, коммуникативный, рефлексивно-статусный, нормативный компоненты. Вместе с тем гностический компонент в структуре конфликтологической компетентности обозначается как базовый [2, 38].

Вместе с выше описанными видами психологической компетентности, в содержание профессиональной компетентности менеджера государственного и муниципального управления следует включить ряд таких качеств, как самостоятельность; личная и профессиональная ответственность по собственной инициативе; проявление изобретательности, инициативы и настойчивости; целеустремлённость; способность к анализу новых ситуаций; способность к освоению каких-либо знаний по своей инициативе; решительность на основе здравых суждений и др.

На основании выше изложенного, можно сформулировать следующие выводы:
Содержание профессиональной компетентности менеджера государственного и муниципального управления включает также управленческую компетентность, содержащую совокупность знаний в области современных тенденций организационного поведения, способность выбора наиболее рациональной из них; системный подход к управлению; внимание к позитивным сторонам деятельности коллектива, умение налаживать контакты с людьми; навыки делового этикета, интерес к вопросу «как с этим справиться», трудолюбие, качества лидера и другое.

Профессиональная компетентность менеджера государственного и муниципального управления зависит от того, насколько он разбирается в понятийном аппарате и закономерностях менеджмента, профессиональной педагогики, управленческой деятельности. Она включает в себя совокупность знания: структуры и содержания управленческой деятельности, профессиональной компетентности менеджера, принципов организации в государственном и муниципальном учреждении управленческой деятельности; организационных проблем деятельности менеджеров разного уровня и путей их решения; знание и готовность реализации инновационных технологий управленческой деятельности и стратегий управления их качеством; содержания, методов, форм контроля качества деятельности менеджера и др.

Литература:

  1. Берестова Л.Н. Социально-психологическая компетентность как основа эффективности управленческой деятельности: Автореф. дис. канд. психол. наук. / Л.Н. Берестова. – М., 1994. – 23 с.
  2. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психология личности в конфликте. / Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин. – Спб.: Питер, 2004. – 221 с.
  3. Игельник М.С. Психологическая компетентность руководителя и эффективность антикризисного управления. / М.С. Игельник. – М.: МААН, 2002. – 72 с.
  4. Кидрон А.А. Коммуникативная способность и её совершенствование: Дис. канд. психол. наук. / А.А. Кидрон. – Л., 1981. – 235 с.
  5. Психология менеджмента: Учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2004. – 639 с.
  6. Хасан Б.И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность. / Б.И. Хасан. – Красноярск: Фонд ментального здоровья, 1996. – 157 с.