ОПЫТ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ НА БАЗЕ МБДОУ «ДЕТСТВО» «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА» ГОРОДА КАЛУГИ

Артюшина А.Н.
Заместитель директора МБДОУ «Детство» «Центр развития ребенка» города Калуги необособленное структурное подразделение «Бережок» (город Калуга)

ОПЫТ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ НА БАЗЕ МБДОУ «ДЕТСТВО» «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА» ГОРОДА КАЛУГИ

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы сетевого взаимодействия педагогов и родителей в процессе воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста.

Ключевые слова: сетевое взаимодействие, родители, педагоги, знания, педагогический опыт, коррекционная помощь.
Keywords: networking, parents, teachers, knowledge, educational experience, correction help.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования заложен принцип личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей. Данный принцип активно реализует в своей работе МБДОУ «Детство» «ЦРР» г. Калуги, которое было создано в 1994 году и представляет собой модель образовательной организации, объединившую семь необособленных структурных подразделений, расположенных в различных микрорайонах города: НСП «Журавушка», НСП «Росинка», НСП «Бережок», НСП «Улыбка», НСП «Кораблик», НСП «Планета», НСП «Мозаика».

В учреждении работает 367 сотрудников, воспитывается 2 тысячи 501 ребенок в возрасте от 1,5 до 7 лет. В Центре работают высококвалифицированные специалисты, логопеды, психологи, преподаватели изобразительных искусств, физической культуры, музыкальные руководители. Педагоги реализуют дополнительные общеразвивающие программы по физическому, социально-коммуникативному, художественно-эстетическому, познавательному, речевому направлениям развития дошкольников в возрасте от 8 месяцев до 7 лет, в том числе и для детей, не посещающих образовательную организацию.

В последнее время в деятельности Центра проставлены акценты на введение в практику разнообразных форм работы с родителями в рамках сетевого взаимодействия. Сетевое взаимодействие – это взаимодействие между образовательными учреждениями с целью распространения передового педагогического опыта с включением в него всех участников педагогического процесса: педагог- родитель-ребенок. В данном взаимодействии мы используем ИКТ-технологии, которые имеют большие преимущества перед другими способами, поскольку в данном случае инновационный опыт образовательного учреждения доступен широкому кругу пользователей интернет-сети, а также с помощью живого общения «глаза в глаза» на многочисленных совместных мероприятиях Центра.

Наиболее эффективным стало сотрудничество педагогов с родителями благодаря созданию в Центре Дистанционного консультативного онлайн пункта. Цель данного Проекта – организация условий для оказания ранней психолого-педагогической и коррекционной помощи детям, не посещающим дошкольные учреждения. Мы определили основные принципы работы консультационного пункта: установление сотрудничества между родителями и образовательными организациями, разъяснение ответственности родителей за воспитание детей, формирования чувства взаимного доверия всех участников коррекционно-развивающего процесса.

Поначалу такая форма сетевого взаимодействия была призвана оказывать коррекционную помощь многодетным семьям, воспитывающим детей с проблемами в развитии, не посещающими дошкольные учреждения города. Однако Проект вышел за рамки запланированного и стал популярени среди родителей, имеющих одного-двух детей, как с нормой развития, так и с отклонениями в развитии, как посещающих дошкольные учреждения, так и не посещающих таковые. Так, с 2015 года в Дистанционный консультативный онлайн пункт обратились и получили квалифицированную помощь более 127 семей.

В процессе реализации Проекта родители имеют возможность:

  • получать индивидуальные и групповые Онлайн-консультации, стали участниками обучающих игровых сеансов, мастер-классов, семинаров-практикумов, проводимых специалистами;
  • пройти электронное анкетирование (определение индивидуальных потребностей); воспользоваться электронной библиотекой и видеотекой для семейного самообразования;
  • создать электронный почтовый ящик для вопросов и пожеланий на сайте;
  • просматривать цифровые электронные ресурсы на сайте (видеоархивы педагогических мероприятий с детьми, архив видео консультаций, памяток, буклетов, рекомендации для родителей).

Опыт общения педагогов МБДОУ «Детство» «Центр развития ребенка» г. Калуги с родителями, обратившимися в Дистанционный консультативный онлайн пункт, показал, что их отношение к проблемам в развитии детей неоднозначно. Это зависит от наличия педагогических, психологических, медицинских знаний родителей, так как, чтоб выявить, оценить проблемы ребенка, помочь ему социально адаптироваться, максимально самореализоваться, нужны специальные знания и умения. Большинство родителей отмечают их недостаток.
В организации работы Пункта особое значение приобретает разъяснительная работа педагогов с родителями, когда им в доступной и убедительной форме рассказывают о негативном влиянии недостаточной сформированности психических функций, низкого уровня познавательного развития и речевых нарушений на процесс обучения и развития ребенка.Следует отметить, что именно раннее выявление проблем в развитии ребенка и оказание ему своевременной помощи поможет предупредить затруднения при обучении в школе.

С помощью онлайн-консультаций, мастер-классов через Skype и с использованием сайта цррдетство.рф специалисты, педагоги Центра показывают родителям приемы индивидуальной коррекционной работы с ребенком, подчеркивают его трудности и успехи, подсказывают, на что необходимо обратить внимание в условиях семьи, как включить в коррекционную работу детей старшего возраста, если таковые есть в данной семье.

Так, наибольшей популярность пользуются у родителей онлайн-консультации педагогов- психологов Центра по темам: «Мой ребенок уникален», «О вопросах адаптации ребенка к детскому саду», «Тревожность и агрессивность у малышей: пути коррекции», а также мастер-классы учителей- логопедов по темам: «Артикуляционная гимнастика для детей раннего возраста», «Приемы логопедического массажа в домашних условиях», «Пальчиковые игры: мама и я». Инструкторы по физической культуре оказывают помощь родителям по вопросам профилактики нарушений осанки, плоскостопия, обучения ребенка плаванию; делятся своим опытом и знаниями по проведению туристических семейных походов, мини-соревнований на открытом воздухе.

Не менее ценным является сетевое взаимодействие с родителями, чьи дети посещают дошкольные учреждения, в рамках совместно организованных в Центре мероприятий. Традиционными и заслуженно любимыми стали ежегодные спортивные соревнования среди необособленных структурных подразделений Центра «Детство» по легкой атлетике в ДЮСШ

«Вымпел», плаванию на базе бассейнов Центра, совместные с родителями физкультурные праздники, приуроченные ко Дню защитника Отечества, Лыжня России, туристические слеты на реке Вырка, музыкальные фестивали, олимпиада «Умники и умницы» среди детей подготовительных групп по развитию речи, математике, изобразительной деятельности, конструированию и шашкам, фестивали детского творчества, тематические выставки совместных творческих работ, участие в городских и Всероссийских конкурсах. Во всех этих мероприятиях активно принимают участие родители наших воспитанников. Свои отзывы об участии в мероприятиях они оставляют на сайте цррдетсво.рф.

Итак, важно отметить, что сетевое взаимодействие с родителями полезно для всех участников образовательного процесса. У каждого участника появляется уникальная возможность совершенство- вания своих компетенций, результаты работы становятся более продуктивными и качественными. Активно распространяются инновационные разработки, развивается живой диалог между дошкольными образовательными учреждениями и родителями. Такой опыт участников сети оказывается востребованным в качестве примера для подражания. А для родителей особенно важным становиться уникальная возможность получить раннюю психолого-педагогическую помощь от лучших педагогов образовательных учреждений, сформировать адекватное отношение к проблеме своего ребенка.

Литература

  1. Бурмистрова, И.В. Сетевое взаимодействие как одна из эффективных форм методической работы с педагогами ДОУ // Молодой ученый. – 2016.- № 12.- с. 17-22.
  2. Развитие специальной (коррекционной) психологии в изменяющейся России: Материалы научно- практической конференции «Ананьевские чтения – 2005» / Под редакцией Л. А. Цветковой, Л. М. Шипициной.- СПб.: Издательство С. – Петербургского университета, 2005. – 509 с.
  3. Фролова, О.Н. Модель сетевого взаимодействия ДОУ города и села в рамках реализации ФГОС ДО.