РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Беглуева Л.М., Исаева Ю.А., Омельченко Л.В.
Воспитатели МБДОУ д/с №35

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Каждый год в детский сад приходят разные дети: сообразительные, смышленые и не очень, контактные и замкнутые….. Но всех их объединяет одна, и с моей точки зрения, беда – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их однообразны: куклы Винкс, Барби, Бакуганы, компьютеры, игровые приставки. А ведь наше общество как никогда нуждается в активных и творческих людях. Чем можно увлечь чистую детскую душу? Как же разбудить в детях интерес к миру и к самим себе? Как заставить их душу «трудиться»? Как сделать творческую деятельность потребностью, необходимой частью жизни? Размышляя над этими вопросами, пришла к выводу: помочь может театрально- игровая деятельность, так как она является самым увлекательным и популярным направлением в дошкольном воспитании. Это объясняется и спецификой этого вида искусства и психологическими особенностями дошкольников.

Издавна театр признавался важным и незаменимым средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира.
Театр – это волшебный край, в котором ребёнок радуется играя, а в игре он познаёт мир (Г.И.Мерзлякова). Именно искусство способно разбудить детские чувства, воображение и фантазию, раскрыть духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться в социальной среде.
Взаимосвязь театральной и игровой деятельности естественна, поскольку без правильно организованной игры трудно добиться значительных результатов в эмоциональном и творческом развитии ребёнка.

Театрально-игровая деятельность – это одна из самых доступных и демократичных видов деятельности в детском саду, которая осуществляет основные воспитательные функции: умственное развитие, эмоциональное развитие, развитие творческих способностей.

Театрально-игровая деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребёнка. Творческие проявления детей в театрализованной деятельности являются важным показателем развития ребёнка. Творческая активность детей зависит от правильной организации обучения на занятиях, а также в повседневной жизни детского сада. Основы творческой инициативы закладываются в детстве, поэтому очень важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание детей быть непохожими на других, разбудить их фантазию, попытаться максимально реализовать их творческую индивидуальность.

Как известно, театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Именно в игре малыш чувствует себя более раскованно, свободно и естественно. Все дети обладают одаренностью, которая обнаруживается в игре и проявляется и в наблюдательности, и в зорком схватывании ими сходства и характерных черт, и в необыкновенно развитом инстинкте подражания. Указанные особенности ребёнка – эмоциональность и подражание – являются основой развития творческих (сценических) способностей детей.
Считаю, что тема « Развитие творческих способностей детей средством театрально- игровой деятельности», в настоящее время особо актуальна.
В чём же её актуальность?
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта. С этим связано стремление родителей дать детям знания, а не способность чувствовать, думать и творить.
Цель работы – создать максимально благоприятные условия для развития творческих способностей детей.

Для достижения этой цели ставлю следующие задачи:

  1. Поддерживать у детей интерес к театрально-игровой деятельности, поощряя их участие в ней.
  2. Вести детей к пониманию эмоционального состояния других людей и живых существ и развивать умение выразить своё, учить передавать мимикой, позой, жестом некоторые эмоциональные состояния (весёлый, грустный, сердитый, удивлённый).
  3. Развивать способность удерживать в памяти и воспроизводить последовательность событий в знакомых произведениях.
  4. Сформировать у детей коммуникативные качества и партнёрские отношения: учить соотносить свои интересы и желания с интересами других детей.

Также использую в работе следующие методы и приёмы обучения:

  • Показ и объяснение;
  • Знакомство с правилами игр и их разучивание;
  • Рассматривание предметов и атрибутов;
  • Чтение и рассказывание художественных произведений;
  • Беседы;
  • Вопросы;
  •  Заучивание стихов, песенок, потешек, чистоговорок и скороговорок;
  • Пальчиковая гимнастика;
  • Загадывание и отгадывание загадок;
  • Работа над этюдами;
  • Имитация движений и звукоподражание.

Учитывая требования ФГТ, использую интеграцию театрально-игровой деятельности в образовательные области.
Подготовительный этап длиться на протяжении длительного времени перед, в процессе и после постановки.
Просмотр кукольных спектаклей, мультипликационных фильмов, беседы по ним, пересказы, рассказы по картинкам, сочинения и т.д.

Игры — драматизации
Разыгрывание разнообразных песенок и стихов
Упражнения по формированию выразительности, развития мимики, пантомимики, артикуляционного аппарата, моторики и т.д.
Игры и ситуации по произведениям, игры-имитации и импровизации Упражнения в целях социально-эмоционального развития детей
Настольно-печатные, дидактические и развивающие игры в уголке для самостоятельной и совместной деятельности ребенка и взрослого
Подвижные речевые игры с персонажами сказок
Элементы сказкотерапии: придумывание начала, середины или окончания произведения (рассказ, рисование или драматизация), введение или замена героя произведения, смена характера или действия.

Интеграция в художественно-эстетическую область развития: рисование, лепка, аппликация, нетрадиционные методики рисования (ниткография, кляксография, рисование крупой), аппликация из салфеток, мозаика, пластилинография и т.д. Музыкальное сопровождение спектаклей и занятий, музыкальные игры и упражнения, слушание музыкальных сказок и произведений, движения под музыку.
Интеграция с познавательной областью развития: конструирование из крупного и мелкого конструктора, конструктора «Лего» и бумаги. Сенсорное развитие – моторика, слух, речь, обоняние (например: волшебный мешочек)

Интеграция с коммуникативной областью – чтение художественной литературы. Интеграция с областями – физическое развитие, здоровье: подвижные игры,
пальчиковая и артикуляционная гимнастика, занятия на свежем воздухе.

Первый этап включает знакомство детей с его содержанием, изготовление костюмов и атрибутов, работу над ролью. По времени проведения этого этапа рассчитано на целую неделю. В это время идет работа над формированием заинтересованности детей к содержанию произведения, которое будет использоваться для инсценировки. Важную роль на данном этапе имеют выразительное чтение произведения, грамотно поставленные вопросы для беседы по содержанию произведения и организация работы по воспроизведению текста детьми (пересказ). На данном этапе проводятся игры с настольным или кукольным театром по сказкам, впервые проводится проигрывание частей драматизации, опробование ролей. Это позволит наиболее адекватно подобрать актеров. Далее предлагается разыграть произведение или отрывок в театрализованной деятельности.

Второй этап целиком посвящен непосредственной подготовки к проведению самого спектакля, выступлению на сцене. Большое внимание на этом этапе уделяется работе над ролью:
Выразительное чтение литературного произведения
Знакомство с инсценировкой (о чем она, какие события и герои в ней главные)
Знакомство с героями инсценировки (где они живут, как выглядит их дом, какова их внешность, одежда, манера поведения, взаимоотношения друг с другом и т.п.).
Художественное описание места, проходимого действия инсценировки (лес, дом, дорога и т.п.)
Анализ событий, которые описаны в произведении. Формирование у детей интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определенную роль

Распределение ролей
Подготовка атрибутов, бутафории и костюмов для инсценировки Работа над ролью

  • составление словесного портрета героя
  • фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр
  • сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой, анализ придуманных поступков героя
  • работа над текстом (почему герой так говорит, о чем он в данный момент думает).

Основная задача – помощь ребенку в смысле слов и текста – работа над речью.

  • работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа на игровом пространстве, места его положения на сценической площадке, темпоритма исполнения, мимики, интонации
  • работа над характером роли
  • работа над согласованием движений, речью, интонацией, мимикой и характером роли

Третий этап посвящен организации самого представления. Подготовка пригласительных билетов для зрителей, афиши, проведение консультаций для родителей и т.д. Оформление группы к представлению, последние репетиции и примерка костюмов. Проведение самого мероприятия.
Заключительный этап. Подведение итогов, беседы с детьми, отчет в виде газеты или фотовыставки для родителей, презентация опыта коллегам.

Из практики работы сделала вывод, что любая задача любого занятия решается детьми легче и проще, быстрее, если её обыграют. Поэтому театрализованная деятельность стала значительным помощником при подготовке и проведения занятий. Для дошкольников учебные задачи, прямо поставленные перед ними, не всегда бывают интересны, и следовательно, не играют особой роли в его развитии. Например: знакомя детей с представлением деления предмета на равные части по математике можно очень много времени потратить на объяснения этого процесса, а можно просто разыграть сценку деления сыра лисой из сказки о двух медвежатах. Причем разыграть в лицах, на сцене. В итоге результат получается эффективнее и знания гораздо прочнее. Благодаря необычному сказочному сюжету, занятия позволяют заинтересовать детей, так как естественная потребность вмешаться в ход событий и повлиять на них заставляет детей приложить максимум усилий для выполнения заданий.

При обучении детей средствам речевой выразительности, использую, знакомые и любимые сказки, которые представляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться выразительными средствами в сочетании (речь, напев, мимика, движения).

Но не сразу и не каждый ребёнок согласен был выступать в той или иной роли какого- либо персонажа. И чтобы развить у детей уверенность в себе и социальные навыки поведения старалась строить работу так, чтобы каждый ребенок имел возможность проявить себя в какой-то роли.

Для этого в группе созданы благоприятные условия:
Имеется уголок театрализованной деятельности. В нём широко представлены:

  • различные виды театров (би-ба-бо, пальчиковый, настольный, театр на фланелеграфе, театр игрушки, плоскостной театр)
  • реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей (различные ширмы, набор кукол, элементы костюмов, маски, игровой реквизит)

Также в группе есть книжный уголок, музыкальный центр.
Творчеству детей способствует установившийся контакт педагогов с родителями воспитанников. Стремимся достичь таких отношений, когда мамы и папы небезучастны к творчеству детей, а становятся активными союзниками и помощниками воспитателя в организации их художественно речевой деятельности. Многие родители изготавливают вместе с детьми костюмы, помогают в заучивании текстов, ролей. Целенаправленно совместно с детьми родители читают произведения, просматривают видеофильмы. Одной интересных форм работы, которой нам удалось достичь, является привлечение родителей для участия в театрализованных представлений в качестве актеров и в совместно – проектной деятельности «Театр и семья». Целью, которой является объединить детсад и семью в единый коллектив, а так же развить интерес к театру. Для проведения эффективной работы по театрализованной деятельности в домашних условиях родители получают рекомендации ввиду консультаций. Всё это способствует расширению кругозора, обогащает внутренний мир, а главное – учит членов семьи взаимопониманию, сближает их. Со слов детей узнали, что во многих семьях стали практиковаться развлечения. Проявление такого общего интереса сплачивает семью, коллектив детей, воспитателей и родителей. Вместе с музыкальным руководителем подбираем музыкальные произведения, разучиваем их, работаем над постановкой танцев. Делимся своим опытом с коллегами.

Перспективу работы вижу в том, чтобы сформировать у детей чувство причастности к театру, как виду большого искусства. В том, чтобы от возраста к возрасту у ребёнка увеличивался объём представлений, знаний изобразительных умений через своё понимание мир, свой личный опыт, через своё «Я». Чтобы познанное ребёнком творчески трансформировалось и приобретало свой колорит, свои особенности, индивидуальность и способствовало развитию его духовности. Через несколько лет наши дети вырастут, станут взрослыми полноценными жителями России. Искорки творческого мастерства, заложенные в детстве, могут разгореться в настоящий взрослый интерес к творчеству.
Приобщая детей к театральному искусству, стремлюсь воспитывать у них художественный вкус, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству, что в дальнейшей жизни определит потребность каждого ребёнка обращаться к театру как источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия. Театр в детском саду научит ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе, сделает жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной радостью творчества.