Кручинина Л.Ю.
Учитель начальных классов, руководитель ШМО, МКОУ «Басинская ООШ», Астраханская область
МОЖЕТ ЛИ УЧИТЕЛЬ ИСПРАВИТЬ У РЕБЁНКА НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ИЛИ ЛОГОПЕДИЯ БЕЗ ЛОГОПЕДА?
Аннотация
В статье поднимается вопрос о том, как помочь ученикам 8-10лет с серьёзными нарушениями речи в школе, где нет логопеда. Какую работу необходимо проводить ещё до школы с детьми, которые не посещают дошкольное учреждение.
Ключевые слова: дислексия и дисграфия, её виды, занятия с детьми (в игровой форме), работа с родителями таких ребят, у которых есть с нарушение речи.
Письменная речь состоит из двух видов речевой деятельности – письма и чтения. Дисграфия и дислексия – неспособность (или затруднённость) овладения письмом и чтением при сохранном интеллекте и физическом слухе. Чаще всего дислексия и дисграфия наблюдаются у ребенка одновременно, но иногда они могут встречаться изолированно.
В современной логопедии существует несколько подходов к классификации дисграфий и дислексий. Общепринятой классификации нет, и на практике логопеды придерживаются различных взглядов на причины дефектов письма и чтения и проблем их освоения, чаще всего ориентируясь на работы тех специалистов, которые принадлежат к той же научной школе, что и они.
Фонематическая дислексия и дисграфия
Наиболее часто встречается фонематическая дислексия и дисграфия (по традиционной терминологии – акустическая.
Детям с этой формой дисграфии трудно услышать звуковой состав слова. Они плохо ориентированы в звучании слов, звуки речи путаются, сливаются между собой в словах, и сами слова нередко сливаются друг с другом. Слышимая речь плохо воспринимается.
А для правильного письма необходимы тонкая слуховая дифференциация звуков, анализ всех акустических смыслоразличительных признаков звука. Проявляется фонематическая дисграфия на письме в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. Ребенок пишет не то, что ему говорят, а то, что он услышал. Слово «щетка» пишется как «четка», слова «копия» и «копья» звучат и пишутся одинаково. Частая ошибка – замена гласных даже в ударном положении. Что-то ребенок понимает точно, а что-то – очень приблизительно.
Возникают трудности и при усвоении правил правописания, так как ребенок не слышит всех изменений звука при грамматическом изменении слов, не делает необходимых обобщений и не чувствует связи слов. Ошибки возникают и при чтении: дети путают буквы, пропускают согласные при стечении, переставляют слоги, читают по догадке.
Оптическая дислексия и дисграфия
Оптическая дислексия и дисграфия (зрительная по другой терминологии) обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Чтобы научиться читать и писать, необходимо зрение на буквы – буквенный гнозис. Буква отличается от любого другого рисунка прежде всего своей условностью, она никак не связана по смыслу с тем звуком, который обозначает.
В истории человечества буквы имеют такое большое значение, что в мозге, в его левом полушарии, есть специальная область, отвечающая за букву. Нарушение буквенного гнозиса, пространственных представлений проявляется в трудностях усвоения букв, их заменах и искажениях на письме и при чтении. Смешиваются и взаимозаменяются похожие по рисунку буквы (з – э, р – ь), буквы, отличающиеся дополнительными элементами (л – д, з – в), буквы, состоящие из одинаковых, но различно расположенных в пространстве элементов (н – п – и, т – г). Дети, которым трудно запомнить букву зрительно, могут перевернуть букву, пропустить или добавить лишний крючок.
К оптическим дисграфиям относятся и зеркальные перевороты букв. Зеркальное письмо чаще встречается у левшей, которые могут прочитать, написать и скопировать букву, цифру или слово равновероятно в любом направлении.
Кинетическая (моторная) дислексия и дисграфия
Как самостоятельную эту форму нарушения письменной речи выделяют не все авторы. Однако многие отмечают нарушения движений глаз в процессе чтения (окуломоторную дислексию). Неподвижный взгляд практически не воспринимает сложное по структуре изображение. Всякое сложное восприятие осуществляется с помощью активных, поисковых движений глаза. Перевод взора с буквы на букву, со слова на слово, со строки на строку имеет свои закономерности. Детям не всегда удается овладеть ими беспрепятственно. Кинетическая (моторная) дисграфия обусловлена определенными требованиями к движению руки; если они не соблюдаются, возникают характерные трудности движения руки во время письма.
Дизорфография
Считается, что при дизорфографии у ребенка отсутствует «чутье» на орфограммы, на странице он может допустить от 15 до 60 ошибок. Ребенок не может определить, где именно нужно применить хорошо известное ему правило, не может обнаружить ошибку и тем более ее исправить. Иначе говоря, «правила знает, а применить не может». Обнаружение орфограмм и решение орфографической задачи требуют владения морфологическим анализом слов, достаточного лексического запаса, способности выбирать необходимые проверочные слова по формальным грамматическим признакам. Трудности в овладении орфографическими умениями отмечаются не только в начальный период обучения, но и в средних и старших классах. Наиболее частыми являются ошибки на правила, которые изучаются в начальной школе. Особый род дизорфографии представляет собой стойкая неспособность овладеть синтаксическими правилами на письме, т.е. пунктуацией. Дети с дизорфографией особенно нуждаются в логопедической помощи. Без нее они часто оказываются в числе неуспевающих по всем предметам.
Вторичная (неспецифическая) дислексия и дисграфия
Все эти виды дисграфий являются первичными, т.к. обусловлены нарушением одной из базисных для письменной речи предпосылок. Отличительной особенностью вторичных нарушений чтения и письма является отсутствие специфических предпосылок к ним. Такие дети легко дифференцируют фонемы, ориентируются в звуко-буквенном анализе слова, узнают сложные зрительные изображения, у них нет ограничений в движениях. В возникновении вторичных дислексий и дисграфий существенную роль играют дефицит произвольной концентрации, переключения и распределения внимания. Плохая слухо-речевая память мешает запомнить прочитанный или диктуемый текст и правильно воспроизвести его. Особое значение имеет темп деятельности во время письма и чтения. Дети, которые по каким-либо причинам не успевают писать и читать в заданном темпе, торопясь выполнить задание, делают самые разнообразные ошибки. Можно подумать, что у них присутствуют все виды дислексий и дисграфий сразу. Однако при снижении темпа эти дети достаточно хорошо читают и пишут.
Итак, специалисты советуют передать детей с такими нарушениями логопедам и психологам, чтобы те помогли избавиться от столь серьезных нарушений, причем рекомендуется начать коррекционные занятия как можно раньше – в дошкольном или младшем школьном возрасте. Однако не в каждой школе есть логопедическая служба. И начинаются мучения ребенка, родителей и учителей. Зачастую учителя начинают обвинять дитя в лености, небрежности, невнимательности. Заканчиваются такие истории крайне печально.
Может ли учитель начальных классов и русского языка помочь такому ребенку? Несомненно, если вооружится теми же методиками, которыми владеет логопед, а также добавит к ним собственные находки в области обучения грамотному письму.
С чего начать? С диагностики особенностей нарушения письменной речи у каждого конкретного ребенка.
До анализа письменной речи желательно познакомиться с документами на каждого ученика: успеваемость по предметам, педагогическая и психологическая характеристика, социальная характеристика семьи, медицинская карта.
Вот, например, Виктория Л., ученица 3-го класса. Учится у нас с начала года. На первый взгляд интеллектуально развитый ребенок, очень общительный, открытый. Психологи не ставят ему диагноз ЗПР (задержка психического развития), однако не отрицают наличия у него таких нарушений, как дисграфия, дислексия и дизорфография. Семья у Вики не совсем благополучная, есть старший брат – с теми же проблемами, и сестра – абсолютно нет никаких речевых проблем). Речь девочки торопливая, часто нечеткая.
Устно пересказывает правильно, сюжет рассказа понимает. На письме сливала предлоги со словами, могла пропускать буквы, добавлять лишние слоги (признаки дисграфии); стойко не умела писать безударные гласные, как проверяемые, так и не проверяемые ударением; нередко не видела сомнительных и непроизносимых согласных.
Фонематический слух у ребенка не развит, он неправильно повторяет отдельные звуки и слоги; читает достаточно выразительно, без затруднений, память – отличная! Очевидно, у девочки вторичная дисграфия и дизорфография. В процессе занятий в течение года ребенок стал допускать гораздо меньше ошибок; запоминает и правильно пишет словарные слова; дифференцирует части речи; правильно производит морфемный анализ слова.
А что делать с ребятами у которых стойкая первичная дисграфия: путает буквы д – б; и – у; не дописывает буквы в словах или пропускает слоги и буквы (торговце…, подходи…, отрывал вместо открывал, распувать вместо распутывать); путает слова: слово голубовато может услышать и записать как далековато. При написании слов с традиционным принципом орфографии пишет так, как слышит: этова, другова; часто не дифференцирует части речи, вследствие чего стойко не видит неопределенную форму глагола и форму 3-го лица настоящего времени: открываеца, показываца.
Типичными признаками дизорфографии является неумение видеть безударную гласную и проверять ее путем подбора проверочного слова; неумение проверить сомнительную и непроизносимую согласную. Каковы же причины столь сложных нарушений у детей? Видимо, здесь присутствуют как проблемы речевого развития (общее недоразвитие речи, фонетико- фонематическое недоразвитие речи), так и снижение слухо-речевой памяти.
Владислав Брагинский, детский психоневролог, кандидат медицинских наук, заслуженный врач РФ, в статье «Почему не каждому дается грамота?» отмечает:
«Дислексия встречается у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Около 5-8 процентов школьников страдают дислексией. Существует генетическая предрасположенность к наличию этого изъяна, так как это расстройство наблюдается у нескольких членов в отдельных семьях. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу. Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте… Можно ли эффективно помочь детям с дислексией и дисграфией? Да, таким ребятам вполне по силам овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения».
Если такие нарушения, как дислексия и дисграфия, следует исправлять на занятиях с логопедом, то дизорфографию исправить по силам учителю русского языка.
Прежде всего следует отграничить дисграфические ошибки от дизорфографических. Так, если Никита С. путает д – б, и – у, а Вика Ш. – ц – ч, то такие ошибки не учитываются при оценке, хотя и указывается на них. Если дети не дифференцируют и другие пары звуков (акустическая дисграфия – замена букв, соответствующих фонетически близким звукам: б – п; в – ф; д – т; ж – ш; с – ш; з – ж; ч – щ; ч – ть; ц – т; ц – с и др.), можно порекомендовать занятия с помощью пособия Е.П. Фуреевой, Е.В. Шипиловой О.В. Филиппова «Нарушения речи у школьников» (Р/Д: Феникс, 2006). Дополнительно к таким занятиям при различении букв д – б (д – крючок внизу, б – палочка наверху) тренируемся так: сидя или стоя поднимаем руку при написании буквы б, опускаем – при написании д. Различение ц – ч можно производить с помощью образа: цепь (петелька внизу) – чайка (крылышко наверху); (приложение №1)
Рассказать обо всех материалах по коррекции детей с нарушениями письменной речи в формате статьи невозможно. Для каждого ребенка составляется собственная программа. Если у детей похожие нарушения, тогда часть занятий будет групповой, часть – индивидуальной.
Коррекционная работа по преодолению дизорфографии у детей сложна, кропотлива, не всегда сразу приносит результаты. Однако работа эта благодарная. И нужно больше читать, потому что в русском языке столько фонетических приколов, что мама не горюй, так зрительно будет запоминать написание слов.
У нас в школе есть подготовительный (так называемый «нулевой» класс-по программе «Предшкольная пора») мы настраиваем родителей на то, что очень важно уделять внимание развитию изобразительных способностей ребёнка. Педагоги и ученые давно заметили, что у ребенка, имеющего высокий уровень изобразительно-графических навыков, гораздо больше шансов стать успешным школьником, чем у того, кто умеет читать, но плохо владеет карандашом. Всего 10-15 минут в день работы с книжкой-раскраской — и многие школьные проблемы будут решены еще до поступления в первый класс! Я учу детей рисовать пальчиками, ладошкой, мы закрашиваем фон карандашами с помощью графической крошки – детям так нравится растирать по бумаге пальцами и мелкими обрывками бумаги.
Я не говорю уже про мелкую моторику! Игры, головоломки, пазлы, мозаика, конструктор-это все помимо основных предметов.
Вот таким образом мы пытаемся корректировать логопедические проблемы сами, без помощи логопеда, который отсутствует у нас в районе.
Я смотрела по школьным документам, кто и как выходит из положения.
Как же оценивать работы дисграфиков?
В некоторых школах решением МО «Начальные классы» и учителей русского языка утвержден такой алгоритм работы с дисграфиком: все срезовые работы по русскому языку учитель проверяет вместе с логопедом. Логопед выделяет дисграфические ошибки, учитель не учитывает их при постановке оценки. Мы сами вышли с такой инициативой, учителя нас поддержали (они, естественно, заинтересованы в качестве), подключили психолога, который подтвердил, что для психологического комфорта ребенка в период коррекционной работы нужна такого рода поддержка.
А как быть нам???
Литература
- Агафонов В.В. «Неправильные правила» для словарных слов — и не только»/ Ассоциативный орфографический словарик,- Агафонов В.В.,2007.
- Брагинский В., статья «Почему не каждому дается грамота?» / Брагинский В. — Газета «Здоровье детей» — М:1999 г. №09-10
- Зегебарт Г. М.»Учение без мучения. Коррекция дисграфии» / Зегебарт Г. М. — Издательство Генезис М. — 2007 г.
- Калмыкова И.Р. «Таинственный мир звуков»/ Калмыкова И.Р.- Ярославль: Академия развития, 1998.)
- Е.П. Фуреева, Е.В. Шипилова, О.В. Филиппов «Нарушения речи у школьников»/ Фуреева E.П. -(Р/Д: Феникс, 2006).
- Столбунова С.В «Орфографической тетради» (Столбунова С.В. Орфографическая тетрадь. Для 5–9-х классов. Ч. 1.- Ярославль: НОУ «Гуманитарный колледж», 2006.)
- Иншакова О.Б. «Словарные слова в образах и картинках». Пособие для логопеда в двух частях, Иншакова О.Б. / Изд. Владос.2004г.