КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Ашанина О.В.
Учитель географии, МБОУ СОШ № 75/62 г. Пензы

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Аннотация

В статье рассматривается технология использования метода кейсов на уроках географии. Автор предлагает варианты апробированных кейсов для 6, 7, 8 классов. Данный инновационный метод позволяет формировать и развивать коммуникативные компетенции посредством географии.

Ключевые слова: кейс, коммуникативные компетенции, деятельностный подход, практическая задача, групповая деятельность, решение проблем.
Key words: case, communicative competence, activity approach, practical task, group activities, problem solving.

«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями
своей мысли, а не только памятью».
Л.Н. Толстой

В современном географическом образовании школьников на первый план выходит задача создания условий для функционирования среды, способствующей формированию компетентностей обучающихся. Для реализации деятельностного подхода в условиях перехода на новые образовательные стандарты на своих уроках я активно применяю кейс- метод или метод конкретных ситуаций. Он является методом активного проблемного, эвристического обучения, так как направлен не столько на освоение конкретных знаний или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала всех участников образовательного процесса.
Суть метода в том, что учащимся предлагают осмыслить и найти решение для ситуации, имеющей отношения к реальным жизненным проблемам и описание которой отражает какую-либо практическую задачу. Отличительной особенностью данного метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Детям даѐтся возможность сформулировать

проблему, предложить пути еѐ решения, высказать своѐ отношение к ситуации. Основная задача – проявить творческие способности к решению неожиданно возникающих актуальных проблем.
Для работы ребятам предлагается «кейс» – папка с комплектом документов для работы. Нет определенного стандарта представления материала кейса. Источники, в основном, представляются в печатном виде, но использование картографического материала, диаграмм, таблиц, фотографий, рисунков делает его более наглядным для учащихся. Очень результативным является и включение видео-, аудио- и мультимедийных компонентов.
Поставив правильно задачу и подготовив «кейс», необходимо организовать деятельность обучающихся по разрешению поставленной проблемы. Работа в режиме кейс- метода предполагает групповую деятельность. Непосредственная цель метода – совместными усилиями каждая из подгрупп обучающихся анализирует ситуацию и вырабатывает практическое решение. В результате организуется деятельность по оценке предложенных алгоритмов и выбору лучшего в контексте поставленной проблемы решения.
Обеспечить кейс информационным материалом позволяют различные источники: художественная и публицистическая литература, статистические материалы, научные статьи, монографии и научные отчеты.

Примерный перечень материалов в папке – «кейсе»:
1. Конкретный материал для анализа (тот самый источник информации – газетная статья, выдержка из литературного произведения, деловое письмо, видеоролик и т.п.)
2. Вопросы или задания для работы с кейсом.
3. Приложения (карты, диаграммы, записанные на диск, аудио и видеофайлы, флеш- анимации и т.д.)
Примеры кейсов
6 класс. Тема урока: Единство гидросферы (Круговорот воды в природе) Кейс «куда бежит родничок? »

Материалы в папке-кейсе:
1. Стихи о круговороте воды
2. Флеш-анимации «Три состояния воды», «Образование подземных вод»
3. Отрывок из мультипликационного фильма «Заяц Коська и родничок»
4. Аппликация «Круговорот воды»
5. Задания к кейсу

Примерный ход работы над кейсом:
Задание 1
1. Просмотрите отрывок из мультфильма (отрывок останавливается на эпизоде, где заяц спрашивает у родничка: «Да как же ты обратно домой попал?…»
2. Прочитайте стихи Андрея Усачѐва «Откуда берѐтся вода»
3. Просмотрите флеш-анимации
4. Ответьте на вопросы:

  • как родничок оказался опять в своѐм лесу?
  • как менялось состояние воды во время путешествия родничка?
  • сколько времени нужно воде для такого путешествия?

5. Составьте из элементов аппликации схему круговорота воды
6. Расскажите о процессе круговорота воды, используя свою схему
7 класс. Тема урока: Мировой океан
Кейс «Нужен ли на карте пятый океан? »

Материалы в папке-кейсе:

  1. Атлас для 6 или 7 класса (издание, где на карте мира не подписан Южный океан)
  2. Атлас для 7 класса (издание, где на карте мира обозначен Южный океан)
  3. Документ Федеральной службы геодезии и картографии России «О выделении на картах Южного океана»
  4. Задания к кейсу.

Примерный ход работы над кейсом:
Задание 1

Сравните две карты мира. Какие океаны обозначены на каждой из них?
Задание 2. Прочитайте документ Федеральной службы геодезии и картографии России «О выделении на картах Южного океана»
Задание 3. Существует два противоположных мнения учѐных о том, нужно ли выделять на карте Южный океан. Подберите аргументы в поддержку каждой стороны.
Учащиеся анализируют карты: тектоническую, климатические пояса мира, климатическую карту мира, зоогеографическую карту мира, находят аргументы:
1. За выделение Южного океана (единство строения земной коры в районе Южного океана, сходство климатических условий в южной части Мирового океана, единая система течений, единство органического мира)
2. Против выделения Южного океана (традиционный подход к выделению океанов, огромные средства на переиздание учебной и картографической литературы)
Учащиеся высказывают свои мнения, обсуждают предложенные аргументы

7 класс тема урока: климат Евразии Кейс «Когда закончится дождь? »
Материалы в папке-кейсе:
1. Атлас для 7 класса
2. Климатическая карта Евразии
3. Климатограмма г. Берген
4. Книга Г. Фиша «Норвегия рядом» (или отрывок)
5. Аудиофайл с шумом дождя (на диске)
6. Фотографии с изображением дождя (можно в электронном виде представить на диске)
7. Задания.

Примерный ход работы над кейсом:
Задание 1. Прочитайте отрывок из книги Г.Фиша «Норвегия рядом».
«… Лучший подарок возлюбленной в Бергене – дождевой зонт, а лошади шарахаются в испуге от людей без зонтиков… Однажды иностранец спросил у бергенского мальчика, шагавшего в непромокаемых сапогах по лужам: «Давно ли начался дождь?» «Откуда я знаю! – удивился мальчуган — мне ведь всего семь лет», — писал об этом удивительном городе писатель Геннадий Фиш.

Задание 2. Послушайте шум дождя, просмотрите фотографии. Какие чувства у вас вызывает дождь?
Задание 3. Найдите на политической карте Европы Норвегию. По климатической карте определите, какой тип климата характерен для территории страны?
Задание 4. Проанализируйте климатограмму города Берген. Почему Фиш использовал анекдот о маленьком мальчике?
Задание 5. По карте мира определите:

1. Где ещё не Земле выпадает большое количество осадков?
2. Какие проблемы в связи с таким климатом существуют у людей, живущих в таких районах?
Задание 6. Сформулируйте проблемы, приводите аргументы.
Преимущества метода.
Кейс-метод позволяет активизировать различные факторы: теоретические знания по тому или иному курсу, практический опыт обучаемых, их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения, и аргументировано высказать свою.
С помощью этого метода обучающие получают возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, применять на практике теоретический материал.

Литература:

1. Канаева М.В. Развитие универсальных учебных действий. -2011.
2. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т. 1. /Г.К. Селевко. – М.: НИИ шк. технологий, 2006. – 816с.