РАЗВИТИЕ УСТНОЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ

Антонова Е.П.
Учитель первой квалификационной категории, Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Школа №37» (г. Анжеро-Судженск)

РАЗВИТИЕ УСТНОЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ

Аннотация

В статье проанализированы основные характеристики связной речи, представленные в психолингвистической и специальной методической литературе, рассмотрены особенности развития и формирования устной связной речи младших школьников с умственной отсталостью на уроках чтения, показана актуальность и необходимость развития устной речи у детей с умственной отсталостью при обучении в специальной (коррекционной) школе.

Ключевые слова: устная связная речь, развитие и формирование связной речи, речевые расстройства младших школьников с умственной отсталостью, задачи уроков чтения в специальной (коррекционной) школе.

Связная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности. От неё зависит и полнота познания окружающего мира, и успешность обучения в школе, и развитие личности в целом. Данному вопросу посвящены многочисленные исследования таких учёных, как Н.А. Головань, С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, Т.А. Власовой, В.П. Глухова, А.Г. Зикеева, Н.И. Жинкина, Е.С. Слепович, Н.В. Серебряковой и многих других.

Особенно остро на современном этапе развития образования встаёт проблема увеличения количества детей с интеллектуальными нарушениями младшего школьного возраста.
У умственно отсталых детей отмечается определенное недоразвитие высших форм познавательной деятельности, поверхность и конкретность мышления, замедленное речевое развитие и её качественное своеобразие, незрелость эмоционально-волевой сферы, нарушение словесной регуляции поведения. Речь является наиболее ранней функцией, которая бурно развивается в первые годы жизни ребёнка. Но обычно она и оказывается наиболее ранимой. Устная речь младших школьников с умственной отсталостью примитивна и бедна как по своему внешнему выражению, так и по содержанию. Речевые расстройства оказывают на психическое развитие умственно отсталого ребёнка и на эффективность его обучения отрицательное влияние. Поэтому формирование связной устной речи у такой категории детей на уроках чтения занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития отсталого ребёнка.

Проблема развития связной устной речи актуальна в том, что речь – это неотъемлемый компонент любой формы деятельности человека и в целом его поведения. Недоразвитие или несформированность связной речи отмечается у всех детей с умственной отсталостью и оказывает отрицательное влияние на обучение, развитие и социализацию ребенка. Целенаправленная и своевременная работа по развитию связной устной речи будет способствовать развитию у ребёнка мыслительной деятельности, улучшению межличностного общения, усвоению школьной программы и социальной адаптации обучающихся специальной (коррекционной) школы.

Таким образом, в настоящее время проблема развития связной речи у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью является актуальной, так как развитая устная связная речь у детей с умственной отсталостью является одним из условий эффективности их обучения в общеобразовательной школе и залогом их дальнейшей социализации в обществе.
Анализ основных характеристик связной речи и её особенностей, представленных в психолингвистической и специальной методической литературе, позволяет в наиболее общем виде определить связную речь как «совокупность тематически объединенных фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое» [1].
В широком понимании термина, считает А.В. Текучев, связная речь – это «любая единица речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое». Соответственно, и «каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи» [5].

Связность, по мнению С.Л. Рубинштейна,- это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения её понятности для слушателя или читателя» [4, С. 48]. Связной называют такую речь, которая может быть понятна на основе её собственного предметного содержания.

Речь считается связной, если для неё присущи:

  • содержательность (хорошее знание предмета, о котором говорится);
  • точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию);
  • логичность (последовательное изложение мыслей);
  • ясность (понятность для окружающих);
  • правильность, чистота, богатство (разнообразие).

Работа педагогов по формированию устной связной речи, по мнению Т.П. Бессоновой и А.В. Ястребова, должна быть направлена на развитие у детей навыков построения последовательного и связного высказывания, на умение программировать смысловую структуру высказываний, отбирать языковые средства, которые являются необходимыми для построения высказывания с той или иной целью общения (рассуждение, доказательство, сюжетной картинки, передача содержания текста).

Перечисленные выше учёные указывают на то, что учитель, стремясь формировать связную речь, отдаёт обычно предпочтение её репродуктивным формам (пересказ прочитанного, составление рассказа по картинке). Для детей с умственной отсталостью этого недостаточно. В работе с указанной категорией детей необходимо, прежде всего, предусмотреть развитие инициативных форм речи: умения самостоятельно задавать вопросы, по собственной инициативе составлять развёрнутое сообщение. Практика обучения детей с нарушением интеллекта показала, что с большими трудностями и особенно замедленно они овладевают такой формой высказывания, как рассуждение, потому как оно требует аргументированности, продуманности, выражения собственного отношения к высказываемому, отстаивания своей точки зрения. Обучающийся, для того, чтобы овладеть рассуждением, должен научиться открывать причинно-следственные отношения между фактами и явлениями действительности. Данное умение формируется в определённой последовательности, постепенно. Педагогу, кроме того, необходимо привлекать внимание детей с умственной отсталостью к собственной речи, выделяя в ней обобщения, выводы, доказательства. Необходимо также формировать у детей контрольно-оценочные действия [2].

Особенности устных связных высказываний у детей с умственной отсталостью, как пишет Р.И. Лалаева, во многом определяются формой связных высказываний, характером заданий (самостоятельный рассказ на заданную тему, рассказ по серии сюжетных картинок, пересказ и т. д.), степенью самостоятельности при выполнении этих заданий смыслового программирования [1].

Пересказ для детей с нарушением интеллекта более доступен, чем рассказ. Пересказ не предполагает подробного раскрытия заданной темы, самостоятельного создания сюжета, определения последовательности событий. Большую роль при пересказе играет запоминание содержания текста. Но и пересказы детей интересующей нас категории имеют целый ряд особенностей. Дети пропускают многие важные части рассказа, передают упрощённо его содержание. В пересказах обнаруживается непонимание младшими школьниками временных, причинно-следственных, пространственных отношений, которые представлены в рассказе. Характерны для пересказов разнообразные добавления, что обусловлено неточностью знаний и представлений, случайными ассоциациями.
Рассказы по сюжетной картинке, как объясняет Е.С. Слепович, трудны младшим школьникам с умственной отсталостью, так как при таком словесном описании речевая деятельность теснейшим образом связана со специфической деятельностью восприятия детей. А так как у обучающихся с умственной отсталостью наблюдаются значительные трудности при переводе зрительного впечатления в словесную форму, то рассказы по сюжетной картинке могут быть охарактеризованы определёнными особенностями.
Все вышеперечисленные исследования, таким образом, показали, что рассказы детей с умственной отсталостью по сюжетной картинке по своему уровню значительно ниже, чем рассказы нормально развивающихся детей.

Для рассказов детей с нарушением интеллекта характерно быстрое соскальзывание с одной заданной темы на другую, более лёгкую и знакомую для ребёнка; привнесение в рассказ инертных стереотипов и различных побочных ассоциаций; частое повторение каких-либо одинаковых слов, фраз; постоянное возвращение к высказанной ранее мысли. Смысловые развёрнутые высказывания детей с умственной отсталостью отличаются и отсутствием последовательности, чёткости изложения, акцентом на поверхностные, внешние впечатления, отрывочностью, а не на причинно-следственное взаимоотношение действующих лиц. Таким детям труднее всего даются самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. Но отставание заметно и в воспроизведении текстов по образцу от развивающихся нормально сверстников. Особенности в построении высказывания, по мнению Е.С. Слепович, характерные для детей нарушением интеллекта, – результат трудностей в планировании и развёртывании речевого сообщения. Анализ высказываний интересующей нас категории детей свидетельствует о большом числе сбоев в грамматическом оформлении речевого сообщения. Чем больше его объём, тем чаще встречаются разнообразные аграмматизмы.

Исследования Е.С. Слепович также показали, что одной из причин в нарушениях формирования связной речи у детей с умственной отсталостью являются быстрая истощаемость и слабость их речевой деятельности, а также особенности мотивации. Потребности в познании окружающего мира, в общении с другими людьми определяют мотивы речевой деятельности ребёнка. Данная потребность у детей с умственной отсталостью резко снижена: отсутствует интерес к усвоению новых знаний, расширению кругозора. Они быстро прекращают разговор, не хотят говорить, предпочитают играть молча, общаются в процессе игры довольно редко. Но любое побуждение к дальнейшему общению (похвала, побуждение типа «думай», «вспомни, что ты ещё хотел сказать») приводят к резкому увеличению объёма высказывания [3]. Ни у умственно отсталых ребят, ни у нормально развивающихся детей не наблюдается такого сильного влияния внешнего побуждения на объём речевой продукции. Пришла в своих исследованиях к таким же выводам и Г.В. Кузнецова.

Поэтому исследователи, которые занимались проблемой формирования связной речи детей с умственной отсталостью, едины во мнении о том, что подобная работа должна проходить в едином комплексе с использованием дифференцированного подхода к анализу и последующему преодолению речевых нарушений.
Как замечает Р.И. Лалаева, такой подход находит собственное выражение в установлении причин, которые находятся в основании речевого недоразвития, учёте специфики речевой патологии. Дифференцированный подход также основывается на определении наиболее сформированных сфер речевой деятельности, с опорой на которые строится коррекционная работа по формированию устной связной речи [1].

Главная задача уроков чтения заключается в выработке у обучающихся навыков беглого, правильного, сознательного и выразительного чтения. Кроме общих с массовой школой задач уроки чтения в специальной школе выполняют функцию коррекции недостатков. Осуществление на этих уроках звукового синтеза и анализа, формирование фонематического восприятия; обогащение и уточнение словарного запаса при помощи уточнения и расширения непосредственных представлений и впечатлений об окружающем мире. Важными задачами уроков чтения являются формирование интереса к родному языку; усвоение приемов умственной деятельности, которые необходимы для овладения начальным курсом русского языка (сравнения, наблюдения и обобщения явлений языка); развитие устной связной речи.

У обучающихся с умственной отсталостью совершенствуется память, становится более стабильным внимание, сглаживаются некоторые дефекты в логическом мышлении, а в частности, затруднения в установлении связи событий и последовательности, причинной зависимости между явлениями. В большой степени работа над содержанием прочитанного способствует активизации словаря детей, исправлению недостатков образного восприятия, в какой-либо степени усовершенствовать словесную систему мышления и устранить нарушения монологической речи [2].

Уроки чтения являются одним из действенных средств нравственного, экологического и эстетического воспитания обучающихся с нарушением интеллекта. Школьники именно на этих занятиях начинают осознавать красоту окружающей природы, знакомятся с российской историей, с различными поступками детей и взрослых, учатся им давать оценку.
Значительно повышается на уроках чтения и общее развитие детей, расширяются представления о внешнем мире. Обучающиеся узнают много интересного о людях, об их труде, о природе. Происходит знакомство с новыми словами, чьё значение объясняется, закрепляется в процессе неоднократного употребления. Помимо этого, уточняются и расширяются в процессе словарной работы значения слов, уже известных детям.
Уроки чтения способствуют развитию устной связной речи детей. Из года в год совершенствуется навык связного изложения прочитанного текста: от ответа на вопросы по содержанию прочитанного текста до творческого пересказа, когда обучающиеся строят рассказ не только на основании изучаемого произведения, но и с привлечением ранее услышанного или увиденного материала.

В программе по чтению для детей с умственной отсталостью задачи курса «Литературное чтение» формулируются следующим образом:

  • формирование, закрепление и последующее совершенствование навыков чтения – правильного, сознательного, выразительного и беглого чтения вслух и про себя;
  • формирование умений воспринимать полноценно литературное произведение в его логическом, образном и эмоциональном единстве, преодоление недостатков в развитии волевой и эмоциональной сферы детей;
  • развитие эстетических и нравственных чувств и представлений, художественного вкуса, воссоздающего и творческого воображения, коррекция развития личности ребёнка;
  • преодоление недостатков в развитии речи детей, формирование речевых навыков и умений, знаний о родном языке;
  • расширение первоначальных представлений и развитие знаний детей об окружающем мире, обогащение чувственного опыта детей, развитие его познавательной активности и мыслительной деятельности;
  • привитие интереса к книгам, к литературному творчеству, к самостоятельному чтению [2].

Таким образом, уроки чтения, помимо общих с общеобразовательными школами задач, в специальной школе выполняют функцию коррекции познавательной деятельности и недостатков развития. На уроках чтения совершенствуется внимание и память, развивается логическое мышление. Данные уроки имеют воспитательную глубокую направленность, активно помогают детям расширять круг знаний о внешнем мире. В процессе обучения чтению развивается устная связная речь, совершенствуется словарь учащихся. Это все способствует накоплению новых представлений и знаний об окружающем и преодолению пробелов в знаниях и специфических недостатков познавательной деятельности.
В развитии речи нужна кропотливая работа обучающихся и учителей. Систематическая работа по развитию речи обязательно приведет к успеху.

Литература:

  1. Лалаева, Р.И., Серебрякова, Н.В., Зорина, С.В. Нарушение речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. – М.: Владос, 2003. – 304 с.
  2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19 декабря 2014 г. № 1599 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. Российская газета. — 2015.
  3. Слепович, Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития: Книга для учителя
    / Е.С. Слепович. – М., 1989. – 64 с.
  4. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Стародубова.- М.: Академия, 2007.- 256 с.5. Текучев,
  5. А.В. Методика русского языка в средней школе / А.В. Текучев. – М.: Просвещение, 1980.- 414 с.