ОПТИМИЗАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Теплова Ю.А.
Воспитатель МДОУ «Детский сад № 6» городского округа ЗАТО п. Горный (Забайкальский край)

ОПТИМИЗАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Аннотация

В статье представлена операционализация понятия «социализация ребёнка дошкольного возраста». Выявлен комплекс социокультурных условий оптимизации процесса социализации детей в дошкольном образовательном учреждении. Проанализированы формы работы, доказывающие необходимость проведения целенаправленной работы по социализации детей с использованием форм социально-культурной деятельности.

Ключевые слова: дошкольное образовательное учреждение, социализация личности дошкольника, социокультурная деятельность, социокультурные условия.
Key words: preschool educational institution, personality socialization of preschooler, socio- cultural activities, socio-cultural conditions.

Исслeдование социализации детeй дошкольного возраста обусловлeно соврeменными тенденциями социокультурной ситуации в стране. Социальное развитие личности осуществляется как в ходе стихийного влияния общества, так и в целeнаправленном, организованном педагогическом процессе. Социокультурное наполнение работы дошкольного образоватeльного учрeждения (ДОУ) создает оптимальные условия для социализации личности ребенка, где пeдагогически организованное общение и межличностное взаимодействие являются стержнем социализации детей дошкольного возраста.

Основной задачей, которую мы решали в данной статье, является операционализация понятия «социализация ребёнка дошкольного возраста» применительно к современной макро-, мезо- и микро-ситуации, в которой протекает его жизнь и развитие.

В своей работе мы исходим из социологических, социально-педагогических и психологических концепций, раскрывающих сущность и структуру процесса социализации, разработанных отечественными (В.И. Андреев [1], Б.В. Вульфов, Л.Н. Коган, И.С. Кон, Стефаненко Т.Г., Шпет Г.Г.) и зарубежными (Э. Дюркгейм [2], Дж. Коулмен, Т. Парсонс [3], У. Джемс, Ч. Кули, Дж. Г. Мид [4], Дж. Тернер, Э. Эриксон) исследователями.

Методологической основой нашего исследования являются: учение об интегральной природе человека и деятельности как основе его социального развития; положения системного подхода к анализу педагогических явлений; теоретические и практические аспекты педагогического моделирования; концепции гуманистической педагогики, которые все чаще оказываются в фокусе внимания ученых. Это работы Л.П. Буевой, А.Д. Жаркова, Н.П. Дубинина, Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникова [5], А.Н. Леонтьева [6], А.В. Мудрика, Б.Д. Парыгина, С.Л. Рубинштейна [7], В.А. Сла-стёнина. Приобщения личности к социальному опыту исследуют Э.Ш. Камалдинова, Р.А. Литвак [8] и др. учёные.

Одним из первых ученых, обративших пристальное внимание на проблему социализации, был французский социолог Э.Дюркгейм [2]. Он подчеркивал, что любое общество стремится сформировать человека в соответствии с имеющимися у него универсальными моральными, интеллектуальными и даже физическими идеалами. Универсальная задача социализации, как считает американский социолог Т. Парсонс [3], — сформировать у вступающих в сообщество «новичков» чувства, как минимум, лояльности и, как максимум, преданности по отношению к социальной системе. Соответственно процесс социализации в различных обществах, сохраняя свою специфику, приобретает ряд универсальных черт, что связано с общемировыми тенденциями развития общества. [3, c. 312].

По мнению Дж.Г. Мида [4], создателя теоретико-методологического направления символического интеракционизма, активная роль самого человека в процессе социализации связана с тем, что и общество, и социальность индивида конституирует совокупность межиндивидных взаимодействий (интеракций) [4, c. 83].
На сегодняшний день представителями педагогической науки дано множество определений и трактовок понятия «социализация».

Так, В.И. Андреев [1] видит в социализации «процесс и результат двух взаимно дополняющих видов деятельности: социального воспитания и социального обучения с целью овладения социально-ролевыми функциями жизнедеятельности личности и её самореализации в социуме» [1, c. 102].

Социализации способствуют, как отмечает Р.А. Литвак [8], «все процессы при- общения индивида к культуре, все виды коммуникации, с помощью которых формируется социальная природа человека, его способность участвовать в жизни общества» [8, c. 61].

В исследованиях теоретиков социально-культурной деятельности Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникова [5] понятие «социализация личности» трактуется как процесс усвоения человеком огромного социального опыта, который предполагает как включение личности в систему общественных отношений, так и самостоятельное воспроизводство индивидом этих отношений. Данные авторы обосновывают, что социализация обусловлена разнообразными социальными, социально-психологическими, психолого-педагогическими факторами и выделяют «… целенаправленные усилия общества и его различных социальных институтов по формированию личности, самовоспитанию и саморегулированию поведения» [5, с. 12].

В данном контексте мы рассматриваем социально-культурную деятельность как основу модели социализации личности, социального воспитания и образования.
Анализ современных отечественных научно-педагогических работ позволяет констатировать серьёзные методологические разногласия по поводу толкования понятия
«социализация». В аспекте нашего исследования нам важно подчеркнуть, что педагоги и социальные психологи (В.С. Мухина [9], А.В. Петровский [10]) предлагают рассматривать в качестве механизмов социализации закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности, а также идентификацию и обособление личности.

В соответствии с концепциями С.И. Гессена, В.Т. Кудрявцева Д.И. Фельдштейна [11], социальное развитие может быть представлено как творческий процесс, не ограничивающийся усвоением определенных знаний и их интериоризацией во внутренние убеждения и ценности. Д.И. Фельдштейн отмечает, что «становление растущего человека как личности – это совокупность сложных процессов его самореализации в условиях воспитания, обучения, разнопланового общения, всей его жизнедеятельности, разворачивающихся во времени и конкретном социокультурном наполнении» [11, с. 67]. Это совокупность объективно подразделяется на определенные этапы, уровни и предполагает многофакторно обусловленные (планируемые и не планируемые) результаты, вновь возникающие процессы, в которых «выполняются» самоформирующиеся и задаваемые обществом тенденции, нормы, принципы развития.

Уровень социализации личности можно оценить по результату социализированности. На основании большого числа работ западных ученых А.С. Волович [12] выявила разные точки зрения на содержание этого понятия. Социализированность понимается как «сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом» [12, с. 61- 62]. Существует также подход к социализированности как усвоению личностных и социальных качеств, которые будут характеризовать её на следующей стадии развития. Американский исследователь А. Инкельс [13] назвал это «заглядыванием вперёд» – изучением того, каким ребенок должен быть сейчас, чтобы добиться успеха, став взрослым.

Идеальной формой, с которой ребенок начинает взаимодействовать, становится мир социальных отношений, существующих в мире взрослых людей. Идеальная форма, как считал Л.С. Выготский [14] – это та часть объективной действительности (более высокая, чем уровень, на котором находится ребенок), с которой он вступает в непосредственное взаимо-действие; эта та сфера, в которую ребенок пытается войти.

По словам Д.Б. Эльконина [16], весь дошкольный возраст вращается вокруг своего центра, вокруг взрослого человека, его функций, его задач. Противоречие этой социальной ситуации развития Д.Б. Эльконин видит в том, что ребёнок есть член общества, вне общества он жить не может, основная потребность – жить вместе с окружающими людьми, но осуществить это в современных исторических условиях невозможно: жизнь ребёнка проходит в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром. Велик разрыв между реальным уровнем развития и идеальной нормой, с которой ребёнок взаимодействует, поэтому единственная деятельность, которая позволяет смоделировать эти отношения, включится в них и действовать внутри этой модели – сюжетно-ролевая игра.

Для определения степени социализированности ребёнка, нам нужно определить её качественные характеристики. К ведущему социальному качеству, способствующему повышению эффективности социализации, мы относим коммуникативные качества (общительность), развитие которой протекает в игре. Об этом свидетельствует анализ работ учёных-психологов, представленных нами выше.

Определяя общительность как ведущее социальное качество при освоении детьми социального опыта, мы осознаем, что в современных условиях оно приобретает иную специфику. В обществе стремительно развиваются информационные технологии, создающие специфическую коммуникативную среду, ежедневно возрастает роль средств массовой информации (компьютерная, телевизионная, радиотелефонная сеть, спутниковые антенны, печатные издания и т.п.). В этом аспекте значение общения в плане овладения нормой речевого развития и межличностной коммуникации для современных детей становится важной проблемой современной социально-культурной деятельности как отрасли педагогики.

Понятие «общение» – рассматривается в литературе как сложное явление. Существуют различные точки зрения на его сущность. Л.С. Выготский [15] понимает общение как процесс, основанный на разумном понимании и сознательной передаче мыслей и переживаний. А.М. Леонтьев [6] развил положение о том, что личность формируется в процессе деятель-ности и общения. Как считает В.А. Кан-Калик [14], неумение общаться, отсутствие умения слушать, понимать информацию приводит к неизбежным конфликтам.
Таким образом, мы можем отметить, что социализация ребёнка дошкольного возраста понимается нами как последовательный, многоаспектный процесс приобщения личности к системе социальных ценностей и социальных ролей, в специально сформированных посредством форм социально-культурной деятельности педагогических условиях, к которым, среди прочих, относится организация коммуникативной среды, позитивно влияющей на нормы речевого развития и межличностного взаимодействия детей.

Литература:

  1. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития личности / В.И. Андреев. – Казань: Изд – во КГУ. – 2016. – Ч. 1.
  2. Дюркгейм, Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Э. Дюркгейм. – М.: Лабиринт, 2005.
  3. Parsons, T. Family socialization and interaction process / T. Parsons, R.E. Bales – Glencoe: Free Press, 2015.
  4. Mead, G.H. Mind, Seft and Society / G.H. Mead. – Chicago: Press, 2009.
  5. Киселева, Т.Г. Основы социально-культурной деятельности: учебное пособие / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников; Моск. гос. ун-т культуры. – М.: 2015.
  6. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев – М.: Политиздат, 2007.
  7. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. / С.Л. Рубинштейн – М.: Педагогика, 2009. – Т.1.
  8. Литвак, Р.А. Социально-педагогическая поддержка детей: региональный аспект / Р.А. Литвак. – ЧИРПО. – Челябинск, 2012.
  9. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. вузов / В.С. Мухина. — 11-е изд., перераб. и доп. -М.: Издательский центр «Академия», 2007.
  10. Петровский, А.В. Общая психология / А.В. Петровский — М.: «Прогресс», 2006.
  11.  Фельдтштейн, Д.И. Социальное развитие в пространстве – времени Детства / Д.И. Фельдштейн. – М.: Педагогика, 2007.
  12. Алешина, Ю.Е. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины / Ю.Е. Алешина, А.С. Волович // Вопросы психологии,2011. – Вып. 4.
  13.  Inkeles, A. National Character: The study of Modal Personality and Sociocultural Systems. In: Lindzey C. and Aronson E. (eds.) / A. Inkeles, D.J. Levinson. – The Handbook of Social Psychology. Massachusetts (Calif.), London, Ontario: Addison-Wesley, 2009, Vol. IV.
  14. Кан-Калик, В.А. Грамматика общения / В.А. Кан-Калик. – М.: Роспедагентство, 2015.
  15. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика Пресс, 2009
  16. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте / Д.Б. Эльконин // Избранные психологические труды. – М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО
    «МОДЭК», 2015.