МЕТОД КРОССЕНС КАК ОБРАЗНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Ашанина О.В.
Учитель географии МБОУ СОШ № 75/62 г. Пензы

МЕТОД КРОССЕНС КАК ОБРАЗНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Аннотация

В данной статье представлены аспекты развития образного мышления средствами метода кроссенс. Рассмотрены принципы и алгоритм создания кроссенса, пример ресурса для 6 класса.

Ключевые слова: образ, пересечение смыслов, ассоциации
Key words: image, the intersection of meanings, associations

Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал…
К.Д. Ушинский

ОБРАЗование или работа с образом

Образ – это результат отражения объекта в сознании человека.
В педагогике понятие «образ» чаще всего незаслуженно играет второстепенную роль, а если задуматься – куда нас приведёт слово «образование»? По сути, школа занимается созданием у ребёнка образа мира и себя самого в нём. В последующей жизни человек активно пользуется накопленными в школьной практике образами для принятия решений и выбора пути. Так что не будем недооценивать их педагогическую значимость.
Образы тесно связанны с ассоциациями, рождающимися в мыслях в ответ на эмоциональный раздражитель. Они могут формироваться на основе различных источников – речи, текста, изображения, звука, видео.
Визуализация позволяет подключить все каналы восприятия информации и сделать картину восприятия более полной, яркой и запоминающейся.
Работа с образами должна выходить на высокий творческий уровень, позволяя трактовать и интерпретировать имеющийся материал со своей точки зрения, оставляя простор для индивидуальности. В этом смысле хорошим средством для творчества, которое можно сделать частью систематической работы по предмету, является кроссенс.

Кроссенс – «пересечение смыслов»
Слово «кроссенс» означает «пересечение смыслов» и придумано авторами писателем, педагогом и математиком Сергеем Фединым и доктором технических наук, художником и философом Владимиром Бусленко по аналогии со словом «кроссворд», которое в переводе с английского означает «пересечение слов». Кроссенс, впервые опубликованный в 2002 году в журнале
«Наука и жизнь», представляет из себя ассоциативную цепочку, замкнутую в стандартное поле из девяти квадратиков для «Крестиков-ноликов». Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько.

Кроссенс может состоять из картинок с прямыми ассоциациями. Например, картинки к теме «Осадки», 6 класс: Солнце, лучи, падающие на Землю – разный угол падения лучей – схема циркуляции воздуха – испарение влаги – восходящие потоки воздуха – облака – дождь. Логическая схема связи между картинками: Солнце нагревает земную поверхность, от угла падения солнечных лучей зависит степень нагревания поверхности, от нагретой поверхности Земли нагревается воздух, формируются циркуляционные потоки, влага с поверхности Земли испаряется, поднимается вверх, воздух охлаждается, влага конденсируется, образуются облака, выпадают осадки. Это простой вариант чтения кроссенса. Он предлагается детям, которые только начали работать с данной технологией.

Кроссенс рекомендуется составлять и читать по принципу «улитки» Главным является квадрат в центре, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе. Чтобы исключить элемент подсказки, название для кроссенса стоит обобщить. Например, как в приведённом примере, называется он не «Атмосферные осадки», а, более обобщённо – «Атмосфера».

Кроссенс может быть более сложным, многомерным и символичным. Такое задание может иметь несколько правильных вариантов ответа, потому что важным становится объяснить свою трактовку, свою линию связей по данным картинкам.

В любом выбранном варианте действует один и тот же алгоритм создания кроссенса:

  1. Определение тематики, общей идеи.
  2. Выделение 8-9 элементов, имеющих отношение к идее, теме.
  3. Выделение отличительных черт, особенностей каждого элемента.
  4. Нахождение связей между элементами, определение последовательности.
  5. Концентрация смысла в одном элементе (центр).
  6. Поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы.
  7. Замена прямых образов и ассоциаций косвенными, символическими.

Для облегчения процесса создания кроссенса имеет смысл сначала заполнить словами каждый квадрат, а потом заменить их образами. Поскольку в этом задании велика роль субъективного восприятия образов и изображений, то возможны свои варианты связей, при условии, что ученик обоснует свою версию.

Кроссенс учителя
Применение кроссенса в курсах географии имеет множество вариантов. Подобранные в определённой логике образы могут быть использованы на любом этапе урока: на стадии вызова для определения темы, для определения и постановки проблемы, на стадии закрепления материала, как способ организации групповой работы на повторительно-обобщающем уроке, как творческое домашнее задание и так далее.

Кроссенс ученика
Такой кроссенс ещё полезней, чем созданный учителем. В первую очередь он отражает глубину понимания учеником заданной темы, способствует развитию логического и образного мышления, повышает мотивацию и развивает способность самовыражения. Стремясь отразить своё видение, ученики ищут интересный дополнительный материал, проявляют нестандартное мышление и повышают уровень собственной эрудиции. Как любое творческое задание, кроссенсы повышают инициативность, креативность и развивают воображение.

Метапредметные кроссенсы
Для формирования универсальных понятий кроссенсы – просто находка, поскольку они позволяют задействовать самые разнообразные образы, работающие на один центральный объект.

Например, ветер – физика Масштаб, координаты – математика Литосфера, гидросфера – ОБЖ Природные зоны – биология, Социальные проблемы – обществознание Географические исследования – история

Приём может быть технологически видоизменён при работе на интерактивной доске. На слайде располагается поле с клетками, ниже расположены рисунки. Сложность состоит в отсутствии готовой последовательности изображений.

Кроме того, можно поместить в центр ключевое изображение и закрыть его шторкой. После размещения картинок по ячейкам учащимся предлагается определить ключевое понятие и проверить его, подняв шторку.

Подобный приём можно использовать, не имея никаких технических средств. Просто подобрать и вырезать картинки на бумаге, предложить составить из них смысловое поле по принципу пасьянса.

Созданные однажды, кроссенсы могут быть применимы не раз в русле различных дисциплин с различными целями. И создавать их одно удовольствие, ведь любое метапредметное понятие, словно клубок из сказки, приводит в самые неожиданные места и раскрывает новые грани понимания привычных вещей.